решение по иску Процевского Е.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                                                                                 Дело № 2-1237\2011

22 июня 2011 года                                                                                                   г. Салехард.

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи:                          Богомягковой О.В.

при секретаре судебного заседания:                                   Петровой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Процевского Е------- И------- к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа

о признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы и возложении обязанности назначить пенсию,

                                                        У С Т А Н О В И Л:

         Е.И. Процевский обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы и возложении обязанности назначить пенсию.

       В обоснование иска указал, что в декабре 2010 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 16 мая 2011 года он получил заказное письмо ответчика с отказом в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости №15. Он не согласен с указанным решением, считает его незаконным и недействительным, поскольку для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» требуется специальный трудовой стаж не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Период с 18 октября 2000 года по 31 декабря 2007 года был исчислен ответчиком в календарном порядке, хотя его следовало исчислять в льготном порядке, как и все остальные периоды. В указанный период он работал в должности врача анестезиолога –реаниматолога выездной бригады ГУ Окружной станции скорой и неотложной медицинской помощи, его функциональные обязанности не отличались и не отличаются от функций и характера работы по должности врача анестезиолога-реаниматолога выездной бригады от врача анестезиолога –реаниматолога специализированной бригады. Ответчик не применил к указанному периоду льготный порядок, в связи с чем, необоснованно отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Просил суд признать решение пенсионного органа об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязать включить ему в стаж работы период с 18 октября 2000 года по 31 декабря 2007 года в льготном исчислении и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с декабря 2010 года.

В судебном заседании истец Е.И. Процевский поддержал требования и доводы иска.

Представитель ответчика А.Н. Даянова, действующая на основании доверенности, требования иска не признала. Суду пояснила, что в спорный период истец осуществлял трудовую деятельность в качестве врача анестезиолога-реаниматолога выездной бригады МУЗ «Станция скорой медицинской помощи». В соответствии с Перечнем структурных подразделений, учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в полуторном размере (как 1год и 6 месяцев), являющимися приложением к Правилам №781, в наименовании структурных подразделений указаны отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии. Проверкой, проведенной пенсионным органом, также установлено, что штатным расписанием МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» за период 2000-2007 предусмотрены выездные специализированные бригады. Ранее действующими Списками №464, 1066 также не предусмотрены выездные специализированные бригады, поэтому спорный период был засчитан истцу в календарном, а не в полуторном размере. Ответчик засчитал истцу в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, 25 лет 08 месяцев 29 дней, что является менее требуемого стажа, установленного пенсионным законодательством для назначения пенсии.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный закон от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее 5 лет (ст.7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

На основании ст. 28 ч.1 п.1 п.п. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона:

      лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

     В соответствии с ч.3 ст. 28 этого Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Условия назначения трудовой пенсии по старости, ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Федерального закона, применяются в том случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2003 года, а в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 1.01. по 31.12.2002г. – на день, с которого назначается эта пенсия.

Содержание приведенных норм свидетельствует о том, что ими гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие закона «О трудовых пенсиях в РФ» уже имели необходимый стаж работы в учреждениях здравоохранения.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющую лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781,

предусмотрена должность врачи-анестезиологи-реаниматологи.

В разделе наименование учреждений указано: Отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации.

         Ранее действующими Списком № 464, Списком № 1066 предусмотрен аналогичный порядок исчисления трудового стажа для назначения пенсии врачам анестезиологам-реаниматологам отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-анестезиологам-реаниматологам отделения (группы, палаты, выездной бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии стационаров государственных и муниципальных учреждений.

            В соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, согласно приложению, год работы засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в п.6 настоящих Правил.

            Решением ответчика №15 истцу Процевскому Е.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого стажа. При этом ответчиком исчислен стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в количестве 25 лет 8 месяцев 29 дней. Период работы истца с 18 октября 2000 года по 31 декабря 2007 года исчислен ответчиком в календарном, а не в льготном исчислении.

            В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что в период с 18 октября 2000 года по 31 декабря 2007 года истец работал в должности врача анестезиолога-реаниматолога выездной бригады МУЗ «Станция скорой медицинской помощи».

            Согласно акта о результатах документальной проверки факта работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости № 7 от 11 марта 2011 года, составленного ответчиком, функциональные обязанности истца не отличались и не отличаются от функций и характера работы по должности врача анестезиолога-реаниматолога выездной бригады от врача анестезиолога–реаниматолога специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи.

          При этом, период работы истца с 01 января 2008 года по 20 декабря 2010 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии-реанимации выездной бригады включен в стаж в льготном исчислении.

            Суд полагает, что ответчик дал неправильное толкование нормативным актам, регулирующим назначение исчисление стажа и назначение пенсии медицинским работникам, что привело к вынесению незаконного решения.

Поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере здравоохранения, исключение указанного периода в льготном исчислении из специального стажа истца Процевского Е.И. является незаконным.

        При этом, пенсия за выслугу лет работникам здравоохранения назначается в зависимости от вида деятельности, а не от конкретного места работы в учреждении здравоохранения.

Разрешая спор о включении отдельных периодов трудовой деятельности в стаж истицы, дающий ей право на назначение пенсии, суд исходит из необходимости соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства, а требований о недопустимости ограничения прав и свобод граждан (ч. 1 ст. 19, ст. 55 Конституции РФ).

Суд учитывает то обстоятельство, что согласно позиции Конституционного Суда РФ, отражённой в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П, а также в силу ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ правовая определённость и предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения необходимы, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.

Исходя из приведённой позиции Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу о необходимости включения оспариваемого период трудовой деятельности истицы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с трудовой деятельностью истца в сфере охраны здоровья населения.

        Следовательно, период работы истца с 18 октября 2000 года по 31 декабря 2007 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога выездной бригады МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» засчитываются в льготный стаж как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

    Как следует из материалов дела, истец имеет общий стаж медицинской деятельности с 22 сентября 1982 года по настоящее время, на день обращения за пенсией ему исполнилось 50 лет.

Суд полагает, что ответчик дал неправильное толкование нормативным актам, регулирующим назначение исчисление стажа и назначение пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, что привело к вынесению незаконного решения.

    Следовательно, с учетом стажа, засчитанного ответчиком, специальный стаж Процевского Е.И. составляет более 30 лет.

            Пунктом 23 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» установлено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, в связи с чем, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика назначить трудовую пенсию по старости Процевского Е.И. с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с 20 декабря 2010 года.

При таких обстоятельствах суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ст. 88, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина, уплаченная при подаче иска.

      Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            Исковые требования Процевского Е------- И------- к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы и возложении обязанности назначить пенсию удовлетворить.

              Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа засчитать Процевскому Е------- И------- в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период его работы с 18 октября 2000 года по 31 декабря 2007 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога выездной бригады МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» в полуторном (льготном) размере, т.е. как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

           Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа назначить Процевскому Е------- И------------ досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением, т.е. с 20 декабря 2010 года.

           Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

            В окончательной форме решение изготовлено 23 июня 2011 года.

Судья                             О.В. Богомягкова.