Решение по иску Бутова О.Ф. к администрации МО город Салехард о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен непригодного для проживания и подлежащего сносу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2011 года Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,

при секретаре судебного заседания: Ассмус Э.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бутова Олега Федоровича к администрации муниципального образования город Салехард о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен непригодного для проживания и подлежащего сносу,.А.кова й 009 годжа 11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

УСТАНОВИЛ:

Истец Бутов Олег Федорович обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Салехард о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.. А.кова й 009 годжа 11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111.А.кова й 009 годжа 11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111В обоснование исковых требований Бутов О.Ф. указал, что квартира № ХХХ в г. Салехард является муниципальной собственностью. Бутов О.Ф. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в администрации муниципального образования г. Салехард с 29.05.2001 года и числится в списке № 1 граждан, вставших на учет до 01.03.2005 года, на получение жилья. На основании совместного решения администрации и профсоюзного комитета Салехардской окружной больницы от 10.02.2004 года № 40 указанная однокомнатная квартира была распределена ему на состав семьи 1 человек, как лицу, нуждающемуся в жилом помещении, сроком на 5 лет. 07.10.2009 года эта квартира включена в число служебных, однако не отнесена к специализированному жилищному фонду в установленном порядке, в связи с чем настаивает, что у него возникло право пользования указанной квартирой на условиях договора социального найма и приватизации жилого помещения. Ссылаясь на п. 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ от 22.07.1993 года № 5487-1, настаивает, что он как врач Салехардской окружной больницы имел право на первоочередное предоставление жилого помещения. На его имя открыт лицевой счет по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые начисляются в соответствии с нормами, установленными органом местного самоуправления, в том числе производится начисление за наём жилого помещения, поэтому исполнение обязанностей нанимателя, вытекающих из договора найма жилого помещения также свидетельствует о фактическом заключении договора найма жилого помещения.

В заявлении от 05.05.2011 года Бутов О.Ф., воспользовавшись правом, предоставленным ему ст. 39 ГПК РФ, изменил свои исковые требования в связи с тем, что дом № 10 по ул. Мира признан аварийным и непригодным для проживания, и просил обязать администрацию г. Салехард предоставить ему благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В судебном заседании истец Бутов О.Ф. участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчика администрации муниципального образования г. Салехард Бондровский Д.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и пояснил, что истец проживает в квартире № ХХХ на условиях договора служебного найма, с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в связи со сносом не обращался, отказ не получал, поэтому ему не может быть предоставлено жилое помещение по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Заслушав мнение представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В судебном заседании установлено, что Бутов О.Ф. в период с октября 2000 года по настоящее время работает ХХХ в ГУЗ «Салехардская окружная клиническая больница».

На основании протокола № 40 от 10.02.2004 года совместного заседания администрации и профсоюзного комитета Департамента здравоохранения ЯНАО Салехардской окружной больницы, освободившаяся однокомнатная квартира по ХХХ, распределена ХХХ Бутову О.Ф., состав семьи 1 человек; стаж работы 5 лет.

07.10.2004 года администрация и профсоюзный комитет ГУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» ходатайствовали о регистрации по месту жительства и о выдаче ордера установленного образца ХХХ Бутову О.Ф. на жилое помещение по адресу: ХХХ и на основании распоряжения № 12-р от 19.01.2005 года администрации муниципального образования город Салехард Бутову О.Ф. было предоставлено жилое помещение на условиях договора найма сроком на 5 лет, по адресу: ХХХ, жилой площадью 20,1 кв.м., общей площадью 34,4 кв.м., состав семьи 1 человек; 18.03.2005 года между МУ «Салехардская дирекция единого заказчика» и Бутовым О.Ф. был заключен договор найма жилого помещения № 0662.

По распоряжению от 07.10.2009 года № 565-СКХ администрации муниципального образования г. Салехард жилое помещение - квартира № ХХХ в г. Салехард была включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному. В пункте 2 распоряжения закреплено, что жилое помещение предоставлено участковому врачу терапевту ГУЗ «Салехардская окружная клиническая больница», на период его работы в указанном учреждении, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, на состав семьи 1 человек.

На основании соглашения от 03.06.2009 года о расторжении договора найма жилого помещения от 18.03.2005 года № 0662-РД, заключенного между администрацией города Садехард и Бутовым О.Ф., на основании заявления нанимателя был расторгнут договор найма жилого помещения № 0662 от 18.03.2005 года на жилое помещение, по адресу: г. Салехард, ХХХ и заключен новый договор найма служебного жилого помещения № 678-СЛН от 08.10.2009 года.

