Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
01 июня 2011 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,
при секретаре судебного заседания: Ассмус Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шевчук Александра Степановича об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу,
У С Т А Н О В И Л:
Шевчук Александр Степанович обратился в Салехардский городской суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО. В обоснование заявленных требований указал, что 05.03.2010 года на основании протокола о результатах аукциона от 01.03.2010 года № 06-ОАз, ему администрацией г. Салехард был предоставлен земельный участок под строительство жилого дома по улице ___ в городе Салехард. В ноябре 2010 года строительство жилого дома было завершено и администрацией г. Салехард был присвоен адрес: ул. ___, дом ___. 03.02.2011 года Шевчук А.С. обратился в комиссию по проведению технического обследования жилых и общественных зданий с заявлением о разрешении перепланировки индивидуального жилого дома № ____ по ул. _____ в г. Салехард. Затем получил решение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, была произведена перепланировка в его доме, по окончании которой образовалось 8 отдельных жилых помещений и которые были приняты по актам приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. В марте 2011 года он обратился в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, с заявлением о государственной регистрации права собственности на индивидуальные жилые помещения в доме. Однако регистрация была приостановлена и указано предоставить «разрешение на ввод в эксплуатацию объекта». Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта было получено им по окончании строительства, присвоен адрес и выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на дом № ____ по ул. _____ в г. Салехард. Заявитель указывает, что отношения, связанные с перепланировкой жилого помещения, регулируются нормами Жилищного кодекса РФ, а не Градостроительного кодекса РФ. Документы, содержащие описание перепланированного объекта и акты приемочной комиссии имеются, обременений перепланированного объекта не имеется, иных лиц, оспаривающих его права на перепланированный объект нет. В заявлении просил признать решение о приостановлении государственной регистрации и возложении на Шевчука А.С. обязанности предоставить «разрешение на ввод в эксплуатацию объекта» на дом № ___ по ул. ____ в г. Салехард, незаконным.
Заинтересованным лицом Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу представлен отзыв на заявление Шевчука А.С., из которого следует, что 03.03.2011 года в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО подано заявление представителя Шевчука А.С. - Родина В.В. о государственной регистрации прекращения права в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества: индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: г. ____, ул. ____, дом ___, условный номер ______. 30.03.2011 года в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимости и сделок с ним», государственная регистрация прекращения права в связи с ликвидацией объекта: здание: индивидуальный жилой дом, находящиеся по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. ____, дом ____, была приостановлена сроком до 29.04.2011 года в связи с не предоставлением необходимых правоустанавливающих документов; 27.04.2011 года государственная регистрация приостановлена сроком на три месяца, на основании заявления Родина В.В., представляющего интересы Шевчука А.С. Управление считает приостановление государственной регистрации законным и обоснованным, мотивируя свои возражения тем, что 19.01.2011 года объект был зарегистрирован как индивидуальный жилой дом. Договор аренды земельного участка от 05.03.2010 года № 7143, разрешенное использование земельного участка, согласно кадастровому паспорту - индивидуальная жилая застройка усадебного типа, в соответствии со ст. 25.3 Закона о регистрации, государственная регистрация индивидуального жилого дома был произведена на основании кадастрового паспорта от 11.11.2010 года. Впоследствии заявитель и его представитель обратились в Управление за государственной регистрацией права собственности на спорный объект, состоящий из квартир №№1-8, находящихся в здании по адресу: г. Салехард, ул. ___, д. ___. В качестве правоустанавливающих документов представлены акт приемочной комиссии о завершении переустройства и перепланировки жилого помещения от 11.02.2011 года и кадастровые паспорта на квартиры. Из представленных документов было видно, что индивидуальный жилой дом был преобразован в многоквартирный жилой дом, произведен монтаж перегородок, устройство дверных проемов, переустройство системы водоснабжения и канализации, однако представленных документов недостаточно для решения регистрационным органом вопросов в установленном законом порядке, а именно, не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, следовательно, многоквартирный жилой дом не введен в эксплуатацию в установленном законом порядке, земельный участок, на котором расположено здание, не представлялся заявителю для строительства и (или) размещения многоквартирного дома, тогда как акт приемочной комиссии о завершении переустройства и перепланировки жилого помещения не может являться документом, подтверждающим произведенное преобразование индивидуального жилого дома в многоквартирный жилой дом. Просил в удовлетворении заявления Щевчука А.С. отказать.
