Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
15 июля 2011 года Салехардский городской суд в составе
председательствующего судьи: Гниденко С.П.
при секретаре: Морозовой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Андрея Дмитриевича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы в плавсоставе речного флота, и назначить пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Шевченко А.Д. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы в плавсоставе речного флота, и назначении пенсии, на том основании, что в назначении пенсии ему было неправомерно отказано, поскольку в трудовой стаж не включёны периоды его работы с 20 апреля 1976 года по 11 ноября 1976 года при прохождении практики на теплоходе ОТ-2069 в должности матроса, с 23 мая 1977 года по 25 октября 1977 года в должности рулевого моториста, с 27 февраля 1981 года по 03 мая 1982 года в должности рулевого моториста т/х ПМ-635, с 15 июня 1983 года по 01 июня 1984 года в должности капитана первого помощника механика на т/х БТ-65, с 01 июня 1984 года по 01 июня 1992 года в должности капитана механика т/х БТ-65. Указал, что выполнял обязанности в должностях моториста, механика, сменного механика, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях по списку № 2. Полагал, что работа по двум должностям палубного и машинного состава считается тяжелой, вредной и опасной. В декабре 2010 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости на льготных условиях. Однако решением Пенсионного фонда в назначении пенсии по старости на льготных условиях было отказано. Просил признать решение незаконным, обязать ответчика включить в льготный стаж периоды его работы в указанных должностях и обязать ответчика назначить пенсию на льготных условиях со дня обращения в пенсионный орган.
В судебном заседании истец и его представитель Захарчук В.А., допущенный к участию в деле на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, уточнили исковые требования, и просили обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды его работы в должностях капитана – первого помощника, капитана-механика т/х БТ-65 в период с 15 июня 1983 года по 31 мая 1987 года и обязать ответчика назначить пенсию по основанию предусмотренному п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Суду пояснили, что истец работал в указанных должностях на судне БТ-65 в районе острова Начальный который не входит в акваторию порта г. Салехарда. Работа на указанном судне продолжалась весь период навигации до ее окончания. Судно на котором работал истец не относится к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Представитель ответчика Аксенова Е.И., действующая на основании доверенности, против иска возражала. Суду пояснила, что стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии составляет 9 лет 9 месяцев 18 дней. В указанный стаж не был включен период работы истца в должности капитана-первого помощника, капитана-механика на т/х БТ-65, поскольку согласно имеющимся сведениям указанное судно является рейдовым, а потому фактически портовым, что не предоставляет истцу права на досрочное назначение пенсии по основанию пп. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Заслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Как следует из материалов дела, истец Шевченко А.Д. состоял в трудовых отношениях с ОАО «Салехардский речной порт» и в период с 15 июня 1983 года по 31 мая 1987 года работал в должностях капитана-первого помощника, капитана-механика на т/х БТ-65.
В декабре 2010 года Шевченко А.Д. обратился в Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Салехарде ЯНАО с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости.
Решением ответчика № 18 в назначении трудовой пенсии истцу было отказано по причине того, что судно, на котором истец осуществлял трудовую деятельность в спорный период времени, относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомагательным, разъездным, пригородным и внутригородского сообщения.
Суд не может согласиться с выводами ответчика изложенными в решении об отказе в назначении пенсии по следующим основаниям.
По смыслу приведенных выше положений пп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ право на досрочное назначение пенсии по старости по указанному основанию возникает при условии, выполнения работы на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, а также при условии достижения возраста, и наличия трудового стажа определенных, указанной нормой права.
Как следует из материалов дела, судно БТ-65, на котором истец осуществлял трудовую деятельность в спорный период времени, является буксирным судном и согласно приказов Обь-Иртышского объединенного речного пароходства на 1984 – 1987 годы, было отнесено к рейдовому флоту.
Из пояснений истца его представителя, а также справки уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе в период с 15 июня 1983 года по 31 мая 1987 год судно БТ -65 выполняло работу в районе острова Начальный в качестве транспортного судна. Рейд острова Начальный находился в районе устья реки Обь -280 км. Северо-восточнее Салехарда, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей заместитель директора ОАО «Салехардский речной порт» Дорофеев В.А., а также Киселев С.П. суду показали, что границы акватории речного порта г. Салехарда, согласно лоцманской карты, являются 300 км. и 283 км. от острова Начальный. Сам остров Начальный в акваторию порта г. Салехарда не входит.
Также из показаний свидетеля Киселева С.П. следует, что судно БТ-65 является буксирным и его работа у острова Начальный может быть приравнена к транзитному судну, отправившегося в рейс вне акватории порта.
Оснований не доверять свидетельским показаниям у суда не имеется, поскольку их показания последовательны и не противоречивы, кроме того, свидетели не имеют заинтересованности в исходе дела в пользу какой либо из сторон.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что работа истца на судне БТ-65 у острова Начальный является работой за рамками акватории порта города Салехарда, а потому доводы представителя ответчика о том, что указанное судно является портовым, либо работающим в акватории порта, не могут быть приняты во внимание судом.
Кроме того, отнесение судна БТ-65 к категории портового, постоянно работающего в акватории порта, а также служебно-вспомогательного, разъездного, пригородного и внутригородского сообщения, материалами дела не подтверждено, что не позволяет суду сделать вывод о том, что данное судно относится к одной из указанных категорий.
При таких обстоятельствах, учитывая, что категория рейдовых судов не включена в перечень судов, работа на которых исключает право на назначение пенсии по старости на льготных условиях, по основанию, предусмотренному пп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что работа истца в период с 15 июня 1983 года по 31 мая 1987 года в должностях капитана-первого помощника, капитана-механика на т/х БТ-65 подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как установлено судом, и не оспаривалось в судебном заседании сторонами, стаж работы истца в плавсоставе на судах речного флота, без учета спорного периода, составляет 9 лет 9 месяцев 18 дней. В свою очередь спорный период работы в календарных днях составляет 3 года 11 месяцев 16 дней.
Таким образом, стаж работы истца в плавсоставе на судах речного флота составляет более 12 лет 6 месяцев.
При указанных обстоятельствах, суд находит отказ пенсионного органа в назначении истцу трудовой пенсии по основанию, предусмотренному пп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» незаконным, а потому ответчик обязан назначить истцу пенсию с момента его первого обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о назначении пенсии.
Учитывая изложенное, заявленные истцом требования подлежат удовлетворению судом.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа включить Шевченко Андрею Дмитриевичу в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в Салехардском речном порту с 15 июня 1983 года по 31 мая 1987 года и назначить Шевченко Андрею Дмитриевичу пенсию с момента обращения в пенсионный орган.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья С.П. Гниденко