Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело № 2-1148/2011
06 июля 2011 года г. Салехард.
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи: Богомягковой О.В..
при секретаре судебного заседания: Петровой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буланова Р---А---- к ОАО "АТК "Ямал" о взыскании разницы стоимости услуги, неустойки, денежной компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Р.А.Буланов обратился в суд с иском к ОАО "АТК "Ямал" о взыскании разницы стоимости услуги, неустойки, денежной компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указал, что 11.08.2010 года между Булановым Р.А. и ОАО "АТК "Ямал" был заключен договор внутренней авиаперевозки пассажиров и их багажа, при этом ответчик обязан был перевезти истца Буланова Р.А. и членов его семьи по маршруту Н.Новгород-Сочи-Н.Новгород бизнесклассом. При заключении договора потребителю не объяснили, что при ожидании вылета ему и членам его семьи будут предоставлены места в зале официальных лиц и делегаций (бизнес-зале) ОАО "Международного аэропорта Нижний Новгород", а также в целях повышения комфорта при регистрации поставят отдельную стойку для регистрации. Ссылаясь на ""Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" и закон о защите прав потребителя истец указал, что услуга по перелету бизнесклассом ответчиком была выполнена некачественно, поскольку бизнес-зал предоставлен не был, на борту воздушного судна на протяжении всего периода полета было предоставлено лишь питание, в отношении уровня комфортности места бизнескласса и экономкласса в салоне были идентичны и ничем не отличались. В связи с низкой организацией полета и качеством оказанных услуг истец просит взыскать с ответчика в пользу истца разницу в стоимости оказанных услуг билета бизнескласса и экономкласса в размере 33 000 рублей, неустойку за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя в добровольном порядке в размере 16 820 рублей, денежную компенсацию морального вреда в сумме 30 000 рублей, расходов на оплату юридических услуг в размере 10 000 рублей и штрафа в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.
В судебное заседание истец Р.А.Буланов, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика О.О.Басалыга, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что перечень услуг, оказываемых ОАО "АТК "Ямал" пассажирам бизнес класса содержится в пункте 3.7.10 Правил перевозки пассажиров, багажа и груза, утвержденных приказом Генерального директора ОАО "АТК "Ямал" № 478 от 29.12.2007 года. Услуги бизнес класса, предусмотренные данными правилами, были оказаны истцу в полном объеме. Предоставления услуг бизнес зала является правом, а не обязанностью перевозчика.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу О.А.Широкова, действующая на основании доверенности, полагала исковые требования истца подлежащими удовлетворению в случае документального подтверждения истцом о недостатках оказанной ответчиком услуге по перевозке истца и членов его семьи бизнес классом.
Заслушав объяснения представителя ответчика, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что 11.08.2010 года между истцом - Булановым Р.А. и ответчиком - ОАО "АТК "Ямал" был заключен договор внутренней авиаперевозки пассажиров и багажа. Истцом были приобретены авиабилеты бизнес класса и эконом класса по направлению Нижний Новгород-Сочи на 22.02.2010 года и в направлении Сочи-Нижний Новгород на 29.08.2010 года. Авиабилеты в бизнес классе самолета были приобретены на имя Буланова Р.А. и Булановой Е.А.
В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса РФ, ст. 102 Воздушного кодекса РФ, п.2 ст. 1 Закона "О защите прав потребителей" договор перевозки пассажира и багажа авиатранспортом является публичным договором, регулируется обязательными правилами, и на него распространяются положения законодательства о защите прав потребителя.
Согласно ч. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажир воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билет, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.
Часть 1 ст. 106 Воздушного кодекса РФ определяет, что перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.
Согласно п. 94 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к облуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 года № 82 перевозчик предоставляет пассажиру на борту воздушного судна комплекс услуг в зависимости от типа и оборудования воздушного судна, продолжительности полет, времени суток, в течении которых происходит полет, а также класса обслуживания, указанного в билете. Объем услуг и порядок их предоставления определяется правилами перевозчика.
В статье 3.18 Правил перевозки пассажиров, багажа и груза ОАО "АТК "Ямал" регламентированы правила перевозки бизнес класса, а именно: пассажиры бизнес класса на регистрации, как правило, оформляются на отдельной стойке и доставляются на борт самолета в последнюю очередь отдельно от пассажиров экономического класса, но не позже начала посадки официальных лиц; в аэропорту пассажирам бизнес класса может быть предложено посещение бизнес зала. Об этой возможности перевозчик информирует пассажира при регистрации; на борту воздушного судна пассажирам бизнес класса предоставляются места в салоне бизнес класса, и организуется специальное обслуживание; по прилету пассажиры бизнес класса покидают воздушное судно в первую очередь, отдельно от пассажиров экономического класса, но не раньше официальных лиц.
Из материалов дела следует, что перевозчиком истцу Буланову Р.А. был предоставлен комплекс услуг, входящий в бизнес-класс обслуживания на борту воздушного судна, а именно предоставлено место в салоне бизнес класса и организовано специальное обслуживание, специальное питание. В связи с чем, доводы истца о ненадлежащем качестве предоставленной услуги необоснованны.
Предоставления отдельной стойки на регистрации и бизнес зала является правом перевозчика, а не его обязанностью.
В соответствии с п. 100 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к облуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" перевозчик или обслуживающая организация могут предоставлять пассажиру дополнительные услуги повышенной комфортности в полете и на земле, однако обязанность их предоставления указанным положением не предусмотрена.
В соответствии с п. 15 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к облуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" при бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент: предоставляет пассажир достоверную и полную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, другую сопутствующую информацию; производит подбор оптимального маршрута и провозной платы за перевозку с учетом тарифов и условий их применения.
Ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильно выбора. Ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей" устанавливает ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге). Согласно п. 2 ст. 12 Закона - продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
Вместе с тем, судом установлено перевозчиком потребителю был предоставлен комплекс услуг, входящий в бизнес класс обслуживания на борту воздушного судна, при этом истцом доказательств того, что ему не была предоставлена вся необходимая и достоверная информация о данной услуге в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
При указанных обстоятельствах, исковые требования Буланова Р--- А--- к ОАО "АТК "Ямал" о взыскании разницы стоимости услуги, неустойки, денежной компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов необоснованны и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Буланова Р--- А---- к ОАО "АТК "Ямал" о взыскании разницы стоимости услуги, неустойки, денежной компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено судом 07 июля 2011 года.
Судья О.В. Богомягкова