Из отзыва Службы государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа следует, что осуществление государственного строительного надзора при строительстве объекта «Индивидуальный жилой дом, по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. ___, дом ____, как и при его реконструкции, Градостроительным кодексом РФ не предусмотрено. Органы государственного строительного надзора выдают заключения о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства, если в данном случае осуществлялся государственный надзор. Согласно пункту 1 ч. 2 ст. 49 и ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживании одной семьи. В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее – этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В судебном заседании заявитель Шевчук А.С. на удовлетворении заявленных требований настаивал, привел доводы, изложенные в заявлении.
Представители заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, Бунцев В.А., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, поддержал доводы представленные ранее возражении.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства и городского хозяйства администрации муниципального образования город Салехард Марченко В.Н. считал, что заявление заявителя подлежит удовлетворению, поскольку в данном случае имело место не реконструкция, а перепланировка индивидуального жилого дома в восьмиквартирный жилой дом. Разрешение на перепланировку заявителем было получено в соответствии с требованиями действующего законодательства, после перепланировки приемочной комиссией жилые помещения были приняты в установленном порядке, о чем составлены соответствующие акты на каждое жилое помещение. В части того, что заявителю земельный участок предоставлялся в аренду для строительства индивидуального жилого дома, а в результате произведенной перепланировки он стал восьмиквартирным, то данное обстоятельство не имеет значения для осуществления регистрации права собственности перепланированных жилых помещений, это связана только с использованием земельного участка и касается правоотношений заявителя и департамента земельных отношений.
Представитель заинтересованного лица Службы государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела следует, что 05.03.2010 года между администрацией муниципального образования город Салехард и Шевчуком А.С. был заключен договор аренды земельного участка № 7143, предметом которого явилось пользование земельным участком площадью ___ кв.м. с кадастровым номером ___, категории земель - земли населенных пунктов, находящийся по адресу: г. Салехард, ул. ___ для использования в целях строительства индивидуального жилого дома, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка. Параметры разрешенного использования участка и особые требования к архитектурно-художественному облику указаны в градостроительном плане. Максимальный срок осуществления жилищного строительства 3 года. Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО 15.04.2010 года; вид разрешенного использования – индивидуальная жилая застройка усадебного типа.
12.05.2010 года Шевчуку А.С. управлением архитектуры и градостроительства департамента строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования город Салехард выдано разрешение на строительство индивидуального 2-х этажного жилого дома по ул. ____, срок действия разрешения до 12.05.2020 года.
На основании распоряжения администрации муниципального образования город Салехард от 14.12.2010 года № 703-СКХ индивидуальному жилому дому (инвентарный номер 10082520) присвоен адрес: г. Салехард, ул. __, д. ___.
Как видно из свидетельства о государственной регистрации права, выданного 19.01.2011 года, Шевчук А.С. является собственником индивидуального жилого 2-хэтажного дома, общей площадью ___ кв.м, инв. № ___, лит. А, по адресу: г. Салехард, ул. ___ дом ___, на основании договора аренды земельного участка № 7143 от 05.03.2010 года и кадастрового паспорта здания от 11.11.2010 года, выданного ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации».
03.03.2011 года представитель Шевчука А.С. - Родин В.В. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО с заявлением о государственной регистрации прекращения права в связи с ликвидацией объекта: здание: индивидуальный жилой дом и права собственности на квартиры 1-8, находящиеся по адресу: г. Салехард, ул. ___, дом __.
Уведомлением от 30.03.2011 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО было сообщено Шевчуку А.С. о приостановлении государственной регистрации прекращения права в связи с ликвидацией объекта: здание: индивидуальный жилой дом и права собственности на квартиры 1-8, находящиеся по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. ___ дом ___, документы на которую были представлены 03.03.2011 года; регистрация приостановлена до 29.04.2011 года, начиная с 30.03.2011 года по причине того, что индивидуальный жилой дом преобразован в многоквартирный жилой дом, произведен монтаж перегородок, устройство дверных проемов, переустройство системы водоснабжения и канализации, многоквартирный жилой дом не введен в эксплуатацию в установленном законом порядке, а имеющиеся акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не могут подменять собой разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренную Градостроительным кодексом РФ; земельный участок, на котором расположено здание по адресу: г. Салехард, ул. ___, д. ____ не предоставлялся для строительства и размещения многоквартирного жилого дома.
Однако суд не может согласиться с данными доводами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО по следующим основаниям.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В статье 26 ЖК РФ перечислены основания и порядок проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Так, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. При этом, как указано в ст. 28 ЖК РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
В судебном заседании установлено, что 03.02.2011 года представитель Шевчука А.С. - Родин В.В. обратился к председателю комиссии по проведению технического обследования жилых и общественных зданий с заявлением о переустройстве и перепланировке индивидуального жилого дома по адресу: г. Салехард, ул. ___, д. ___, срок производства ремонтно-строительных работ определен с 01.02.2011 года по 01.03.2011 года в соответствии с проектом (проектной документацией), и 04.02.2011 года Шевчуку А.С. выдано решение о согласовании переустройства и перепланировки жилых помещений в соответствии с представленным проектом.
