Дело № 2-986/2011 о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

15 июня 2011 года        г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.

при секретаре: Ассмус Э.А.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Салехарда в интересах Чередниченко Лидии Карповны к Администрации муниципального образования г. Салехард о возложении обязанности произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома №12 «а» по ул. __г. Салехард и квартиры №3 дома № 12 «а» по ул. ___г. Салехард, признании за Чередниченко Лидией Карповной права пользования квартирой №3 дома №12 «а» по ул. ____ г. Салехарда на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить с Чередниченко Лидией Карповной договор социального найма жилого помещения квартиры №3 дома №12 «а» по ул. ____ г. Салехард,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Салехард обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Салехард, в интересах Чередниченко Л.К. о возложении на администрацию муниципального образования город Салехард обязанности по осуществлению действий, направленных на принятие жилого помещения - квартиры № 3 дома № 12 «а» по ул. ___ в г. Салехард в муниципальную собственность. Исковые требования мотивированы тем, что в квартире № 3 многоквартирного дома № 12 «а» по ул. ____ в г. Салехард проживает Чередниченко Л.К. Согласно сведений, полученных в ходе проверки, собственником жилого дома являлся СПК «Салехардский». 21.12.2001 года издано распоряжение администрации МО г. Салехард № 1141-р о передаче помещений жилого дома № 12 «а» по ул. ____ г. Салехард в собственность муниципального образования г. Салехард. На основании договора купли-продажи от 25.05.2001 года в собственность муниципального образования г. Салехард передана только квартира № 8 дома № 12 «а» по ул. _____ г. Салехард; квартира № 7 дома № 12 «а» по ул. ____ г. Салехард приватизирована. 19.12.2007 года СПК «Салехардский» ликвидирован в связи с окончанием процедуры банкротства. Остальные 6 квартир дома № 12 «а» по ул. ___ г. Салехард до настоящего времени кому-либо в собственность не переданы, действия по принятию в муниципальную собственность квартиры № 3 дома № 12 «а» по ул. ____ в г. Салехард администрацией муниципального образования г. Салехард не производились. В настоящее время указанный жилой дом № 12 «а» по ул. ___ г. Салехард имеет неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта.

Далее прокурор сообщает, что с учетом положений статей 44-46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений дома № 12 «а» по ул. ___ г. Салехард по вопросу проведения капитального ремонта общего имущества может быть принято только после передачи в собственность квартир №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 дома № 12 «а» по ул. ___ в г. Салехард.

В иске прокурор просил обязать администрацию муниципального образования город Салехард осуществить действия, направленные на принятие жилого помещения - квартиры № 3 дома № 12 «а» по ул. __ в г. Салехард в муниципальную собственность.

В подтверждение полномочий на обращение в суд, прокурором города Салехард представлено заявление Чередниченко Л.К., в котором она просила прокурора города Салехард провести проверку и обратиться в её интересах в суд с заявлением о возложении на администрацию муниципального образования город Салехард обязанности по принятию в собственность квартиры, в которой она проживает, и по проведению капитального ремонта общего имущества дома № 12 «а» по ул. ____ и квартиры № 3.

Впоследствии прокурор увеличил исковые требования и просил обязать администрацию муниципального образования город Салехард осуществить действия, направленные на принятие жилых помещений - квартир №№ 1, 2, 3, 4, 5 и 6 дома № 12 «а» по ул. ___ в г. Салехард в муниципальную собственность, а также обязать администрацию муниципального образования город Салехард произвести капитальный ремонт общего имущества дома № 12 «а» по ул. ____ в г. Салехард. Представлено заявление жильцов дома № 12 «а» по ул. _____ с просьбой об обращении в суд с иском в их интересах.