Служебное жилое помещение в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Статьёй 93 ЖК РФ определено назначение служебного жилого помещения: служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Специализированные жилые помещения в соответствии с ч. 1 ст. 99 ЖК РФ предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу п. 3.1 Положения о порядке предоставления жилых помещений в специализированном жилищном фонде муниципального образования г. Салехард, утверждённого Решением Городской Думы муниципального образования г. Салехард от 15.06.2005 г. № 13, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления, муниципальным предприятием или учреждением.

Как установлено ч. 1 ст. 102 ЖК РФ, договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным ЖК РФ основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.

Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено и не оспаривалось представителем ответчика, что вселение истца в жилое помещение, в отношении которого возник спор, произведено при наличии законных оснований и в установленном порядке.

Статьёй 1 ЖК РФ установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Органы местного самоуправления на основании ст. 2 и 14 ЖК РФ в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, посредствам предоставления в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Статьёй 15 ЖК РФ определено, что жилые помещения являются объектами жилищных прав. При этом жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, к компетенции органов местно самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ - пункт 49 Положения.

В силу указанных норм, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, является компетенцией органа местного самоуправления.

Указанное положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания в частности являются факторы, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения технического состояния жилого дома.

Распоряжением администрации муниципального образования город Салехард от 14.02.2011 года № 180-р принято решение о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Салехард, ул. Мира, дом 10 аварийным и подлежащим сносу.

Управлению жилищной политики администрации муниципального образования г. Салехард указано в срок до 31.12.2011 года предоставить нанимателям жилых помещений, расположенных в указанном доме, жилые помещения социального использования и произвести отселение граждан.

Данное обстоятельство - непригодность для проживания и аварийность жилого дома № ХХХ, в котором находится квартира № ХХХ, ответчиком не оспаривается.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Анализ перечисленных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в данном случае законодатель связывает обеспечение граждан жилым помещением по договору социального найма с наличием двух обязательных условий: признание занимаемого жилого помещения непригодным и признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях. При этом юридически значимым обстоятельством является пользование признанного непригодным жилым помещением, на предусмотренных законом основаниях: договора социального найма, договора найма либо служебного найма.

Как видно из справки от 28.03.2011 года, выданной администрацией муниципального образования г. Салехард, Бутов О.Ф. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в администрации города Салехард с 29.05.2001 года и числится в списке № 1 граждан, вставших на учет до 01.03.2005 года, на получение жилья под № 828, и 14.02.2011 года в установленном законом порядке занимаемое истцом по договору служебного найма жилое помещение признано непригодным, следовательно, в силу положений ст. 57 ЖК РФ, требования истца о предоставлении другого жилого помещения являются законными и обоснованными.

Бале того, справки из ГУП ЯНАО Окружной центр технической инвентаризации» и из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО, подтверждают, что Бутов О.Ф. не имеет в собственности жилого помещения на территории муниципального образования город Салехард.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Судом при рассмотрении искового заявления установлено, что дом № ХХХ г. Салехард действительно является непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, судом достоверно установлено, что квартира, в которой проживает истец, представляет опасность для жизни и здоровья по причине аварийного состояния дома.

На основании п. 3 Решения Городской Думы муниципального образования г. Салехарда № 34 от 15.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 квадратных метра общей площади жилого помещения – для семей, состоящих из одного человека.

Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу о необходимости обеспечения истца благоустроенным жилым помещением, соответствующим норме предоставления площади жилого помещения, установленной решением Городской Думы муниципального образования г. Салехарда от 15.11.2005 года, а именно, в размере 33 квадратных метров.

Доводы представителя ответчика о том, что истец не обращался в администрацию с заявлением об обеспечении его жильем, поэтому его требования не могут быть удовлетворены, суд находит несостоятельными, поскольку они противоречат положениям ст. 11 ЖК РФ, которая устанавливает, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. При этом закон не предусматривает соблюдение обязательного досудебного порядка для указанного спора.

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с позицией Верховного Суда РФ, отражённой в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 г.) если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ст. 15 ЖК РФ).

Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, суд находит исковые требования о предоставлении жилого помещения в связи с непригодностью для проживания занимаемого жилого помещения, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования город Салехард предоставить по договору социального найма Бутову Олегу Федоровичу благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в черте города Салехарда общей площадью не менее 33 кв.м., взамен непригодной для проживания квартиры № ХХХ в городе Салехарде.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение суда изготовлено 30 мая 2011 года.

Председательствующий К.В. Лисиенков