Дело № 2-1344/2011 о признании незаконным решения налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении консультации как недействующего юридического лица



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

    28 июня 2011 года    г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

    председательствующего судьи:    Лисиенкова К.В.

при секретаре судебного заседания:     Ассмус Э.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску юридической консультации муниципального образования Шурышкарский район к Управлению федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении консультации как недействующего юридического лица

У С Т А Н О В И Л :

Юридическая консультация МО Шурышкарского района обратилась в суд с иском к Управлению федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (УФНС по ЯНАО) о признании незаконным решения налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении консультации как недействующего юридического лица. В обоснование заявленных требований истец указал, что советом адвокатской палаты ЯНАО, протоколом №20 от 03.10.2006 года утвержден устав некоммерческого учреждения «Юридическая консультация в муниципальном образования Шурышкарский район». 14.11.2006 года управлением федеральной регистрационной службы Салехардским отделом, в адрес консультации направлено свидетельство о регистрации, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ. 28.02.2007 года подписан договор об открытии счета юридической консультации в ЗАО «Тюменьагропромбанк», который действует до настоящего времени. 06.04.2001 года от начальника управления Минюста РФ получено сообщение о том, что по решению УФНС по ЯНАО юридическая консультация признана фактически прекратившей свою деятельность и исключена в соответствии со ст.21.1 ФЗ РФ от 08.08.2001 года №129 ФЗ. Данная норма предусматривает, что юридическое лицо, которое в течении 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения не представило документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо), такое лицо при наличии одновременно всех указанных признаков может быть исключено из ЕГРЮЛ. С принятым решением не согласна, поскольку в течении предшествующих 12 месяцев юридическая консультация имела движение денежных средств по банковскому счету, что подтверждается справкой банка. Юридическая консультация фактически работала. За работу в юридической консультации вознаграждения в 2010 году не выплачивались, отчет в связи с этим не направлялся. Данное нарушение не является неустранимым и существенным, чтобы принять решение об исключении юридической консультации из ЕГРЮЛ, в связи с чем решение налогового органа считает незаконным.

Представитель истца Скобелин В.В., действующий на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Считает, что УФНС по ЯНАО не была соблюдена процедура признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность, поскольку публикация в средствах массовой информации была осуществлена не в трехдневный срок как указано в законе, а пятидневный срок. Органы исполнительной власти субъекта РФ на счет юридической консультации перечисляли денежные средства и заведующая юридической консультации получала заработную плату. В публикации не были указаны сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Представитель ответчика Шаройко А.А., действующий на основании доверенности, требования не признал, и суду показал, что считает действия УФНС по ЯНАО законными. Так в 12 месячный период, предшествующий принятию налоговым органом решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ имелись сведения об отсутствии установленной законном отчетности юридического лица в налоговых органах и управлении Минюста, также отсутствовали сведения о движении денежных средств по банковскому счету. Порядок действий налогового органа определен ст.21.1 федерального закона от 08.08.2001 года №129 ФЗ и письмом ФНС РФ от 07.08.2006 года № ШТ-6-09/770 @ «Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации». В соответствии с данными нормативными актами УФНС 26.11.2010 года приняло решение о предстоящем исключении и в электронной форме в редакцию журнала «Вестник государственной регистрации» направила заявку в течении трех дней о публикации решения о предстоящем исключении, которое было опубликовано 01.12.2011 года. В публикации указаны сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления, а именно УФНС по ЯНАО. В течении трех месяцев с момента публикации ни от юридического лица, ни от иных заинтересованных лиц не поступало заявлений об оспаривании принятого решения о предстоящем исключении. Таким образом действия налогового органа полностью соответствуют требованиям закона.

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора управления Минюста РФ по ЯНАО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствии представителя третьего лица.

Суд выслушав доводы сторон участвующих в деле, изучив материалы дела приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 08.08.2001 года №129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Ст.24 федерального закона от 31.05.2002 года №62-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» определяет, что в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию, которая является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Цель создание юридической консультаций обеспечение граждан права на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированного ст.48 Конституции РФ.

Юридическая консультация МО Шурышкарского района была образована и зарегистрирована в ЕГРЮЛ 07.11.2006 года в соответствии с положениями федерального закона от 31.05.2002 года №62-ФЗ и федерального закона от 08.08.2001 года №129 ФЗ.

Ст.21.1 федерального закона от 08.08.2001 года №129 ФЗ установлено, что Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении). Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

26.11.2010 года УФНС по ЯНАО принято решение №75 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ юридической консультации МО Шурышкарского района.

Приказом ФНС России от 16.06.2006 №САЭ-3-09/355@ установлено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте ФНС России. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".

Заявка установленной формы на публикацию данного решения была направлена в редакцию журнала "Вестник государственной регистрации" 29.11.2010 года, согласно положений письмом ФНС РФ от 07.08.2006 года № ШТ-6-09/770 @ «Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации», и данное решение было опубликовано в данном журнале 01.12.2010 года, который является еженедельным изданием. В публикации содержались сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления – УФНС по ЯНАО, 629008, ЯНАО, г. Салехард ул. Подшибякина,51.

29.03.2011 года из управления Минюста РФ по ЯНАО в адрес юридической консультации МО Шурышкарского района поступило письмо в котором сообщалось, что юридическая консультация по решению УФНС по ЯНАО в соответствии со ст.21.1 федерального закона от 08.08.2001 года №129 ФЗ признана фактически прекратившей свою деятельность и исключена из ЕГРЮЛ, о чем в ЕГРЮЛ 25.03.2011 года внесена соответствующая запись.

Судом также установлено, что 28.02.2007 года между ЗАО «Тюменьагропромбанк» и юридической консультации МО Шурышкарского района заключен договор об открытии счета.

Согласно выписки со счета юридической консультации МО Шурышкарского района имело место движение денежных средств в 2010 году, а именно осуществлялась оплата информационного сопровождения консультант плюс, поступали денежные средства за оказание юридической помощи. Сведений о наличии других счетов у юридической консультации Шурышкарского района в деле нет. Таким образом, суд приходит к выводу о незаконном принятии налоговым органом решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ юридической консультации Шурышкарского района и ее последующем исключении из ЕГРЮЛ как фактический прекратившей свою деятельность, так как отсутствовали все признаки, предусмотренные ч.1 ст.21.1 федерального закона от 08.08.2001 года №129 ФЗ, для принятии такого решения, поскольку имело место движение денежных средств по счету юридического лица.

Кроме этого принятие решения об исключении юридической консультации из ЮГРЮЛ ограничит право граждан Шурышкарского района на получение ими квалифицированной юридической помощи, гарантированной ст.48 Конституции РФ.

При установленных судом обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать решение Управлению федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу решения по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении юридической консультации муниципального образования Шурышкарский район как недействующего юридического лица, незаконным.

Обязать Управление федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу принять решение об исключении в ЕГРЮЛ записи об исключении юридической консультации муниципального образования Шурышкарский район как недействующего юридического лица.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Салехардский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 04 июля 2011 года.

Председательствующий /подпись/

Копия верна судья                                                      К.В. Лисиенков