20.05.2011 года прокурор города Салехард вновь изменил исковые требования и просил возложить на администрацию муниципального образования г. Салехард обязанность произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома № 12 «а» по ул. ____г. Салехард и квартиры №3 дома № 12 «а» по ул. ______ г. Салехард, а также признать за Чередниченко Л.К. право пользования квартирой №3 дома № 12 «а» по ул. ____г. Салехарда на условиях договора социального найма и возложить на ответчика обязанность заключить с Чередниченко Л.К. договор социального найма жилого помещения квартиры №3 дома № 12 «а» по ул. ____ г. Салехард, что также основано на заявлении Чередниченко Л.К., поданном прокурору.

В судебном заседании прокурор Кугаевский А.А. настаивал на удовлетворении уточнённых исковых требований по обстоятельствам, изложенным в заявлении от 20.05.2011 года.

Истица Чередниченко Л.К. в судебном заседании участия не принимала.

Представитель ответчика администрации муниципального образования город Салехард Пропащев Е.В., действующий на основании доверенности, требования иска не признал, мотивируя свои возражения тем, что Чередниченко Л.К. собственником квартиры № 3 дома № 12 «а» по ул. ____ в г. Салехард не является, в настоящее время администрацией муниципального образования город Салехард осуществляются действия по оформлению государственной регистрации права собственности на спорное жилое помещение, заключен договор на проведение работ по технической инвентаризации, в том числе на спорное жилое помещение, после изготовления кадастровых паспортов администрацией муниципального образования город Салехард будет подано заявление о государственной регистрации права собственности, в том числе на квартиру № 3. Договор социального найма с Чередниченко заключить не могут, так как право собственности на данное жилье еще не оформлено муниципалитетом. Капитальный ремонт также возможен после оформления права собственности на дом.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Из материалов дела следует, в том числе из справки № 3036 от 19.09.2010 года, выданной ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации», что по данным технического учета, собственником 8-ми квартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Салехард, ул___, дом 12 «а» является СПК «Салехардский» на основании постановления администрации г. Салехард от 01.06.1995 года № 189 «Об утверждении актов приемки законченных строительством объектов»; согласно договору купли-продажи от 25.05.2001 года собственником квартиры № 8 является муниципальное образование город Салехард; квартира № 7 находится в общей долевой собственности граждан Кислициной Г.П. и Кислицина Д.В. С жильцами квартир № № 1, 4, 5, 6 администрацией города Салехард в период с 2008 года по 2010 год, а квартиры № 8 - в 2005 году были заключены договоры социального найма жилого помещения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунального назначения, находящихся на балансе предприятий, в муниципальную собственность», 21.12.2001 года администрацией МО г. Салехард издано распоряжение № 1141-р «О передаче жилищного фонда и объектов коммунально-бытового назначения СПК «Салехардский» в собственность муниципального образования», в том числе 8-миквартирного жилого дома № 12 «а» по улице ____, однако в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности СПК «Салехардский» и соответственно перехода права собственности на данные жилые помещения к муниципальному образованию город Салехард, передача жилых помещений вышеуказанного жилого дома была произведена ненадлежащим образом. Договоры социального найма были заключены на квартиры № № 1, 4, 5, 6, 8 жилого дома № 12 «а» по ул. ____. Договоры найма квартиры № 3 не заключались.

Как следует из материалов дела, а также выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, СПК «Салехардский» был ликвидирован в связи с окончанием процедуры банкротства 19.12.2007 года, что также следует из решений Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.10.2006 года и от 12.12.2007 года.

Согласно пункта 5 статьи 132 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», жилищный фонд социального использования подлежал передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, при этом передача жилищного фонда в собственность муниципального образования должна была осуществляться без каких-либо дополнительных условий.

Между тем, в судебном заседании установлено, что администрацией муниципального образования город после издания 21.12.2001 года распоряжения № 1141-р о передаче жилых помещений в жилом доме в муниципальную собственность, никакие мероприятия по реализации данного распоряжения осуществлены не были.

