Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
05 июля 2010 года Салехардский городской суд ЯНАО в составе
Председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре: Ассмус Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семерунь Владимира Андреевича, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании отказа во включении отдельных периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Семерунь В.А., обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Салехарде ЯНАО об оспаривании отказа во включении отдельных периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, мотивировав требования тем, что он работал в ООО «Арктида» и ООО «Питьевая вода Полярного Урала «Арктида», которые в орган Пенсионного фонда отчётность за застрахованных лиц не предоставлялась.
26.05.2011 г. Семерунь В.А. получен ответ от ответчика, которым периоды его работы в ООО «Арктида» и ООО «Питьевая вода Полярного Урала «Арктида» не включены в стаж, дающий право на пенсию, поскольку работодателем не были представлены сведения о начислении страховых взносов и страховом стаже.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в адрес суда ходатайство с просьбой о рассмотрении дела по существу в его отсутствие.
Представитель ответчика, Филиппова Н.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала, указав, что страхователи обязаны в полном объёме уплачивать страховые взносы в бюджет и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов. Правилами учёта страховых взносов не предусматривают возможности зачисления взысканных сумм на индивидуальный лицевой счёт конкретного застрахованного лица. При этом застрахованное лицо не лишено возможности обратиться в суд с иском, однако непропорциональный механизм распределения сумм страховых взносов, поступивших от одного страхователя, на всех работников означает нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Пенсионный фонд не может самостоятельно без сведений о фактическом начислении и уплате на счёт застрахованного лица страховых взносов определить размер трудовой пенсии.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехарда, истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец Семерунь В.А. с 26.10.2005 г. по 19.10.2006 г. работала в ООО «Арктида», с 20.10.2006 г. По 31.08.2007 г. в ООО «Питьевая вода Полярного Урала «Арктида».
Из материалов дела следует, что данные юридические лица не представляли отчётность за работающих застрахованных лиц. Так истребовать индивидуальные сведения ООО «Арктида» не представилось возможным в связи с ликвидацией предприятия 14.11.2008 г., ООО «Питьевая вода Полярного Урала «Арктида» не ведет финансово-хозяйственную деятельность.
01.04.2009 г. Семерунь В.А. была назначена пенсия по старости, вместе с тем, её размер занижен в связи с тем, что работодателями не были представлены сведения о начисленных и уплаченных страховых взносов и страховом стаже.
Как следует из объяснений представителя ответчика, Управление Пенсионного фонда при расчёте пенсии Семерунь В.А. исходило из того, что страховой стаж истца за 26.10.2005 г. по 19.10.2006 г. и с 20.10.2006 г. По 31.08.2007 г. не подтверждён индивидуальными сведениями персонифицированного учёта о застрахованном лице, в связи с чем указанные периоды не был включён в страховой стаж.
Указанные доводы, которым руководствовался ответчик при назначении Неповой Е.А. пенсии и которые были поддержаны в судебном заседании представителем ответчика, не могут быть приняты судом по следующим основаниям.
Вопросы назначения трудовой пенсии регулируются нормами Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ.
Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 названного Закона застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, работающие по трудовому договору.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось представителем ответчика, что Семерунь В.А. был зарегистрирована в системе персонифицированного учёта, за него как за работника предприятиями ООО «Арктида» и ООО «Питьевая вода Полярного Урала «Арктида» не уплачивались страховые взносы и за оспариваемые периоды сведения представлены не были.
По смыслу ст. 1 Федеральный закон от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ страхователями являются юридические лица в отношении застрахованных лиц.
Страхователем Семерунь В.А. являлись ООО «Арктида» и ООО «Питьевая вода Полярного Урала «Арктида», при этом индивидуальные сведения в отношении Семерунь В.А за периоды с 26.10.2005 г. по 19.10.2006 г. и с 20.10.2006 г. по 31.08.2007 г. данными юридическими лицами в орган Пенсионного фонда не передавались.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязанность по уплате страховых взносов возложена на страхователей.
На основании ч. 2 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П положения ч.1 ст. 10 данного Закона признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Впредь до установления федеральным законодателем соответствующего правового регулирования Конституционным Судом РФ установлен правовой механизм реализации пенсионных прав указанной категории граждан.
В то же время упомянутым Постановлением положения, в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, и направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ.
В силу ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С учётом указанного, а также позиции Конституционного Суда РФ, факт неуплаты работодателем страховых взносов и непредставления сведений о застрахованном лице, не могут быть приняты судом в качестве основания для ограничения пенсионного права истицы.
Как следует из п. 2.1 Определения Конституционного Суд РФ от 20.11.2007 г. № 798-О-О по ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П, Конституционный Суд РФ специально не оговорил порядок и срок исполнения постановления от 10.07.2007 г. № 9-П. Согласно ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» оно вступает в силу с момента провозглашения. Вместе с тем, Конституционный Суд РФ определил особенности исполнения данного постановления, предписав федеральному законодателю установить вытекающий из него надлежащий правовой механизм; до установления соответствующего правового регулирования реализации права застрахованных работников на получение трудовой пенсии с учётом предшествовавшего её назначению (перерасчёту) трудовой деятельности при неуплате или неполной уплате их страхователями взносов должна, как указал Конституционный Суд РФ, обеспечиваться государством.
Законодатель, который на основании ч. 2 ст. 39, п. «в» 71, п. «б» и «ж» части 1 ст. 72 и ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ осуществляет регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяет организационно-правовой механизм его реализации, связан, в том числе, необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан (ч. 1 ст. 19; ст. 55 Конституции Российской РФ).
Как указал Конституционный Суд РФ, федеральный законодатель не предусмотрел достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые ст. 39 Конституции РФ пенсионные права.
Верховный Суд РФ в Определении от 14.12.2007 г. так же указал, что на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению страховых сумм в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщик обязан назначать и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учёта.
В силу ст. 25 указанного Закона контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам, пени, штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что непредставление в установленном порядке необходимых сведений о застрахованном лице работодателем за отдельный период не может повлиять на реализацию истицей её конституционного права на пенсионное обеспечение, в противном случае реализация данного права была бы поставлена в зависимость от надлежащего характера исполнения страхователем своих обязанностей, в системе пенсионного обеспечения не допустимо.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании ч.1 ст. 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Поскольку осуществление трудовой деятельности истца 26.10.2005 г. по 19.10.2006 г. и с 20.10.2006 г. по 31.08.2007 г. должно быть включёно в её страховой стаж, данный период по смыслу приведённых норм права должен учитываться при определении размера пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа включить Семерунь Владимиру Андреевичу в страховой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 26.10.2005 года по 19.10.2006 года работала в ООО «Арктида», с 20.10.2006 года по 31.08.2007 года в ООО «Питьевая вода Полярного Урала «Арктида».
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа произвести перерасчёт пенсионных выплат с учётом указанного стажа и установить Семерунь Владимиру Андреевичу размер пенсии по старости 01.04.2009 года.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 июля 2011 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков