Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И Дело №2-1164/2011 14 июня 2011 года г. Салехард. Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи: Богомягковой О.В. при секретаре судебного заседания: Петровой Е.Д., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Ноябрьска в интересах Семченко О—А-- к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Ноябрьска, действуя в интересах Семченко О.А., обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма. В обоснование иска указал, что Семченко О.А. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, так как её мать Семченко Н--- Е---- решением Ноябрьского городского суда от 07.04.1999 года лишена родительских прав в отношении истца, отец - Семченко А--- Г---- решением Дебальцевского городского суда Донецкой области также лишен родительских прав в отношении Семченко О.А. В связи с чем, истица принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включена в список нуждающихся в жилых помещениях, собственного и закрепленного жилья не имеет, приобрела в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом формам, потребность в обеспечении жильем возникла с --.--.2011 года - поскольку истица стала совершеннолетней, опекун истца был освобожден от обязанностей, однако до настоящего времени Семченко О.А. не обеспечена жилым помещением. В иске прокурор просил возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставить Семченко О.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории г. Ноябрьска. Ответчиком представлены возражения на исковое заявления, в которых его представитель заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что Семченко О.А. администрацией г. Ноябрьск принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, и включена органом местного самоуправления в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей на 2011 год, дата возникновения потребности в жилом помещении указана 2011 года. На основании списка органа местного самоуправления, Семченко О.А. включена в Список № 3 на 2011 год под номером «63», который утвержден Губернатором ЯНАО 12.04.2011 года. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности истица не имеет, и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. Каких-либо нарушений жилищных прав Семченко О.А. со стороны Правительства ЯНАО не допущено. В случае принятия судом решения об удовлетворении иска прокурора и возложении на Правительство ЯНАО обязанности предоставить Семченко О.А. жилого помещения по договору социального найма, просил суд на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, установить срок 5 месяцев, необходимый для совершения Правительством ЯНАО и уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа действий по исполнению решения суда, так как на сегодняшний день в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади, что подтверждается письмами Департамента имущественных отношений ЯНАО от 17.03.2011 года. В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард О.В.Мосиявич, действующая по поручению прокурора г. Ноябрьск, на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что Семченко О.А. должна быть обеспечена жилым помещением во внеочередном порядке. Возражала против предоставления ответчику срока для исполнения решения на 5 месяцев, пояснила, что указанные вопросы могут решаться ответчиком в порядке исполнительного производства. Истица О.А.Семченко, извещённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия. Представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа В.Н.Чепурнов, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление. Представитель третьего лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Семченко О.А. --- г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её родители на основании решения судов лишены родительских прав. На основании решения Дебальцевского городского совета исполнительного комитета от 19.07.2006 года № 292 несовершеннолетней Семченко О--- А--- назначен опекун Вашева Л--- М---. Распоряжением заместителя главы администрации от 21.09.2006 года № 717-р "О постановке на учет опекаемой Семченко О--- А --- несовершеннолетняя была принята на учет, как опекаемая в г. Ноябрьск. Из материалов дела следует, что на основании ходатайства Департамента образования администрации МО г. Салехард от 02.02.2010 года № 587 истица Семченко О.А. включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2011 год на территории Ямало-Ненецкого автономного округа под номером «63». В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Как установлено в судебном заседании, Семченко О.А. собственного и закрепленного жилья на территории г. Ноябрьска не имеет, проживает временно по адресу: г. Ноябрьск, пр. ---- д. № --- комната --- по согласию своего опекуна. Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Семченко О.А. приобрела право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме, поскольку право на обеспечение жильем у неё возникло с 28.03.2011 года - с момента её совершеннолетия. Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа. В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади. Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Семченко О.А. в установленном порядке была включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потребность в обеспечении жилым помещением у истицы возникала --.--.2011 года при достижении ею совершеннолетия. Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года. Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны. Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке. При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истице жилого помещения соблюдены: Семченко О.А., 28.03.1993 г.р. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включена в список нуждающихся в жилых помещениях, закрепленного и собственного жилья не имеет, однако до настоящего времени жильём не обеспечена, тогда как такое право у неё возникло --.-.2011 года, по достижении ею совершеннолетия, следовательно, жилищные права истицы были нарушены. Более того, согласно заявления Семченко О.А., предоставленного прокурору, она выразила волю на обращение в её интересах в суд с требованием о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма на территории г. Ноябрьск во внеочередном порядке. В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истицы на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, поскольку потребность в обеспечении жильем возникла в -- 2011 года. Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истице жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению. Разрешая ходатайство представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда на 5 месяцев суд приходит к следующему. Свои доводы представитель ответчика Правительства ЯНАО мотивирует тем, что в настоящее время в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади, и в случае удовлетворения иска необходимо будет подготовить и направить на утверждение в Правительство ЯНАО проект постановления о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для приобретения жилого помещения в соответствии с решением суда; затем принять указанное постановление и довести выделенные бюджетные ассигнования до главного распорядителя средств окружного бюджета - департамента строительства и жилищной политики ЯНАО; далее, разместить государственный заказ на приобретение в собственность автономного округа жилого помещения, зарегистрировать и оформить право собственности автономного округа на приобретенное жилое помещение в собственность государственного жилищного фонда, а затем заключить договор социального найма с Семченко О.А. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные в решении суда действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Вместе с тем, суд находит, что заявленный ответчиком срок исполнения решения суда - 5 месяцев является неприемлемым, так как длительное неисполнение решения суда будет существенным образом нарушать права и законные интересы истицы – её конституционное право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ. Более того, ответчиком Правительством ЯНАО указанными действиями нарушается конституционное право истицы, являющейся лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилого помещения. Установление срока исполнения решения суда на 5 месяцев будет противоречить общепризнанному принципу международного права - проведение судебного разбирательства в разумные сроки, которые по смыслу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, исчисляются со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Таким образом, исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». При указанных обстоятельствах, суд полагает требования об установлении срока исполнения решения суда на 5 месяцев не подлежащими удовлетворению. При этом, суд учитывает, что вопросы об отсрочке исполнения решения суда могут быть рассмотрены по инициативе лиц, участвующих в деле, либо судебного пристава-исполнителя, по правилам статей 203 и 434 ГПК РФ, в порядке исполнения решения суда. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г. Ноябрьск в интересах Семченко О--- А--- к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма удовлетворить. Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить по договору социального найма Семченко О--- А--- благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в черте г. Ноябрьска, общей площадью не менее 33 кв.м. Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд. В окончательной форме решение суда изготовлено 18 июня 2011 года. Судья О.В. Богомягкова