Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
30 мая 2011 года Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Гниденко С.П.
при секретаре судебного заседания: Морозовой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Салехарда, действующего в интересах Ямало-Ненецкого автономного округа в лице департамента образования администрации муниципального образования г. Салехард, к Алимовой Р--- М--- о взыскании денежных средств, предоставленных в виде целевой образовательной субсидии,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Салехарда, действующий в интересах Ямало-Ненецкого автономного округа в лице департамента образования администрации муниципального образования г. Салехард, обратился в суд с иском к Алимовой Р--- М--- о взыскании денежных средств, предоставленных в виде целевой образовательной субсидии в размере 118 200 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что 03 сентября 2007 года, 15 сентября 2008 года и 25 августа 2009 года между Департаментом образования администрации муниципального образования город Салехард и Алимовой Р--- М--- были заключены договоры о предоставлении целевой образовательной субсидии для получения высшего образования по очной форме обучения Сайфулиным А. Ю. В соответствии с п.п.1.1, 2.1 названных договоров и Положением о порядке предоставления образовательной субсидии за счет средств окружного бюджета, утвержденным Постановлением Губернатора ЯНАО от 28 февраля 2005 года № 85, департамент образования принял обязательства перечислить целевую образовательную субсидию в сумме 118 200 рублей исполнителю – государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет». Студент в соответствии с п.п. 3.2, 3.3. договора принял на себя обязанность закончить успешно 2007-2008, 2008-2009, 2009-2010 учебные года, за которые ему была предоставлена субсидия, предоставить сведения о результатах обучения и переводе на следующий курс. Также студентом была принята обязанность возвратить денежные средства в размере предоставленной суммы в случае отчисления из ВУЗа по неуважительной причине, а при успешном окончании ВУЗа – предоставить документ, подтверждающий факт трудоустройства по полученной специальности, и отработать на территории города Салехард или ЯНАО не менее 3-х лет по полученной специальности. В соответствии с п. 4.1 договора студент, не отработавший 3-х лет на территории г. Салехарда или ЯНАО, обязан возвратить денежные средства, перечисленные в ВУЗ за время обучения согласно предоставленным субсидиям. Управлением образования администрации г. Салехард обязательства по перечислению субсидии исполнены надлежащим образом. Однако ответчик Алимова Р.М. согласно сведениям Департамента образования администрации муниципального образования город Салехард не отчиталась об использовании целевой образовательной субсидии, вытекающие из договора обязательства о предоставлении документов о трудоустройстве в бюджетные учреждения ЯНАО или г. Салехард ею не исполнены. Согласно ответу ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» от 23 декабря 2010 года Сайфулин А.Ю. окончил данное учреждение 22 июня 2010 года. Таким образом, обязанности по заключенному договору о предоставлении образовательной субсидии ответчик не исполнила. В связи с чем, прокурор просил взыскать с ответчицы в пользу бюджета ЯНАО денежные средства в размере предоставленной целевой образовательной субсидии в сумме 118 200 рублей путем перечисления их в кассу централизованной бухгалтерии Департамента образования администрации МО г. Салехарда.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехарда Мосиявич О.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Также пояснила, что отсутствие вакансий на территории ЯНАО и г. Салехарда соответствующих специальности и квалификации студента не является основанием для освобождения ответчика от обязанности вернуть денежные средства, поскольку договором установлен исчерпывающий перечень обстоятельств при которых данная обязанность не подлежит исполнению ответчиком, при этом отсутствие вакансии в указанном в договоре перечне отсутствует.
Представитель истца – департамента образования администрации муниципального образования город Салехард Копейкин В.А., действующий на основании доверенности, требования иска поддержал.
Ответчица Алимова Р.М. против иска возражала. Представила письменный отзыв, привела изложенные в нем доводы. Суду пояснила, что ее сын и она принимали попытки трудоустроится на территории города, однако вакансии соответствующие его квалификации и специальности отсутствовали.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Между Управлением образования Администрации город Салехард и ответчицей Алимовой Р.М., действующей в интересах студента Сайфулина А. Ю., были заключены договоры о предоставлении целевой образовательной субсидии: от 03 сентября 2007 года на основании Постановления Администрации ЯНАО от 06 апреля 2007 года № 160-А на сумму 38 360 рублей; от 15 сентября 2008 года на основании Постановления Администрации ЯНАО от 13 мая 2008 года № 220-А на сумму 39 920 рублей; от 25 августа 2009 года на основании Постановления Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 июня 2009 года № 328-А на сумму 39 920 рублей.
В соответствии с п.п. 1.1 вышеуказанных договоров от 03 сентября 2007 года и от 15 сентября 2008 года, а также п.п. 1.1, 2.1 договора от 25 августа 2009 года истец (Заказчик) предоставил целевые образовательные субсидии на общую сумму 118 200 рублей путем перечисления на расчетный счет Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, что подтверждается платежным поручением от 07 сентября 2007 года № 12292 на сумму 38 360 рублей; платежным поручением от 25 сентября 2008 года № 13246 на сумму 39920 рублей и платежным поручением от 31 августа 2009 года № 12124 на сумму 49900 рублей.
В соответствии с пунктами 3.2.4 договор от 03 сентября 2007 года и от 15 сентября 2008 года, студент обязуется отработать на территории г. Салехарда или Ямало-Ненецкого автономного округа не менее 3-х лет (при наличии вакансии) по окончании обучения в ВУЗе в соответствии с полученной специальностью (квалификацией).
