Решение по иску прокурора города Салехарда в интересах Ямало-Ненецкого автономного округа в лице Департамента образования Администрации МО г. Салехарда к Таировой А. М. о взыскании суммы целевой образовательной субсидии



ЗАОЧНОЕ       Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

07 июня 2011 года                                                                                     г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.

при секретаре судебного заседания: Ассмус Э.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Салехарда в интересах Ямало-Ненецкого автономного округа в лице Департамента образования Администрации МО г. Салехарда к Таировой Алиме Мариновне о взыскании суммы целевой образовательной субсидии,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Салехарда в интересах Ямало-Ненецкого автономного округа в лице Департамента образования Администрации МО г. Салехарда обратился в суд с иском к Таировой А.М. о взыскании суммы целевой образовательной субсидии в сумме 80 000 рублей. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что между Департаментом образования и ответчиком были заключены договора о предоставлении целевой образовательной субсидии: от 22.08.2007 года, от 16.09.2009 года на общую сумму 80 000 рублей. В соответствии с п.п.1.1 вышеуказанных договоров истец (Заказчик) предоставил целевые образовательные субсидии на общую сумму 80 000 рублей путем перечисления на расчетный счет ГОУ ВПО «ТюмГНГУ» платежными поручениями, исполнив свои обязательства по указанным договорам. В соответствии с п.3.2-3.3 договора студент принял на себя обязанность успешно закончить 2007-2008, 2009-2010 учебные годы, за которые ему была предоставлена образовательная субсидия, предоставить сведения о результатах обучения и переводе на следующий курс. Также студент принял на себя обязательства возвратить денежные средства в размере предоставленной субсидии в случае отчисления из ВУЗа по неуважительной причине, а при успешном окончании ВУЗа- предоставить документ, подтверждающий факт трудоустройства по полученной специальности, и отработать на территории г. Салехарда или ЯНАО не менее 3-х лет по полученной специальности. В соответствии с п.4.1. договора студент, не отработавший 3-х лет на территории г. Салехарда или ЯНАО, обязан возвратить денежные средства, перечисленные в ВУЗ за время обучения согласно предоставленным субсидиям. В силу п.4 Положения о порядке предоставления целевой образовательной субсидии за счет средств окружного бюджета для получения высшего профессионального образования предусматривается обязанность студента отработать на территории ЯНАО по окончании ВУЗа не менее 3-х лет по полученной специальности. В соответствии с п.3.3. договоров обязательства гражданина получившего субсидию, считается исполненным после успешного окончания ВУЗа и отработки по специальности не менее 3-х лет в организациях бюджетной сферы ЯНАО или г. Салехарда. В силу положений ст.309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается. 30 июня 2010 года Таирову Т.А. выдан диплом по окончании ГОУ ВПО «ТюмГНГУ», однако свои обязательства по предоставлению документов, подтверждающих трудоустройство в бюджетные организации ЯНАО или г. Салехард не представила, свои обязательства по обязанности отработать в течении 3-х лет на территории ЯНАО или г. Салехарда не исполнила, в связи с чем с нее подлежит взысканию 80 000 рублей.

Прокурор Мосиявич О.В., представитель процессуального истца Копейкин В.А., действующий на основании доверенности истца, в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Прокурор также указала, что студент свои обязательства по договору вообще не исполнял, а именно не отчитывался об успешном окончании очередного курса и вуза в целом. В договоре от 16.09.2009 года в п.3.3 договора определен исчерпывающий перечень оснований для возврата суммы целевой образовательной субсидии, и отсутствие вакансий в трудоустройстве не является основаниям, для не возвращения сумм субсидий.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, по месту жительства, однако не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, выслушав мнение представителя истца, полагавшего возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, совещаясь на месте, определил: дело рассмотреть в порядке заочного производства в соответствии со ст.233 ГПК РФ.

Суд выслушав доводы прокурора, представителя процессуального истца, изучив материалы дела суд приходит к следующим выводам.

