Решение по гражданскому делу №2-1351/2011 по иску прокурора г.Салехарда, в интересах МО г.Салехард, к администрации муниципального образования город Салехард, Моргун Т.Н. о признании недействительными распоряжений, расторжении трудового договора.



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

10 августа 2011 года Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:                 Гниденко С.П.

при секретаре судебного заседания:    Морозовой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Салехарда, действующего в интересах муниципального образования город Салехард, к администрации муниципального образования город Салехард, Моргун Тарасу Николаевичу о признании недействительными распоряжений, расторжении трудового договора и взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Салехарда, действующий в интересах муниципального образования город Салехард, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Салехард, Моргун Тарасу Николаевичу о признании недействительными распоряжений, расторжении трудового договора и взыскании денежных средств.

В обоснование требований иска указал, что распоряжением администрации МО г. Салехард от ДД.ММ.ГГГГ -р Моргун Т.Н. назначен на должность директора муниципального казенного учреждения «Информационно-техническое управление» с ДД.ММ.ГГГГ. Указанным распоряжением определена дата создания МКУ «Информационно-техническое управление» ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени учреждение как юридическое лицо не создано. ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО г. Салехард с Моргун Т.Н. заключен трудовой договор, на основании которого последний назначен на должность директора МКУ «Информационно-техническое управление». ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО г. Салехард издано распоряжение -р о выплате Моргун Т.Н. как директору денежного вознаграждения в размере должностного оклада. На основании указанных распоряжений, трудового договора и табеля учета рабочего времени работниками службы бухгалтерского учета и отчетности администрации МО г. Салехарда за период с апреля по май 2011 года неправомерно произведена за счет бюджетных средств выплата Моргун Т.Н. как директору МКУ «Информационно-техническое управление» заработной платы и денежного вознаграждения в размере 111 839 рублей 93 копейки, поскольку ввиду отсутствия юридического лица МКУ «Информационно-техническое управление» полномочия директора по управлению таким учреждением не могли осуществляться Моргун Т.Н. в указанный период времени. Кроме того, без каких либо правовых оснований выплачивалась заработная плата Моргун Т.Н. как за нормальную продолжительность рабочего времени, при том, что режим рабочего времени и времени отдыха Моргун Т.Н. не определен ни условиями трудового договора ни правилами внутреннего трудового распорядка МКУ «Информационно-техническое управление». На основании изложенного полагал указанные действия администрации МО г. Салехард незаконными. В связи с чем, просил признать п. 2 распоряжения главы администрации МО г. Салехард от 25 марта 2011 года № 400-р «О создании муниципального казенного учреждения «Информационно-техническое управление» в части указания даты назначения Моргун Т.Н. на должность директора; признать распоряжения главы администрации МО г. Салехард от ДД.ММ.ГГГГ -р «О выплате денежного вознаграждения», от ДД.ММ.ГГГГ №№ 26-к, 27-к «О командировании Т.Н. Моргуна», от ДД.ММ.ГГГГ -ро «Об отпуске без сохранения заработной платы Моргуна Т.Н.», от ДД.ММ.ГГГГ -ро «О предоставлении отпуска Т.Н. Моргун» недействительными (незаконными); признать действия Моргун Т.Н. и администрации МО г. Салехард связанные с заключением трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ незаконными; обязать Моргун Т.Н. и администрацию МО г. Салехард расторгнуть трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ ; взыскать с Моргун Т.Н. денежную сумму в размере 111 839 рублей 93 копейки в доход муниципального образования город Салехард.