Аналогичная обязанность предусмотрена и в п. 3.2.1 договора от 25 августа 2009 года, согласно которому по окончании обучения в ВУЗе выпускник обязан отработать не менее трех лет (кроме случаев предусмотренных п. 3.3. настоящего договора) в соответствии с полученной специальностью в организациях и учреждениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, причем этот стаж может быть непрерывным, так и суммироваться и состоять из нескольких периодов работы в автономном округе.
Постановлением Администрации ЯНАО от 06 апреля 2007 года № 160-А «О мерах по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием в Ямало-Ненецком автономном округе в 2007 году», утверждено Положение о порядке предоставления целевой образовательной субсидии за счет средств окружного бюджета для получения высшего профессионального образования, согласно п. 4 которого условием предоставления субсидии студентам вузов очной формы обучения (их родителям, законным представителям) является следующее: по окончании обучения в вузе студент должен отработать не менее трех лет в соответствии с полученной в вузе специальностью в организациях или учреждениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Аналогичные условия предоставления субсидии были закреплены и в последующих соответствующих Положениях (Порядках) принятых на 2008 и 2009 годы (постановление Администрации ЯНАО от 13 мая 2008 года № 220-А, постановление Администрации ЯНАО от 18 июня 2009 года № 328-А).
В соответствии со ст. 309 и 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом не допускается.
Согласно пунктам 3.2.3 договоров от 03 сентября 2007 года и от 15 сентября 2008 года студент обязан предоставить заказчику документ, подтверждающий факт трудоустройства, в срок до 01 сентября года окончания ВУЗа.
Пунктом 3.2.2 договора от 25 августа 2009 года указанный срок изменен, и в соответствии с ним выпускник обязан в срок до 01 ноября года окончания ВУЗа представить в Департамент образования администрации МО г. Салехард (справку с места работы, или копию трудовой книжки) за подписью руководителя организации (учреждения) с оттиском печати юридического лица, подтверждающий факт трудоустройства.
Как следует из материалов дела, студент Сайфулин А.Ю. 22 июня 2010 года успешно окончил обучение в Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, ему присуждена квалификация «Менеджер социально-культурной деятельности» по специальности «Социально-культурная деятельность», что подтверждается копией диплома и выпиской из приказа Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий от 22 июня 2010 года № 530-КС.
Согласно пояснениям ответчицы, по окончании обучения ее сын Сайфулин А.Ю. обращался в Центр занятости населения г. Салехарда с целью трудоустройства и был поставлен на учет в качестве безработного, однако в связи с отсутствием вакансий соответствующих его специальности и квалификации трудоустроен не был, что также подтверждается справкой Центра занятости населения города Салехард № 89, планом самостоятельного поиска работы, а также письмом ГУ Центр занятости населения города Салехард от 18 мая 2011 года № 82/01-08 об отсутствии вакансий по специальности «Социально-культурная деятельность» с квалификацией «Менеджер социально-культурной деятельности» в период с 01 июля 2007 года по 18 мая 2011 года.
Как следует из ответа департамента занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 мая 2011 года № 1701-12/639 за период с 22 июня 2010 года по 01 ноября 2010 года потребность в работниках по специальности «Социально-культурная деятельность» квалификации «Менеджер социально-культурной деятельности» на территории автономного округа отсутствовала.
Таким образом, студент был лишен возможности трудоустроится в установленный договорами срок по специальности, приобретенной им в период обучения в ВУЗе.
Доводы прокурора о том, что отсутствие вакансий на территории ЯНАО и г. Салехарда соответствующих специальности и квалификации студента не является основанием для освобождения ответчика от обязанности вернуть денежные средства, поскольку договором установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых данная обязанность не подлежит исполнению ответчиком, при этом отсутствие вакансии в указанном в договоре перечне отсутствует, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку противоречат условиям заключенных с ответчиком договоров, а также Положений и Порядков о предоставления целевой образовательной субсидии за счет средств окружного бюджета в 2007, 2008, 2009 годах, согласно которым студент обязан отработать на территории автономного округа в течение 3-х лет в соответствии с полученной специальностью и квалификацией.
Принимая во внимание указанное, а также исходя из буквального толкования условий заключенных с ответчицей договоров о предоставлении целевых образовательных субсидий, по условиям которых обязанность отработать на территории автономного округа и города Салехард в соответствии с полученной специальностью возникала у студента при наличии вакансий, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований о взыскании с ответчицы денежных средств, поскольку вакансии соответствующие квалификации Сайфулина А.Ю. на территории автономного округа отсутствовали. При этом условиями договора не предусмотрена обязанность студента трудоустраиваться в течение всего периода трехлетнего срока, установленного договорами.
Кроме того, согласно положений договоров заключенных между истцом и ответчицей, заказчик обязан был оказывать содействие в трудоустройстве студента Сайфулина А.Ю. по окончании им ВУЗа, однако доказательств данного обстоятельства в суд не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что в указанный период времени имелись вакансии для трудоустройства последнего на территории округа в соответствии с полученной им квалификацией и специальностью. При этом попытки трудоустроится, выпускником Сайфулиным А.Ю. после окончания ВУЗа принимались самостоятельно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора города Салехарда, действующего в интересах Ямало-Ненецкого автономного округа в лице Департамента образования администрации муниципального образования город Салехард, к Алимовой Р--- М---е о взыскании денежных средств, предоставленных виде целевой образовательной субсидии, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий С.П. Гниденко