Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
29 июня 2011 года Салехардский городской суд в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания: Ассмус Э.А.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Ноябрьска в интересах ___ к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Ноябрьска, действующий в интересах ____, обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м., расположенного на территории города Ноябрьск, мотивировав требования тем, что ___ И.И.. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, включен в списки нуждающихся в жилых помещениях на 2011 год, тогда как право на обеспечение жильём у него возникло 27.03.2011 года, собственного жилья не имеет, закрепленное жилое помещение также не имеет, поэтому ___И.И. приобрел в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом формам, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехарда Мосиявич О.В., на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец ____ И.И., извещён о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Чепурнов В.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что _____ включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2011 год под номером «54», с учетом детей-сирот, переходящих с 2010 года. Формирование списка не противоречит нормам федерального законодательства и обеспечение жильем должно производиться в соответствии с этим списком во избежание нарушений действующего законодательства при обеспечении жильем.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ____ И.И.. 27.03.1993 г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ___ умерла 03.09.1993 года, а отец ____ по решению Ноябрьского городского суда от ___2000 г. лишен родительских прав в отношении сына.
На основании распоряжения администрации г. Ноябрьска от 29.06.1994 г. № 000 овершеннолетниИ.И. передан под опеку дяди ____.
11.01.2010 года ___ И.И. обращался в Ноябрьский городской департамент по имуществу с заявлением о постановке его на учёт нуждающихся в жилых помещениях на территории муниципального образования город Ноябрьск, при этом им указана желаемая форма обеспечения - жилищная субсидия на приобретение или строительство жилья на территории г. Ноябрьска.
В связи с чем, 02.02.2010 г. департаментом образования администрации муниципального образования город Ноябрьск заместителю главы администрации начальнику НГДИ направлено соответствующее ходатайство о постановке _____ И.И. на учет нуждающихся в жилом помещении.
Впоследствии при обращении к прокурору____ И.И. просил обратиться в суд в его интересах с заявлением о предоставлении жилого помещения.
Истец был включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений в 2011 году.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области ХМАО и ЯНАО истец жилых помещений в собственности не имеет.
Как следует из материалов дела, ___ И.И. закрепленное жилое помещение не имеет.
Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ___ И.И. приобрел право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что ____И.И. обратился в установленном порядке с заявлением об обеспечении его жилым помещением в январе 2010 года, однако в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа включен на 2011 год, и потребность в обеспечении жилым помещением у истица возникала в 28.03.2011 году после достижения совершеннолетия и прекращения опеки.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец ____ И.И. имеет право на внеочередное предоставление жилья, поскольку такое право у него возникло, обязательство постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях возлагалось на орган опеки и попечительства, а не на ребенка.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
Таким образом, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательство установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причём независимо от конкретной избранной гражданином формы реализации права на жилище, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения соблюдены: ___ И.И. 27.03.1993 г.р. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включен в список нуждающихся в жилых помещениях на 2011 год на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, жильем по норме не обеспечен.
В соответствии с ч.1 статьи 18 Закона «Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» при предоставлении жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот, составляет 33 кв.м. на одного человека.
Таким образом, ____ И.И. подлежит предоставлению жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м.
Доказательств, опровергающих перечисленные обстоятельства, ответчиком не представлено.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истицы на жилище, реализуемое ею по избранной форме, посредством предоставления жилого помещения, не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности получения субсидии или характера бюджетного планирования.
При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая ходатайство представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда на 5 месяцев суд приходит к следующему.
Свои доводы представитель ответчика Правительства ЯНАО мотивирует тем, что в настоящее время в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади, и в случае удовлетворения иска необходимо будет подготовить и направить на утверждение в Правительство ЯНАО проект постановления о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для приобретения жилого помещения в соответствии с решением суда; затем принять указанное постановление и довести выделенные бюджетные ассигнования до главного распорядителя средств окружного бюджета - департамента строительства и жилищной политики ЯНАО; далее, разместить государственный заказ на приобретение в собственность автономного округа жилого помещения, зарегистрировать и оформить право собственности автономного округа на приобретенное жилое помещение в собственность государственного жилищного фонда, а затем заключить договор социального найма с ____ И.И.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные в решении суда действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Вместе с тем, суд находит, что заявленный ответчиком срок исполнения решения суда - 5 месяцев является неприемлемым, так как длительное неисполнение решения суда будет существенным образом нарушать права и законные интересы истца – его конституционное право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ. Более того, ответчиком Правительством ЯНАО указанными действиями нарушается конституционное право истца, являющегося лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилого помещения. Кроме того, установление срока исполнения решения суда на 5 месяцев будет противоречить общепризнанному принципу международного права - проведение судебного разбирательства в разумные сроки, которые по смыслу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, исчисляются со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Таким образом, исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства».
Вопросы об отсрочке исполнения решения суда могут быть рассмотрены по инициативе лиц, участвующих в деле, либо судебного пристава-исполнителя, по правилам статей 203 и 434 ГПК РФ, в порядке исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора г. Ноябрьска в интересах ____ Игоря Ивановича к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить по договору социального найма ____ Игорю Ивановичу благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в черте города Ноябрьска, общей площадью не менее 33 кв. м.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков