Решение по иску зам.прокурора Шурышкарского района в интересах истицы Конкиной В.Н. к Правительству ЯНАО, Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о предоставлении жилья



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

    15 августа 2011 года                             г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:         Щепкиной Т.Ю.,

при секретаре судебного заседания:    Евменовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах истицы Конкиной Виктории Николаевны к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Шурышкарского района, действуя в интересах Конкиной В.Н., обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО и Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилое помещение, мотивировав требования тем, что Конкина В.Н. ____ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, так как её отец Конкин Н.А. лишен родительских прав по решению суда, а мать Конкина М.Е. ___ года, в связи с чем, истица принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включена в список нуждающихся в жилых помещениях, собственного и закрепленного жилья не имеет, приобрела в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом формам, потребность в обеспечении жильем возникла с _____ года, однако до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.

В иске заместитель прокурора Шурышкарского района просил возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставить лицу из числа детей-сирот Конкиной В.Н. жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров.

Впоследствии и.о. прокурора Шурышкарского района Цапов А.В. направил в суд заявление об уточнении исковых требований, и просил возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставить Конкиной В.Н. жилое помещение, общей площадью не менее 33 квадратных метров на территории с. Мужи Шурышкарского района или в г. Салехард.

В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард Мосиявич О.В., действующая по поручению и.о. прокурора Шурышкарского района Цапова А.В., на уточненных исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив при этом, что Конкина В.Н. должна быть обеспечена жилым помещением во внеочередном порядке на территории ______, по месту жительства истицы. Возражала против предоставления ответчику срока для исполнения решения на 5 месяцев, пояснив, что указанные вопросы могут решаться в порядке исполнительного производства.

Истица Конкина В.Н. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала и просила обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить ей жилое помещение в ______, при этом уточнила, что среднюю школу она закончила в __ году в селе Мужи, а затем продолжила обучение в Ямальском полярном агроэкономическом техникуме, где обучение закончила в ___ года.

Представитель ответчиков Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа и Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Чепурнов В.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что Конкина В.Н. принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, и включена органом местного самоуправления в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей на 2011 год, дата возникновения потребности в жилом помещении указана ___ года. На основании списка органа местного самоуправления, Конкина В.Н. включена в Список __ на 2011 год под номером __, который утвержден Губернатором ЯНАО 21 апреля 2011 года. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности истица не имеет, и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. Каких-либо нарушений жилищных прав Конкиной В.Н. со стороны Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа и Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа не допущено. В случае принятия судом решения об удовлетворении иска прокурора и возложении на Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа обязанности предоставить Конкиной В.Н. жилое помещение по договору социального найма, просил суд на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, установить срок 5 месяцев, необходимый для совершения Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа и уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа действий по исполнению решения суда, так как на сегодняшний день в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади, что подтверждается письмами Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 июля 2011 года.

Представитель третьего лица Администрации муниципального образования Шурышкарский район в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, истицы и представителя ответчиков, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Конкина В.Н. ______ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать Конкина М.Е. __ года, а отец Конкин Н.А. лишен родительских прав в отношении дочери по решению Шурышкарского районного суда от ___ года.

На основании постановления главы Администрации Мужевского сельсовета от ___ года несовершеннолетней Конкиной В.Н. назначен опекун Конева Е.Е., а затем - по постановлению администрации Мужевского сельсовета Шурышкарского района от __ года несовершеннолетней Конкиной В.Н. назначен опекун Лонгортова Ю.Е.

___ года Конкина В.Н. поставлена на учёт нуждающихся в жилых помещениях, и впоследствии включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011 год на территории муниципального образования Шурышкарский район, где Конкина В.Н. значится под номером ___

В заявлении от ___ 2011 года, адресованном первому заместителю директора Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Холодовской Н.М., Конкина В.Н. просила предоставить ей жилое помещение по договору социального найма в г. Салехард, где планирует в дальнейшем работать и проживать.