Из анализа норм Закона «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что прием в муниципальную собственность жилищного фонда юридического лица - банкрота, является обязанностью органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, суд находит заслуживающим довод прокурора города Салехард о том, что отсутствие зарегистрированных прав собственности на квартиры в жилом доме № 12 «а» по ул. ___ препятствует осуществлению в установленном порядке необходимых мероприятий по поддержанию общего имущества многоквартирного дома в надлежащем состоянии, тем самым нарушаются жилищные права истицы, поскольку в соответствии с уведомлениями Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО сведения о правах на квартиры № 1, 2, 3, 4, 5, 6 не зарегистрированы.

Вместе с тем, при рассмотрении дела установлено, что в настоящее время администрацией муниципального образования город Салехард осуществляются действия по оформлению государственной регистрации права собственности на спорное жилое помещение и заключен договор от 20.04.2011 года с ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации» на проведение работ по изготовлению кадастровых паспортов на жилые помещения, расположенные по адресу: г. Салехард, ул. ____, д. 12-А, квартиры 1, 2, 3, 4, 5 и 6, тем самым признавая свою обязанность по принятию жилых помещений в муниципальную собственность.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила).

В соответствии с пунктами 2 и 5 Правил в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции.

Согласно п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Согласно п. 21 Правил, капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

В силу п. 28 Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения, в том числе, платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Таким образом, порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, установлен указанными Правилами, и проводится на основании решения принятого на общем собрании собственников жилых помещений.

По сведениям, представленным Межведомственной комиссией по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания, муниципального многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, - заключение о признании жилых помещений дома № 12 «а» по ул____ непригодными для постоянного проживания в Межведомственной комиссии отсутствует. В адрес МУ «Салехардская дирекция единого заказчика» поступил протокол № 1 от 27.03.2011 года общего собрания жильцов о необходимости проведения капитального ремонта дома № 12 «а» по ул. ____ в городе Салехард.

Как следует из акта комиссионного обследования жилого дома № 12 «а» по ул. ___от 15.03.2011 года, в результате обследования было установлено, что в жилом доме № 12 «а» по ул. ___ в г. Салехард необходимо проведение капитального ремонта: цокольного перекрытия, системы канализации с переключением на центральный коллектор; системы электроснабжения в местах общего пользования; утепление фасада здания. Жителям дома было предложено заключить договоры социального найма жилых помещений с администрацией города с последующим проведением общего собрания собственников для утверждения и софинансирования перечисленных работ.

По результатам общего собрания жильцов (собственников, нанимателей) многоквартирного дома по ул. ___, дом 12 «а» от 27.03.2011 года: собственников квартиры № 7 Кислицина В. И Кислициной Г., нанимателей квартир № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, были установлены виды работ по капитальному ремонту дома, с направлением предложений и протокола в Дирекцию единого заказчика для определения стоимости ремонтных работ и составления сметы расходов.

Между тем, принимать решение о проведении капитального ремонта общего имущества правомочен его собственник (собрание собственников).

Муниципальным учреждением «Салехардская дирекция единого заказчика» определена ориентировочная стоимость работ по капитальному ремонту дома, а именно, ремонта цокольного перекрытия в сумме 2780425 рублей; ремонта и утепления фасада дома - 697580 рублей; ремонт системы канализации с переключением на центральный коллектор - 550737 рублей и ремонт электропроводки в МОП - 178520 рублей.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что администрация муниципального образования город Салехард, которая на основании распоряжения от 21.12.2001 г. №1141 о передаче жилищного фонда от СПК «Салехардский», была обязана принять в муниципальную собственность жилые помещения дома № 12 «а», фактически является наймодателем шести квартир и собственником одного жилого помещения, поэтому обязана провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома № 12 «а» по ул. ___ г. Салехард и квартиры №3 дома № 12 «а» по ул. ____ г. Салехард.

Разрешая требования иска в части признания за Чередниченко Л.К. права пользования квартирой №3 дома № 12 «а» по ул. ___ г. Салехарда на условиях договора социального найма и возложении на ответчика обязанности заключить с истицей договор социального найма на жилое помещение, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путём признания жилищного права (п.1 ч.3 ст. 11 ЖК РФ). Возникшее право на жилое помещение подлежит надлежащему оформлению.