В соответствии с технической документацией от ноября и декабря 2010 года, жилое помещение - квартира № ____ дома № ____по ул. _____в г. Салехард, год постройки 2010, общая площадь жилого дома ___ кв.м., жилая площадь ___ кв.м., число этажей 2, на первом этаже 4 жилых комнаты, 4 кухни, 4 санузла и 4 коридора, на втором этаже - 4 жилых комнаты, 4 кухни, 4 санузла и 4 коридора.
В техническом паспорте от 28.02.2011 года указаны отдельно 8 квартир: 4 на первом этаже и 4 на втором этаже, каждая из которых состоит из жилой комнаты, кухни, санузла, коридора, а также представлены отдельные технические паспорта на квартиры № № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 дома № ___ по ул. _____.
Из актов приемочной комиссии о завершении переустройства и перепланировки жилого помещения от 11.02.2011 года, утвержденных должностным лицом органа местного самоуправления Ивиным В.В., следует, что приемочная комиссия в составе: заместителя начальника УЖКК Шелюлёва А.Б., специалиста МУ «Салехардская ДЕЗ» Причиской С.А., главного инженера ОЦТИ Макарова А.В., представителя Управления Роспотребнадзора ЯНАО Миллера Д.Н., проектной организации ООО «Универсалсервис» в присутствии заявителя Шевчука А.С., произвела осмотр завершенного переустройством и перепланировкой жилого помещения, расположенного по адресу: г. Салехард, ул. ___, д. ____, кв. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и решением комиссии установлено, что предъявленные к приемке мероприятия (работы): монтаж перегородок, устройство дверных проемов, переустройство системы водоснабжения и канализации произведены в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих для жилых домов. Указано также, что эти акты являются основанием для проведения инвентаризационных обмеров и внесения изменений в поэтажные планы и экспликацию органа технической инвентаризации.
Таким образом, из исследованных письменных доказательств следует, что произведенные заявителем переустройство и перепланировка жилого помещения не имеют признаков самовольных переустройства и (или) перепланировки, установленных в ст. 29 ЖК РФ, поскольку проведены при наличии оснований, предусмотренных статьёй 26 ЖК РФ.
Более того, в части 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В пункте 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ дано понятие реконструкции - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 1 ч. 2 ст. 49 и ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживании одной семьи.
Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30.03.2011 года о приостановлении государственной регистрации права в связи с ликвидацией объекта: здание: индивидуальный жилой дом и права собственности на квартиры 1-8, находящиеся по адресу: ЯНАО г. Салехард, ул. ___ дом ___, мотивировано тем, что заявителем не представлено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта.
Действительно, в пункте 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 17 названного Закона, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В статье 19 Закона о государственной регистрации перечислены основания для приостановления государственной регистрации прав - государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Между тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что разрешение на ввод в эксплуатацию объекта - дома № ___ по ул. ___в г. Салехард было получено Шевчуком А.С. ранее по окончании его строительства, затем жилому дому присвоен адрес и выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности, впоследствии заявителем произведены перепланировка и переустройство жилого помещения, в техническую документацию внесены соответствующие изменения.
При этом суд находит заслуживающим внимания довод заявителя о том, что признаки реконструкции, установленные в пункте 14 ч. 1 Градостроительного кодекса РФ, в данном случае отсутствуют, поскольку имели место монтаж перегородок, устройство дверных проемов, переустройство системы водоснабжения и канализации, которые произведены в соответствии с требованиями нормативных документов, что подтверждается актами приёмочной комиссии о завершении переустройства и перепланировки жилого помещения от 11.02.2011 года, утвержденных должностным лицом органа местного самоуправления, а изменений параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения не было.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу необоснованно приостановлена государственная регистрация права в связи с ликвидацией объекта: здание: индивидуальный жилой дом и права собственности на квартиры 1-8, находящиеся по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. ___, дом ___.
При указанных обстоятельствах, суд находит заявленные Шевчуком А.С. требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление Шевчук Александра Степановича об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30 марта 2011 года о приостановлении государственной регистрации права в связи с ликвидацией объекта: здание: индивидуальный жилой дом и права собственности на квартиры 1-8, находящиеся по адресу: ЯНАО г. Салехард, ул. ___ дом ___, и обязать должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу возобновить регистрационные действия на указанные объекты недвижимости.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение изготовлено 06 июня 2011 года.
Председательствующий К.В. Лисиенков