В последствии прокурор г. Салехарда уточнил заявленные в иске требования и просил признать п. 2 распоряжения главы администрации МО г. Салехард от 25 марта 2011 года № 400-р «О создании муниципального казенного учреждения «Информационно-техническое управление» (в редакции распоряжения главы администрации МО г. Салехарда от 30 марта 2011 года № 422-р) в части указания даты назначения Моргун Т.Н. на должность директора; признать распоряжение главы администрации МО г. Салехард от ДД.ММ.ГГГГ -р «О внесении изменений в распоряжение администрации города Салехарда от ДД.ММ.ГГГГ -р» недействительным (незаконным); признать распоряжения главы администрации МО г. Салехард ДД.ММ.ГГГГ -р «О выплате денежного вознаграждения», от ДД.ММ.ГГГГ -ро «Об отпуске без сохранения заработной платы Моргуна Т.Н.», от ДД.ММ.ГГГГ -ро «О предоставлении отпуска Т.Н. Моргун» недействительными (незаконными); признать трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ заключенный администрацией МО г. Салехарда с Моргун Т.Н. незаконным в части периода выполнения трудовых функций Моргун Т.Н. в должности директора МКУ «Информационно-техническое управление» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконными действия администрации МО г. Салехард по выплате Моргун Т.Н. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 111 839 рублей 93 копейки; взыскать с Моргун Т.Н. денежную сумму в размере 111 839 рублей 93 копейки в доход муниципального образования город Салехард.

Определением Салехардского городского суда от 10 августа 2011 года в части заявленных прокурором г. Салехарда требований о признании незаконными распоряжений главы администрации МО г. Салехард от ДД.ММ.ГГГГ О командировании Т.Н. Моргуна», производство прекращено в виду отказа прокурора от иска в указанной части.

В судебном заседании помощник прокурора г. Салехарда Кугаевский А.А. на удовлетворении заявленных требований настаивал, привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования город Салехард Пужаев А.И., действующий на основании доверенности, против иска возражал. Представил в суд письменные возражения на исковое заявление, привел изложенные в них доводы. Суду пояснил, что принятие решений о создании муниципальных учреждений относится к компетенции администрации МО г. Салехарда. Учреждение было создано и зарегистрировано в установленном порядке 06 мая 2011 года. Моргун Т.Н. был назначен на должность директора учреждения в связи с необходимостью осуществления мероприятий по оформлению указанного юридического лица.

Ответчик Моргун Т.Н. против иска возражал. Суду пояснил, что должность директора учреждения была необходима для того, чтобы он мог осуществить действия связанные с регистрацией юридического лица, что не противоречит закону. Равно как не противоречит закону и выплата заработной платы, предоставление ему отпуска работодателем и направления его в командировку, так как он состоял в трудовых отношениях с администрацией МО г. Салехард в должности директора учреждения.

Заслушав объяснение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, распоряжением администрации муниципального образования город Салехард от 25 марта 2011 года № 400-р принято решение о создании с 01 августа 2011 года муниципального казенного учреждения «Информационно-техническое управление».

Пунктом 2 указанного распоряжения Моргун Т.Н. назначен на должность директора МКУ «Информационно-техническое управление».

Распоряжением администрации МО г. Салехард от ДД.ММ.ГГГГ -р пункт 2 Распоряжения администрации МО г. Салехард от ДД.ММ.ГГГГ -р изложен в новой редакции, согласно которой Моргун Т.Н. назначен директором МКУ «Информационно-техническое управление» с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования город Салехард и Моргун Т.Н. заключен трудовой договор по условиям которого, Моргун Т.Н. обязался выполнять обязанности по должности директора МКУ «Информационно-техническое управление» с ДД.ММ.ГГГГ, а администрация обязалась установить ему заработную плату, предоставить гарантии и компенсации в соответствии с законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования город Салехард и настоящим трудовым договором. Разделом 4 трудового договора Моргун Т.Н. установлена оплата его труда и материального обеспечения.

Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица серии 89 МКУ «Информационно-техническое управление» было зарегистрировано в качестве юридического лица 06 мая 2011 года, за основным государственным регистрационным номером 1118901001614, о чем в единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о его создании.

Прокурор полагал действия администрации муниципального образования г. Салехард о назначении Моргун Т.Н. на должность директора МКУ «Информационно-техническое управление» незаконными, в связи с тем, что он был назначен на указанную должность в период когда юридическое лицо не было создано. В связи с чем, также полагал о незаконности произведенных администрацией МО г. Салехард действий по выплате денежных вознаграждений Моргун Т.Н., предоставлении ему отпуска, и просил признать недействительными (незаконными) соответствующие распоряжения главы администрации МО г. Салехард от ДД.ММ.ГГГГ -р «О выплате денежного вознаграждения», от ДД.ММ.ГГГГ -ро «Об отпуске без сохранения заработной платы Моргуна Т.Н.», от ДД.ММ.ГГГГ -ро «О предоставлении отпуска Т.Н. Моргун». Кроме того, также просил признать трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ заключенный администрацией МО г. Салехарда с Моргун Т.Н. незаконным в части периода выполнения трудовых функций Моргун Т.Н. в должности директора МКУ «Информационно-техническое управление» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконными действия администрации МО г. Салехард по выплате Моргун Т.Н. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 111 839 рублей 93 копейки; и взыскать с Моргун Т.Н. денежную сумму в размере 111 839 рублей 93 копейки в доход муниципального образования город Салехард.

Суд не может согласиться с доводами прокурора по следующим основаниям.

Согласно ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии со ст. 51 Гражданского процессуального кодекса РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно ст. 53 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

В соответствии со ст. 9 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) учредитель или учредители юридического лица при его создании; в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Из приведенных положений гражданского законодательства следует, что юридическое лицо является созданным с момента его государственной регистрации. При этом, заявителем при государственной регистрации юридического лица может выступать в том, числе и руководитель регистрируемого юридического лица.

Как установлено судом, ответчик Моргун Т.Н. был назначен на должность директора МКУ «Информационно-техническое управление» с ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации МО г. Салехард.

Из пояснений представителя ответчика – администрации муниципального образования город Салехард, а также ответчика Моргун Т.Н. следует, что его назначение на должность было связано с выполнением необходимых организационных мероприятий по разработке устава учреждения, утверждения его структуры и штатной численности, а также государственной регистрации учреждения в качестве юридического лица.

Указанные действия администрации согласуются с положениями ст. 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в соответствии с которой при государственной регистрации юридического лица, от его имени заявителем при совершении регистрационных действий может выступать, в том числе, руководитель юридического лица.

В связи с чем, законодательством не исключается возможность осуществления функций органами юридического лица до момента его государственной регистрации в качестве такового.

При указанных обстоятельствах, заявленные прокурором требования о признании незаконным п. 2 распоряжения главы администрации МО г. Салехард от 25 марта 2011 года № 400-р «О создании муниципального казенного учреждения «Информационно-техническое управление» (в редакции распоряжения главы администрации МО г. Салехарда от 30 марта 2011 года № 422-р) в части указания даты назначения Моргун Т.Н. на должность директора, признания незаконным распоряжения главы администрации МО г. Салехард от 30 марта 2011 года № 422-р «О внесении изменений в распоряжение администрации города Салехарда от 25 марта 2011 года № 400-р», а также признания незаконным трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ заключенного администрацией МО г. Салехарда с Моргун Т.Н. в части периода выполнения трудовых функций Моргун Т.Н. в должности директора МКУ «Информационно-техническое управление» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат удовлетворению судом, поскольку основаны на ошибочном толкании норм материального права.

Не подлежащими удовлетворению суд находит и требования прокурора о признании незаконными распоряжения главы администрации МО г. Салехард ДД.ММ.ГГГГ -р «О выплате денежного вознаграждения», от ДД.ММ.ГГГГ -ро «Об отпуске без сохранения заработной платы Моргуна Т.Н.», от ДД.ММ.ГГГГ -ро «О предоставлении отпуска Т.Н. Моргун»; признании незаконными действий администрации МО г. Салехард по выплате Моргун Т.Н. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 111 839 рублей 93 копейки; и взыскании с Моргун Т.Н. денежной суммы в размере 111 839 рублей 93 копейки в доход муниципального образования город Салехард, поскольку указанные требования являются производными от первоначальных требований прокурора о признании незаконным назначения Моргун Т.Н. на должность директора МКУ «Информационно-техническое управление», а также признании незаконным заключенного с Моргун Т.Н. трудового договора по указанной должности, в удовлеторении которых судом отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора города Салехарда, действующего в интересах муниципального образования город Салехард, к администрации муниципального образования город Салехард, Моргун Тарасу Николаевичу о признании недействительными распоряжений администрации муниципального образования город Салехард, трудового договора незаконным, признании действий администрации муниципального образования город Салехард по выплате денежных средств незаконными, взыскании с Моргун Тараса Николаевича денежных средств в доход муниципального образования город Салехард, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий /подпись/

Копия верна:

Судья                                                                          С.П. Гниденко