Из материалов дела следует, что истица проживает в квартире № 3 дома № 12 «а» по ул. ___ в г. Салехард, которая предоставлялась СПК «Салехардский» на основании ордера от 1995 года.

При этом, исследованные в судебном заседании доказательства подтверждают, что вселение истицы в жилое помещение самоуправного характера не носило.

21.12.2001 года администрацией муниципального образования г. Салехард издано распоряжение № 1141-р «О передаче жилищного фонда и объектов коммунально-бытового назначения СПК «Салехардский» в собственность муниципального образования» в связи с банкротством данного предприятия.

Представителем ответчика законность проживания истицы в жилом помещении не оспаривалась, факт передачи жилищного фонда СПК «Салехардский», признанного банкротом, муниципалитету также не оспаривался. Как следует из обстоятельств дела, жилой дом № 12 «а» по ул. __ ранее принадлежал СПК «Салехардский», иные собственники отсутствовали, помимо СПК «Салехардский» жилые помещения никем не распределялись. Жилое помещение № 3 на основе какого-либо найма, в том числе социального найма, никому не предоставлялось.

Кроме того, суд учитывает, что администрацией муниципального образования г. Салехард от СПК «Салехардский» был принят весь жилищный фонд, в том числе жилой дом № 12 «а» по ул. ___.

Органы местного самоуправления на основании ст. 2 и ст. 14 ЖК РФ в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, посредством предоставления в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма. С учётом изложенного, защита жилищных прав истицы не может быть поставлена судом в зависимость от надлежащего характера оформления факта предоставления жилого помещения.

Кроме того, суд учитывает, что издание администрацией муниципального образования г. Салехард распоряжения от 21.12.2001 г. №1141 о передаче жилищного фонда СПК «Салехардский» в ведение муниципалитета было обусловлено исполнением постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность», о чём имеется ссылка в распоряжении.

Согласно п. 2 Положения, утверждённого указанным постановлением, передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенные в состав приватизируемого имущества предприятий согласно п.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий».

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» № 14 указано, что, так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Исходя из периода возникновения спорных правоотношений, до принятия спорного дома в муниципальную собственность, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы о договоре социального найма.

Также суд учитывает, что само по себе отсутствие договора социального найма в письменной форме не свидетельствует об отсутствии у истицы права пользования жилым помещением, в отношении которого возник спор, именно на основе социального найма.

На основании ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется гражданином на основании договора социального найма. При этом ст. 63 ЖК РФ определена письменная форма договора социального найма.

Аналогичные положения были установлены действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений ст. 50 ЖК РСФСР, которой было установлено, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения. Статьёй 51 ЖК РСФСР предусматривалась письменная форма договора найма жилого помещения.

При этом ст. 63 ЖК РФ, также как ранее действовавший ЖК РСФСР (ст. ст. 50, 51), не содержат положений о последствиях несоблюдения письменной формы договора социального найма.

Представитель ответчика законность проживания истицы в спорной квартире и отсутствие самоуправного вселения с её стороны не оспаривал.

Кроме того, суд учитывает, что представителем ответчика не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений законодательства при предоставлении истице жилого дома.

При таких обстоятельствах исковые требования в этой части также являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить на администрацию муниципального образования г. Салехард обязанность произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома № 12 «а» по ул. ___г. Салехард и квартиры №3 дома № 12 «а» по ул. ___ г. Салехард.

Признать за Чередниченко Лидией Карповной право пользования квартирой №3 дома № 12 «а» по ул. ___ г. Салехард на условиях договора социального найма, и возложить на администрацию муниципального образования г. Салехард обязанность заключить Чередниченко Лидией Карповной договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Салехард ул. ____, дом 12 «а», квартира 3.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 20 июня 2011 года.

Председательствующий /подпись/

Копия верна судья        К.В. Лисиенков