Между департаментом образования Администрации МО г. Салехард и ответчиком были заключены договора о предоставлении целевой образовательной субсидии: от 22.08.2007 года на основании Постановления Администрации МО г. Салехард от 24.05.2007 года №180 на сумму 40 000 рублей; от 16.09.2009 года на основании Постановления Администрации МО г. Салехард от 13.07.2009 года №228 на сумму 40 000 рублей. В соответствии с п.п.1.1 вышеуказанных договоров истец (Заказчик) предоставил целевые образовательные субсидии на общую сумму 80 000 рублей путем перечисления на расчетный счет ГОУ ВПО «ТюмГНГУ», что подтверждается платежными поручениями: от 11.09.2007 года №12480; от 22.09.2009 года №13460.

В соответствии с в п. 3.2.4 договора от 22.08.2007 года, п.3.2.1 договора от 16.09.2009 года указано, что ответчик по окончании ВУЗа обязан отработать на территории г. Салехарда или ЯНАО, в соответствии с полученной специальностью, не менее 3-х лет (при наличии вакансии).

Постановлением Администрации ЯНАО от 06.04.2007 года №160-А «О мерах по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием в Ямало-Ненецком автономном округе в 2007 году»утверждено Положение о порядке предоставления целевой образовательной субсидии за счет средств окружного бюджета для получения высшего профессионального образования, согласно п 4. которого условием предоставления субсидии студентам вузов очной формы обучения (их родителям, законным представителям) является следующее:

- по окончании обучения в вузе студент должен отработать не менее трех лет в соответствии с полученной в вузе специальностью в организациях или учреждениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).

В соответствии с указанным Постановлением Администрации ЯНАО Администрацией МО г. Салехард было принято Постановление от 24.05.2007 года №180 «Об организации работы по предоставлению гражданам целевой образовательной субсидии в 2007 году», которым утверждена форма договора о предоставлении целевой образовательной субсидии                   студенту очной формы обучения, в п. 3.2.4. указано, что студент обязан отработать на территории г. Салехарда или Ямало-Ненецкого автономного округа не менее 3-х лет (при наличии вакансии) по окончании обучения в ВУЗе в соответствии с полученной специальностью (квалификацией).

В соответствии с условиями договоров о предоставлении целевой образовательной субсидии, заключенных между истцом и ответчиками, студент обязан отработать на территории г. Салехарда или Ямало-Ненецкого автономного округа не менее 3-х лет (при наличии вакансии) по окончании обучения в ВУЗе в соответствии с полученной специальностью (квалификацией). То есть обязательным условием является наличие вакансии по полученной квалификации и специальности, и при их отсутствии сторона обязательств по договору освобождается от возврата суммы целевой образовательной субсидии.

Ст.309 и 310 ГК РФ не допускают односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Таиров Т.А. 30.06.2010 года успешно окончил обучение в ГОУ ВПО «ТюмГНГУ», ему присуждена квалификация ___ по специальности ____.

Согласно условий договора от 16.09.2009 года документы, подтверждающие трудоустройство должны быть представлены в срок до 01 ноября года окончания вуза.

На запрос суда из департамента занятости населения ЯНАО поступил ответ, согласно которого за период с 30.06.2010 года по 01.11.2010 года вакансии по полученной Таировым Т.А. квалификации с специальности на территории ЯНАО отсутствовали.

То есть ответчик свои обязательства по договорам о предоставлении целевой образовательных субсидий выполнила, не смогли трудоустроиться по полученной специальности и квалификации по причине отсутствия вакансий.

Ст. 56 ГПК РФ определяет, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положений договоров между департаментом образования администрации МО г. Салехард и ответчиком о предоставлении целевых образовательных субсидий департамент образования обязан был оказывать содействие в трудоустройстве Таирова Т.А. по его окончании ВУЗа, но доказательств данного обстоятельства не представил, как и не представил доказательств того обстоятельства, что в указанный период времени имелись вакансии для ее трудоустройства на территории округа в соответствии с полученной им квалификации и специальности.

При установленных судом обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199,233-237 ГПК РФ,                                  

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора города Салехарда в интересах Ямало-Ненецкого автономного округа в лице Департамента образования Администрации МО г. Салехарда к Таировой Алиме Мариновне о взыскании суммы целевой образовательной субсидии, отказать.

Ответчик вправе подать в Салехардский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Стороны могут обжаловать решение в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение в окончательной форме изготовлено 14 июня 2011 года.

Председательствующий       К.В. Лисиенков