Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 июня 2011 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания: Ассмус Э.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стоянова Ивана Георгиевича к Муниципальному предприятию «Салехардэнерго» муниципального образования город Салехард о взыскании недоначисленной заработной платы и отпускных за период с 01 января 20естерова Александра Павловича08 года по 13 июля 2010 года, взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы
УСТАНОВИЛ:
Стоянов И.Г. обратился в суд с иском к муниципальному предприятию «Салехардэнерго» муниципального образования город Салехард (далее МП СЭ) о взыскании недоначисленной заработной платы и отпускных за период с 01 января 20естерова Александра Павловича08 года по 13 июля 2010 года, взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы.
В обоснование иска указал, что в целях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в жилищно-коммунальной сфере, повышения эффективности работы организации жилищно-коммунального хозяйства, а также в целях реализации трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли Общероссийским отраслевым соглашением объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22 июня 2007 года было заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 г.г. ( далее ОТС в ЖКХ на 2008-2010 г.г.), которое было продлено с 01.01.2011 года по 01.01.2014 годы, но его положения работодателем не выполнялись, тарифная ставка рабочего первого разряда им устанавливалась меньше, чем определено в ОТС ЖКХ на 2008-2010 г.г., и соответственно заработная плата ему выплачивалась в размере меньшем, чем определено в ОТС в ЖКХ на 2008-2010 г.г. О существовании отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ ему не было известно до марта 2011 года. 13 июля 2010 года трудовой договор был с ним расторгнут в связи с сокращением численности работников. Просил взыскать недоначисленную заработную плату за период с 01 января 20естерова Александра Павловича08 года по 13 июля 2010 года в сумме 758 651 рубль 47 копеек. Также просил взыскать компенсацию за задержку выплаты заработной платы в сумме 194 725 рублей 80 копеек.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в адрес суда ходатайство с просьбой о рассмотрении дела по существу в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца адвокат Глоба Л.Н., действующая на основании ордера, на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что считает срок обращения в суд истцом не пропущен, так как правоотношения являются длящимися и в соответствии с п.56 положения Постановления Пленума Верховного суда №2 от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в данном случае по задолженности по заработной плате сроки обращения в суд не применяются. В рассматриваемом споре речь идет не о взыскании начисленной заработной платы, а о взыскании недоначисленной заработной платы, поэтому считает, что должны применятся положения ст.6 ГК РФ по аналогии закона.
Представитель ответчика Канева Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила в адрес суда ходатайство с просьбой о рассмотрении дела по существу в отсутствие представителя ответчика, а также представила отзыв на исковое заявление в котором указала, что требования иска не признала, заявила о пропуске истцом установленного законом срока для обращения в суд, установленного ст.392 ТК РФ. Истец состоял в трудовых отношениях с ответчиком. МП «Салехардэнерго» является унитарным предприятием, система оплаты труда в котором установлена коллективным трудовым договором. Истец с 01 января 2008 года своевременно и в полном объеме получает заработную плату, а также расчетные листы, в которых указана структура заработной платы. 28 октября 2008 года на предприятии был издан приказ № 867-п о снижении размера премии, выплачиваемой работникам, и увеличения тарифной ставки рабочего первого разряда для поэтапного перехода к ОТС в ЖКХ на 2008-2010 г.г.. Приказом № 1440-п от 01 декабря 2010 года работодатель в очередной раз увеличивает тарифную ставку рабочего первого разряда для поэтапного перехода к ОТС в ЖКХ на 2008-2010 г.г., при этом снижая премию. С названными приказами истец ознакомлен под роспись. Кроме этого истец на основании изданных, указанных выше приказов подписал дополнительные соглашения к трудовому договору, ежемесячно получал заработную плату и расчетные листы, из которых видна структура заработной платы, следовательно, знал о нарушении своих прав с 2008 года. Однако, в суд с иском о взыскании недоначисленной заработной платы обратился только в мае 2011 года. При этом, правоотношения не носят длящийся характер, поскольку повышение заработной платы, о которой заявляет истец, не была начислена. ОТС в ЖКХ на 2008-2010 г.г., на которое ссылается истец, вступило в законную силу с 01 января 2008 года, было опубликовано в средствах массовой печати, размещено на сайте Министерства здравоохранения и социального развития. Истец имел возможность с ним ознакомиться. С 2008 года в предприятии шли коллективные переговоры, по итогам которых в коллективный договор предприятия внесены изменения о повышения тарифной ставки рабочего первого разряда с 01 июля 2011 года до 3500 рублей, с 01 января 2012 года- до 4200 рублей. Вместе с тем по согласованию с Администрацией МО г. Салехард для выхода предприятия из кризисной ситуации принято решение об установлении тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 4200 рублей с 01 июля 2011 года. Указала, что достигнутое в ходе работы примирительной комиссии соглашение имеет в силу ст. 408 ТК РФ обязательную силу. Кроме того, единственным источником доходов МП «Салехардэнерго» является регулируемые виды деятельности. Регулятором тарифов является исполнительный орган власти- Служба по тарифам ЯНАО. При установлении тарифов на 2008-2011 г.г. предприятие заявляло на утверждение фонд оплаты труда, исходя из ставки рабочего 1 разряда, определенной Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ, но экспертизой регулирующего органа тариф принимался в меньшем размере в соответствии с применением установленных ФСТ предельных индексов ростов тарифов на коммунальные услуги. Следовательно, МП «Салехардэнерго» не имеет законных оснований для пересмотра установленных тарифов за три года, а резкое увеличение тарифов будет иметь серьезные последствия для всего региона.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполняемой работы.
Работодатель в соответствии со ст. 22 ТК РФ обязан выплачивать работнику заработную плату в сроки, установленные трудовым кодексом, трудовым и коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истец состоял в трудовых отношениях с ответчиком с 09.07.1993 года. 22.05.2007 года между сторонами был заключен трудовой договор №728 истец работал в должности начальника (заведующего) гаража 10 разряда автотранспортного цеха.
Согласно копии соглашения об изменении условий трудового договора от 17 ноября 2008 года, подписанного сторонами, с 01 января 2009 года выплата месячной премии с 40% от должностного оклада снижена до 30% должностного оклада.
Приказом ответчика от 09.07.2010 года №802-к истец с 13.07.2010 года уволен в связи с сокращением численности работников организации в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ.
Статьей 134 ТК РФ закреплено положение об обеспечении повышения уровня реального содержания заработной платы и определен порядок принятия решений по этому вопросу в организациях с различным правовым статусом.
Так, в организациях финансируемых из соответствующих бюджетов, решения принимаются в порядке, определяемом законами или иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а в других организациях- по правилам, установленным коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами.
Системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов и различного вида выплат устанавливаются в соответствии со ст.135 ТК РФ в основном в том же порядке, что и положения об обеспечении уровня реального содержания заработной платы, т.е. для работников организаций, финансируемых из бюджета, в порядке, предусмотренным соответствующими законами или иными нормативно-правовыми актами, а для работников других учреждений – в порядке, установленном коллективными договорами, соглашениями или другими локальными актами этих организаций.
Оплата труда работника в МП «Салехарэнерго» устанавливается в договорном порядке в соответствии с условиями трудового договора и коллективного договора, соглашения, действующими на предприятии.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что МП «Салехардэнерго» является унитарным предприятием, коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, действует на основании хозяйственного расчета и самофинансирования.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № 1035 от 29 марта 2011 года, учредителем является Департамент имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Салехард.
Пунктом.2.1 Устава установлено, что целью создания предприятия является выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Как следует из п.п.2.2 Устава предприятие осуществляет следующие виды деятельности: производство (выработка) электрической энергии и транспортировка ее потребителям, деятельность по продаже электроэнергии гражданам, производство (выработка) тепловой энергии и транспортировка ее потребителям, деятельность по эксплуатации тепловых и электрических сетей, оказание услуг гражданам по водоотведению, удаление и обработка твердых отходов, хранение нефти, газа и продуктов их переработки и т.д.
В целях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в жилищно-коммунальной сфере, повышения эффективности работы организации жилищно-коммунального хозяйства, а также в целях реализации трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий" и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22.06.2007 г. было заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 гг.
Данное отраслевое тарифное соглашение утверждено Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстроем) 02.07.2007 г.
В соответствии с ч. 8 ст. 45 ТК РФ отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли.
В силу ч. 3 ст. 48 ТК РФ соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение.
Заключенное на федеральном уровне Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 гг. прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службу по труду и занятости, зарегистрировано за № 71/08-10 от 05 сентября 2007 г., опубликовано в журнале "Труд и страхование" (№ 10"11, 2007 г.) и было размещено на официальном сайте Минздравсоцразвития России.
Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 389-ТГ было предложено работодателям отрасли, не участвующим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
В соответствии с заключенным 19 февраля 2010 г. Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий" и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения соглашением Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 гг. продлено на три года с 01 января 2011 г. по 01 января 2014 г.
Указанное соглашение о продлении срока действия отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости Российской Федерации 02 апреля 2010 г., регистрационный номер № 145/11-14, письмо Роструда от 02.04.2010 г. № 1611-ТЗ.
Ответчик в силу ч.2 ст. 48 ТК РФ принял данное предложение еще в 2008 г. и считается присоединившимся к Отраслевому тарифному Соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 гг. еще на три года – с 01 января 2011 г. по 01 января 2014 г., в соответствии с заключенным 19 февраля 2010 г. Соглашением.
Таким образом, положения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 гг., а также Соглашения от 19.02.2010 г. о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на три года с 01 января 2011 г. по 01 января 2014 г., распространяются на муниципальное предприятие "Салехардэнерго" муниципального образования г. Салехард.
В соответствии с п. 2.3 Соглашения с 01 января 2008 г. базовая месячная ставка рабочего первого разряда устанавливалась не менее 2550 руб., а с 01 января 2009 г. – не ниже 3500 руб., с 01 января 2011 г. – не менее 4200 руб.
Из этого же пункта следует, что в зависимости от финансового и экономического состояния Организации, социальных, экономических и производственных факторов работодатель вправе устанавливать в Организации тарифную ставку рабочих первого разряда, превышающую базовый размер (в ред. Соглашения, утв. 12.08.2008; Соглашения, утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий" N С-06/1, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения N 01/179-В 09.06.2010)
В соответствии с действующим законодательством минимальная заработная плата работников не должна быть менее установленной региональным соглашением о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации.
Минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается в размере, равном произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на коэффициент особенностей работ Организации. Коэффициенты особенностей работ приведены в Приложении N 2 к данному Соглашению.
Работодатель обеспечивает размер базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъектах Российской Федерации, при наличии у него финансовых возможностей. Сроки приближения размера базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения определяются коллективными договорами.
Размер минимальной месячной тарифной ставки, определенный данным Соглашением, региональными или территориальными отраслевыми соглашениями, коллективными договорами, является основой для дифференциации всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.
МП "Салехардэнерго" МО г. Салехард утвердил штатные расписания в 2008, 2009, 2010, 2011 гг., установил месячную тарифную ставку рабочего первого разряда в меньшем размере, чем установленный Соглашением размер базовой месячной ставки рабочего первого разряда.
Так, Приказом № 1058-п от 12.12.2007 г., минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда была установлена в размере 1871,64 руб.; приказом № 964-п от 04.12.2008 г. минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда была установлена в размере 2139,29 руб.; приказом № 1012-п от 07.12.2010 г., минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда была установлена в размере 2271,93 руб.; приказом № 1440-п от 01.12.2011 г. минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда была установлена в размере 2453,68 руб., с 01.03.2011 г. – 2699,05 руб.
Из вышеизложенного следует, что установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя и коллектива и при наличии финансовых возможностей является основой для дифференциации всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.
Действующее трудовое законодательство не содержит положений об обязательном соответствии коллективного договора отраслевому тарифному соглашению.
В тоже время работодатель обязан обеспечивать работнику условия труда, предусмотренные как коллективным договором, так и отраслевым соглашением, согласно положений ст.56 ТК РФ.
В самом ОТС ЖКХ на 2008-2010 г.г. (п.1.7.) указан порядок его действия: оно применятся при заключении коллективных и индивидуальных трудовых договоров и имеет прямое действие, если на предприятии нет коллективного договора.