Впоследствии - __года Конкина В.Н. обратилась к прокурору Шурышкарского района с заявлением о защите её нарушенных прав и законных интересов как нуждающейся в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования Шурышкарский район, путём обращения в суд в защиту её интересов.

В судебном заседании Конкина В.Н. уточнила свои исковые требования и настаивала на предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма по месту жительства в с. Мужи Шурышкарского района.

Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что Конкина В.Н. состоит в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2011 год на территории Ямало-Ненецкого автономного округа под номером ___, потребность в обеспечении жильем у неё возникла 01 июня 2011 года.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Как установлено в судебном заседании, Конкина В.Н. собственного и закрепленного жилья не имеет, зарегистрирована по адресу: ____________, общей площадью ___ квадратных метра, где также зарегистрирована Лонгортова Ю.Е., что подтверждается справками из Управления образования муниципального образования Шурышкарский район, из Администрации муниципального образования Мужевское, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО и из Муниципального учреждения инвентаризации и оценки имущества.

Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Конкина В.Н. приобрела право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.

Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.

В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.

Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Конкина В.Н. в установленном порядке была включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потребность в обеспечении жилым помещением у истицы возникала в ____ года после окончания обучения на очном отделении в ГОУ СПО «Ямальский полярный агроэкономический техникум».

Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, в силу положений действующего законодательств, обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.

Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.

При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истице жилого помещения соблюдены: Конкина В.Н. _____ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включена в список нуждающихся в жилых помещениях, закрепленного и собственного жилья не имеет, однако до настоящего времени жильём не обеспечена, тогда как такое право у неё возникло _____ года, после окончания ею обучения в ГОУ СПО «Ямальский полярный агроэкономический техникум», следовательно, жилищные права истицы были нарушены.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истицы на внеочередное обеспечение жильём не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, наличия либо отсутствия свободных жилых помещений необходимой площадью, поскольку потребность в обеспечении жильем у неё возникла в июне 2011 года.

Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истице жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.

Разрешая ходатайство представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда на 5 месяцев суд приходит к следующему.

Свои доводы представитель ответчиков Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа и Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа мотивирует тем, что в настоящее время в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади, и в случае удовлетворения иска необходимо будет подготовить и направить на утверждение в Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа проект постановления о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для приобретения жилого помещения в соответствии с решением суда; затем принять указанное постановление и довести выделенные бюджетные ассигнования до главного распорядителя средств окружного бюджета - Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа; далее, разместить государственный заказ на приобретение в собственность автономного округа жилого помещения, зарегистрировать и оформить право собственности автономного округа на приобретенное жилое помещение в собственность государственного жилищного фонда, а затем заключить договор социального найма с Конкиной В.Н.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные в решении суда действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Вместе с тем, суд находит, что заявленный ответчиком срок исполнения решения суда - 5 месяцев является неприемлемым, так как длительное неисполнение решения суда будет существенным образом нарушать права и законные интересы истицы - её конституционное право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ. Более того, ответчиком Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа указанными действиями нарушается конституционное право истицы, являющейся лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилого помещения. Кроме того, установление срока исполнения решения суда на 5 месяцев будет противоречить общепризнанному принципу международного права - проведение судебного разбирательства в разумные сроки, которые по смыслу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, исчисляются со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Таким образом, исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства».

При таких обстоятельствах, суд считает разумным и отвечающим интересам истицы срок исполнения решения суда - 2 месяца.

Также по правилам статей 203 и 434 ГПК РФ по инициативе лиц, участвующих в деле, либо судебного пристава-исполнителя, могут быть рассмотрены вопросы об отсрочке исполнения решения суда, в порядке исполнения судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах истицы Конкиной Виктории Николаевны к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения, - удовлетворить.

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить по договору социального найма Конкиной Виктории Николаевне благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в черте села Мужи Шурышкарского района, общей площадью не менее 33 квадратных метров.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ установить, что настоящее решение суда должно быть исполнено ответчиком в течение 2 (двух) месяцев.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы, представления через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение суда изготовлено 18 августа 2011 года.

Судья                                          Т.Ю. Щепкина