Решение по исковому заявлению прокурора города Салехарда, действующего в интересах Ямало-Ненецкого автономного округа в лице департамента образования администрации муниципального образования г. Салехард, к Липской Л. И. о взыскании денежных средств



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

26 мая 2011 года Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:         Гниденко С.П.

при секретаре судебного заседания:    Морозовой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Салехарда, действующего в интересах Ямало-Ненецкого автономного округа в лице департамента образования администрации муниципального образования г. Салехард, к Липской Л---- И---- о взыскании денежных средств предоставленных в виде целевой образовательной субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Салехарда, действующий в интересах Ямало-Ненецкого автономного округа в лице департамента образования администрации муниципального образования г. Салехард, обратился в суд с иском к Липской Л---- И---- о взыскании денежных средств, предоставленных в виде целевой образовательной субсидии в размере 97 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что 12 июня 2005 года, 13 июля 2006 года и 05 сентября 2007 года между Департаментом образования администрации муниципального образования город Салехард и Липской Л.И. были заключены договоры о предоставлении целевой образовательной субсидии для получения высшего образования по очной форме обучения Липской Натальей Юрьевной. В соответствии с п.п.1.1, 2.1 названных договоров и Положением о порядке предоставления образовательной субсидии за счет средств окружного бюджета, утвержденным Постановлением Губернатора ЯНАО от 28 февраля 2005 года № 85, департамент образования принял обязательства перечислить целевую образовательную субсидию в сумме 97 000 рублей исполнителю – государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет». Студент в соответствии с п. 3.2, 3.3. договора принял на себя обязанность закончить успешно 2005-2006, 2006-2007, 2007-2008 учебные года, за которые ему была предоставлена субсидия, предоставить сведения о результатах обучения и переводе на следующий курс. Также студентом была принята обязанность возвратить денежные средства в размере предоставленной суммы в случае отчисления из ВУЗа по неуважительной причине, а при успешном окончании ВУЗа – предоставить документ, подтверждающий факт трудоустройства по полученной специальности, и отработать на территории города Салехард или ЯНАО не менее 3-х лет по полученной специальности. В соответствии с п. 4.1 договора студент, не отработавший 3-х лет на территории г. Салехарда или ЯНАО, обязан возвратить денежные средства, перечисленные в ВУЗ за время обучения согласно предоставленным субсидиям. Управлением образования администрации г. Салехард обязательства по перечислению субсидии исполнены надлежащим образом. Однако ответчик Липская Л.И. согласно сведениям Департамента образования администрации муниципального образования город Салехард не отчиталась об использовании целевой образовательной субсидии, вытекающие из договора обязательства о предоставлении документов о трудоустройстве в бюджетные учреждения ЯНАО или г. Салехард ею не исполнены. Согласно ответу ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» от 26 января 2011 года Липская Н.Ю. окончила данное учреждение 30 июня 2010 года. Таким образом обязанности по заключенному договору о предоставлении образовательной субсидии ответчик не исполнила. В связи с чем, прокурор просил взыскать с ответчицы в пользу бюджета ЯНАО денежные средства в размере предоставленной целевой образовательной субсидии в сумме 97 000 рублей путем перечисления их в кассу централизованной бухгалтерии Департамента образования администрации МО г. Салехарда.

В судебном заседании помощник прокурора г. Салехарда Сафрыгина Т.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель истца – департамента образования администрации муниципального образования город Салехард Копейкин В.А., действующий на основании доверенности, требования иска поддержал.

Ответчица Липская Н.Ю. против иска возражала. Суду пояснила, что в связи с успешным обучением ее дочери после 2007 года она была переведена на бюджетную основу, то есть на бесплатное обучение. По окончании учебного заведения, она обратилась в Центр занятости населения г. Салехарда, но вакансий соответствующих ее специальности не имелось. В связи с отсутствием работы, она выехала на постоянное место жительства в Томскую область, где была трудоустроена согласно полученному образованию.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Между Управлением образования Администрации город Салехард и ответчицей Липской Л.И., действующей в интересах студентки Липской Натальи Юрьевны, были заключены договоры о предоставлении целевой образовательной субсидии: от 12 июля 2005 года на основании Постановления Губернатора ЯНАО от 28 февраля 2005 года № 85 на сумму 32 000 рублей; от 13 июля 2006 года на основании Постановления Губернатора ЯНАО от 21 марта 2006 года № 113-А на сумму 25 000 рублей; от 05 сентября 2007 года на основании Постановления Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 апреля 2007 года № 160-А на сумму 40 000 рублей.

В соответствии с п.п. 1.1 вышеуказанных договоров истец (Заказчик) предоставил целевые образовательные субсидии на общую сумму 97 000 рублей путем перечисления на расчетный счет ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», что подтверждается платежным поручением от 22 июля 2005 года № 2973 на сумму 32 000 рублей; платежным поручением от 08 августа 2006 года № 9336 на сумму 25 000 рублей и платежным поручением от 19 сентября 2007 года № 12900 на сумму 40 000 рублей.

В соответствии с пунктами 3.2.4 указанных договоров, студент обязуется отработать на территории г. Салехарда или Ямало-Ненецкого автономного округа не менее 3-х лет (при наличии вакансии) по окончании обучения в ВУЗе в соответствии с полученной специальностью (квалификацией).

Постановлением Губернатора ЯНАО от 28.02.2005 № 85 «О мерах по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием для Ямало-Ненецкого автономного округа в 2005 году», утверждено Положение о порядке предоставления целевой образовательной субсидии за счет средств окружного бюджета для получения высшего профессионального образования, согласно п. 4 которого условием предоставления субсидии студентам вузов очной формы обучения (их родителям, законным представителям) является следующее: по окончании обучения в вузе студент должен отработать не менее трех лет в соответствии с полученной в вузе специальностью в организациях или учреждениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Аналогичные условия предоставления субсидии были закреплены и в последующих соответствующих Положениях принятых на 2006 и 2007 годы (постановление Губернатора ЯНАО от 21 марта 2006 № 113-А, постановление администрации ЯНАО от 06 апреля 2007 года № 160-А).

В соответствии со ст. 309 и 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом не допускается.

Согласно пунктам 3.2.3 указанных выше договоров студент обязан предоставить заказчику документ, подтверждающий факт трудоустройства, в срок до 01 сентября года окончания ВУЗа.

Как следует из материалов дела, студентка Липская Н.Ю. 30 июня 2010 года успешно окончила обучение в ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», ей присуждена квалификация «менеджер» по специальности «менеджмент организации».

Согласно пояснениям ответчицы, по окончании обучения Липская Н.Ю. обращалась в Центр занятости населения г. Салехарда с целью трудоустройства, однако в связи с отсутствием вакансий соответствующих ее специальности и квалификации трудоустроена не была.

Как следует из ответа департамента занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 мая 2011 года № 1701-12/637 за период с 30 июня 2010 года по 01 сентября 2010 года потребность в работниках по специальности «Менеджер организации» квалификации «Менеджер» на территории автономного округа отсутствовала.

Таким образом, студент была лишена возможности трудоустроится в установленный договорами срок по специальности, приобретенной ею в период обучения в ВУЗе.

Доводы прокурора о том, что студент фактически выехал за пределы автономного округа до истечения срока трудоустройства, то есть до 01 сентября 2010 года, поскольку был трудоустроен с 03 сентября 2010 года в г. Стрежневой Томской области, а потому нарушил условия договора, не могут быть приняты во внимание судом, так как вакансии соответствующие специальности и квалификации Липской Н.Ю. на территории автономного округа в указанный период до 01 сентября 2010 года отсутствовали, в связи с чем, независимо от места пребывания истицы на территории Российской Федерации возможности трудоустроится на территории автономного округа она не имела.

Принимая во внимание указанное, а также исходя из буквального толкования условий заключенных с ответчицей договоров о предоставлении целевых образовательных субсидий, согласно которых обязанность отработать на территории автономного округа и города Салехард в соответствии с полученной специальностью возникала у студента при наличии вакансий, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований о взыскании с ответчицы денежных средств, поскольку вакансии соответствующие квалификации Липской Н.Ю. на территории автономного округа отсутствовали. При этом условиями договора не предусмотрена обязанность студента трудоустраиваться в течение всего периода трехлетнего срока, установленного договорами.

Кроме того, согласно положений договоров заключенных между Управлением образования Администрации города Салехарда и ответчицей, заказчик обязан был оказывать содействие в трудоустройстве студента Липской Н.Ю. по окончании ею ВУЗа, однако доказательств данного обстоятельства в суд не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что в указанный период времени имелись вакансии для трудоустройства последней на территории округа в соответствии с полученной ею квалификации и специальности.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора города Салехарда, действующего в интересах Ямало-Ненецкого автономного округа в лице Департамента образования администрации муниципального образования город Салехард, к Липской Л---- И---- о взыскании денежных средств, предоставленных виде целевой образовательной субсидии, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий /подпись/

Копия верна:

Судья                                                       С.П. Гниденко