Поскольку в МП «Салехардэнерго» имеется коллективный договор, данное соглашение должно применяться при заключении коллективных и индивидуальных трудовых договоров и имеет прямое действие, если на предприятии нет коллективного договора. Индивидуально к каждому работнику при заключении трудового договора или разрешении индивидуального трудового спора обязательному применению отраслевое соглашение не подлежит.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 28 октября 2008 года ответчиком был издан приказ № 867-П «О внесении изменений в положение о текущем премировании персонала по результатам хозяйственной деятельности предприятия», согласно которому в связи с планируемым повышением тарифной ставки рабочего первого разряда для поэтапного перехода на Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы в части системы оплаты труда и более эффективного формирования и использования фонда оплаты труда на 2009 год установлен размер премии по текущему премированию персонала за основные результаты хозяйственной деятельности предприятия 30 % с 01 января 2009 года.
Указанные изменения были внесены также и в коллективный договор предприятия, трудовой договор с истцом.
С названными приказами истец ознакомлен работодателем под роспись, что следует из копии приказа.
Из возражений представителя ответчика следует, что уменьшение размера текущей месячной премии способствовало увеличению тарифной ставки рабочего первого разряда для поэтапного перехода к Отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ.
Исходя из статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Гарантируя гражданам право на труд и судебную защиту, государство посредством правового регулирования установило и обязанность граждан по добросовестному использованию принадлежащих им прав, в том числе специальные сроки для обращения в суд за их восстановлением, а также право суда отказать в восстановлении процессуального рока, если причины его пропуска будут признаны неуважительными.
При этом пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске без исследования фактических обстоятельств дела по существу (подп.2 п.6 ст.152 ГПК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 392 ТК РФ, которой руководствовался суд, разрешая возникший спор, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Кроме того, по общему правилу, установленному п.1 ст.200 ГК РФ, начало течения срока исковой давности следует исчислять с даты, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В судебном заседании представителями ответчика заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении исковых требований истца в связи с пропуском истцом срока обращения в суд без уважительных причин.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Как установлено в судебном заседании, истцу о нарушении права стало известно 28 октября 2008 года, о чем свидетельствуют копия приказа № 867-п от 28 октября 2008 года с его росписью об ознакомлении.
Из объяснений представителя истца, возражений представителя ответчика в судебном заседании следует, что приказ ответчика № 867-п от 28 октября 2008 года истцом в судебном порядке не оспаривался.
Кроме того, о всех составляющих частях заработной платы истцу было известно из расчетных листов, которые он получал ежемесячно.
При этом иск в суд истец подал 23 мая 2011 года, в то время как был уволен от ответчика 13 июля 2010 года.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что установленный законом срок для обращения в суд за защитой своих прав истцом пропущен. Никаких уважительных причин пропуска срока судом не установлено. Истцом в судебном заседании доказательств в подтверждение уважительности причин пропуска срока не приведено.
Статьей 392 ТК РФ срок на обращение в суд установлен как пресекательный, в связи с чем, защита права может быть осуществлена в судебном порядке истцом только в течение данного срока.
В соответствии с п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).
При этом, правоотношения в части взыскания недоначисленной заработной платы не носят длящийся характер, поскольку суммы, которые просит взыскать истец не были ему начислены в качестве заработной платы, и в данном случае положения п.56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» не подлежат применению, поскольку в нем идет речь о начисленной, но не выплаченной заработной платы.
Следовательно, удовлетворение судом заявленных исковых требований, срок предъявления которых пропущен без уважительных причин, не будет соответствовать закону и общеправовым принципам разумности и справедливости.
Заслуживает внимания суда довод представителя ответчика о том, что Отраслевое тарифное соглашение издано не ответчиком и было опубликовано в средствах массовой печати и размещен на сайте Министерства здравоохранения и социального развития.
Препятствий для ознакомления истца с Отраслевым тарифным соглашением в средствах массовой информации и в Интернете не имелось.
Иных доказательств истцом суду не представлено.
С учетом того, что истцом был пропущен установленный законом срок для обращения в суд, суд находит требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Стоянова Ивана Георгиевича к Муниципальному предприятию «Салехардэнерго» муниципального образования город Салехард о взыскании недоначисленной заработной платы и отпускных за период с 01 января 20естерова Александра Павловича08 года по 13 июля 2010 года, взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков