решение по гражданскому делу № 2-963/2011 о возложении обязанности предоставить жилое помещение,



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

ДД.ММ.ГГГГ Салехардский городской суд в составе:

председательствующего судьи: Долматова М.В.

при секретаре судебного заседания: ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Правительству <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истица ФИО1 обратилась в суд с иском к Правительству <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

Обращение в суд мотивировала тем, что она является лицом из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, её мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО4 решение Тевризского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Закрепленного жилья не имеет.

В 2009 году ФИО1 закончила обучение в Ямальском многопрофильном колледже, и, следовательно, наступили обстоятельства, дающие право на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, она достигла совершеннолетия, в учреждениях профессионального образования не обучается, однако до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.

В иске ФИО1 просила обязать Правительство <адрес> предоставить ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

Истица ФИО1 в судебном заседании изменила предмет иска, просила суд обязать ответчика предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявила о несогласии с исковыми требованиями, пояснив, что список по ЯНАО ежегодно формируется департаментом строительства и жилищной политики <адрес> на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. Согласно заявленных требований ФИО1 просит предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения. В соответствии со ст. 17 Закона ЯНАО, которая, действовала до ДД.ММ.ГГГГ формами обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являлись: предоставление по договору социального найма, предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья. Законом от ДД.ММ.ГГГГ -ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы ЯНАО в жилищной сфере» данная статья признана утратившей силу с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в окружном бюджете на 2011 год бюджетные средства на предоставление социальных выплат для приобретения жилья, не предусмотрены.

Представители третьих лиц Департамента образования администрации муниципального образования <адрес> ФИО6, действующий на основании доверенности, поддержал, уточненные требования иска.

Представитель администрации муниципального образования <адрес> в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей» и Законом <адрес> -ЗАО от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>», в статье 10 которого указано, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по отдельным спискам, из них, список - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений. Органы опеки и попечительства ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений (не имеющих закрепленного жилого помещения и (или) нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ. Уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере в срок до 1 мая текущего года направляют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений, с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики.

Список формируется органом исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики, согласовывается с уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа по координации деятельности в сфере опеки и попечительства над детьми и утверждается <адрес> по состоянию на 1 июля текущего года в срок до 15 июля текущего года.

В Список включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае наступления в году, следующем за текущим, обстоятельств, дающих право на внеочередное получение жилых помещений, а именно: окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно пункта 2 ч. 1 ст. 16 Закона «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>», право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, в ст. 21 названного Закона закреплено, что право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья на территории автономного округа за счет средств окружного бюджета имеют категории граждан, указанные в части 1 статьи 16 указанного Закона. При этом жилищные субсидии предоставляются в порядке очередности согласно спискам, сформированным в соответствии с этим Законом и иными нормативными правовыми актами автономного округа.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

Её мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО4 решением Тевризского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.

Из свидетельства о регистрации по месту пребывания , выданной Межрайонным отделом УФМС России по ЯНАО следует, что ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания ЯНАО, <адрес>.

ФИО1 состоит на учете в отделе опеки и попечительства департамента образования Администрации муниципального образования <адрес> как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей право на получение жилого помещения во внеочередном порядке. Закрепленного жилого помещения истица не имеет.

Согласно справок, выданных ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО, ФИО1 жилья на праве собственности не имеет.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, доводы ФИО1, являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовала свое право на внеочередное обеспечение жильем, нашли свое подтверждение в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, и учитывая, что право на получение жилого помещения по договору социального найма наступило ФИО1 в 2009 году, однако до настоящего времени она не реализовала свое право, исковые требования истицы подлежат удовлетворению.

При этом, суд приходит к выводу, о том, что обязанность предоставить жилищную субсидию следует возложить на Правительство <адрес> так, как обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации, в силу положений действующего законодательства.

В силу ст. 17 указанного Закона, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа, либо путём предоставления за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.

Граждане вправе по своему выбору воспользоваться одной из указанных форм улучшения жилищных условий.

Законом ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ -ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы <адрес> в жилищной сфере», в Закон ЯНАО -ЗАО внесены изменения, вступившие в силу ДД.ММ.ГГГГ, которым из перечисленных в статье 3 Закона -ЗАО форм реализации прав граждан на жилище на территории автономного округа исключена такая форма как предоставление за счёт средств окружного бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.

При этом статья 17 Закона -ЗАО, закрепляющая формы улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств окружного бюджета, с ДД.ММ.ГГГГ утратила силу.

Вместе с тем, из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что ФИО1 состоит на учете отделе опеки и попечительства департамента образования Администрации муниципального образования <адрес>, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей право на получение жилого помещения во внеочередном порядке с 2009 года.

Таким образом, как следует из материалов дела, право на обеспечение жилым помещением у истца возникло в 2009 году в период действия прежней редакции Закона -ЗАО, предусматривающей форму реализации его права на жилище в виде предоставления жилищной субсидии.

Положения ст. 4 ГК РФ определяют, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространятся на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Закон ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ -ЗАО не содержит таких положений.

Учитывая, что право на предоставление жилищной субсидии возникло у ФИО7 в силу закона, не имеющего обратной силы, его право на жилище должно быть реализовано в указанной форме.

Поэтому доводы ответчика, о том, что право ФИО1 на обеспечение жильем может быть реализовано только путем предоставления жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда <адрес> в 2011 году, в случае предоставления необходимых документов, нельзя признать обоснованными.

Доводы представителя ответчика не могут повлиять по существу на решение, поскольку, истец отнесен к льготной категории граждан, которые обеспечиваются жилищными правами по основаниям ст. 57 Жилищного кодекса РФ, то есть вне очереди, что в совокупности со статьями 16, 17 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗАО не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, и реализация данного права не должна ставиться в зависимость от времени постановки на учет.

Кроме того, в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения, и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения субсидию на приобретение жилого помещения на территории <адрес>, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из расчета на состав семьи их двух человек.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий