Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И ДД.ММ.ГГГГ Салехардский городской суд в составе: председательствующего судьи: Долматова М.В. при секретаре судебного заседания: ФИО3 рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к ФИО2 <адрес> о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <адрес> обратился в суд с иском ФИО2 <адрес> в интересах ФИО1 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, сообщив, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой. ФИО1 не имеет закрепленного жилья, а также жилых помещений в собственности, поставлен в список на получение жилья, как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2011 год, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Впоследствии от истца ФИО1 поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором истец просит обязать ответчика представить субсидию для приобретения жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала, привела доводы и основания, указанные в иске. Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрении дела извещена надлежащим образом. Представитель ответчика ФИО2 А.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что список № по ЯНАО ежегодно формируется департаментом строительства и жилищной политики <адрес> на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. Согласно заявления ФИО1 просит предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения.. В соответствии со ст. 17 Закона ЯНАО, которая, действовала до ДД.ММ.ГГГГ формами обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являлись: предоставление по договору социального найма, предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья. Законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы ЯНАО в жилищной сфере» данная статья признана утратившей силу с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в окружном бюджете на 2011 год бюджетные средства на предоставление социальных выплат для приобретения жилья, не предусмотрены. Представитель третьего лица – администрации муниципального образования <адрес> в суд не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прокурора, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам. Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ позволяет прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан с заявлением об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. При этом в абзаце 2 ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ содержится указание на то, что в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору. Прокурором представлено суду заявление ФИО1, адресованное прокурору <адрес>, в котором он просит обратиться в суд для защиты его жилищных прав. Таким образом, прокурором подтверждены его полномочия на подачу искового заявления в суд в интересах ФИО1 Прокурором заявлено требование о предоставлении ФИО1 как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно положений ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При этом обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей» и Законом <адрес> №-ЗАО от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>», в статье 10 которого указано, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по отдельным спискам, из них, список № - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений. Органы опеки и попечительства ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений (не имеющих закрепленного жилого помещения и (или) нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ. Уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере в срок до 1 мая текущего года направляют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений, с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики. Список № формируется органом исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики, согласовывается с уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа по координации деятельности в сфере опеки и попечительства над детьми и утверждается <адрес> по состоянию на 1 июля текущего года в срок до 15 июля текущего года. В Список № включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае наступления в году, следующем за текущим, обстоятельств, дающих право на внеочередное получение жилых помещений, а именно: окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно пункта 2 ч. 1 ст. 16 Закона «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>», право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, в ст. 21 названного Закона закреплено, что право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья на территории автономного округа за счет средств окружного бюджета имеют категории граждан, указанные в части 1 статьи 16 указанного Закона. При этом жилищные субсидии предоставляются в порядке очередности согласно спискам, сформированным в соответствии с этим Законом и иными нормативными правовыми актами автономного округа. Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот. ФИО1 не имеет закрепленного жилья на условиях договора социального найма. ФИО1 принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, нуждающихся в жилых помещениях и состоит в списке на получение жилья на 2011 год. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, доводы прокурора о том, что ФИО1 являющийся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовал свое право на внеочередное обеспечение жильем, нашли свое подтверждение в судебном заседании. При таких обстоятельствах, и учитывая, что право на получение жилого помещения по договору социального найма наступило у ФИО1, однако до настоящего времени он не реализовал свое право, исковые требования прокурора <адрес> подлежат безусловному удовлетворению. При этом, суд приходит к выводу, о том, что обязанность предоставить жилищную субсидию возложена на ФИО2 <адрес> так, как обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации, в силу положений действующего законодательства. В силу ст. 17 указанного Закона, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путём предоставления за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья. Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий. Законом ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы <адрес> в жилищной сфере», в Закон ЯНАО №-ЗАО внесены изменения, вступившие в силу ДД.ММ.ГГГГ, которым из перечисленных в статье 3 Закона №-ЗАО форм реализации прав граждан на жилище на территории автономного округа исключена такая форма как предоставление за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья. При этом статья 17 Закона №-ЗАО, закрепляющая формы улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств окружного бюджета, с ДД.ММ.ГГГГ утратила силу. Таким образом, как следует из материалов дела, право на обеспечение жилым помещением у истца возникло в период действия прежней редакции Закона №-ЗАО, предусматривающей форму реализации его права на жилище в виде предоставления жилищной субсидии. Положения ст. 4 ГК РФ определяют, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространятся на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Закон ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО не содержит таких положений. Учитывая, что право на предоставление жилищной субсидии возникло у ФИО1 в силу закона, не имеющего обратной силы, его право на жилище должно быть реализовано в указанной форме. Поэтому доводы ответчика, о том, что право ФИО1 на обеспечение жильем может быть реализовано только путем предоставления жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда <адрес> в 2011 году, в случае предоставления необходимых документов, нельзя признать обоснованными. Доводы представителя ответчика не могут повлиять по существу на решение, поскольку, истец отнесен к льготной категории граждан, которые обеспечиваются жилищными правами по основаниям ст. 57 Жилищного кодекса РФ, то есть вне очереди, что в совокупности со статьями 16, 17 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, и реализация данного права не должна ставиться в зависимость от времени постановки на учет. Кроме того, в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения, и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах ФИО1 - удовлетворить. Обязать ФИО2 <адрес> предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. субсидию на приобретение жилого помещения на территории муниципального образования <адрес>, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из расчета на состав семьи из одного человека. Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд. Председательствующий /подпись/ Копия верна: Судья М.В. Долматов