Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ Салехардский городской суд в составе:
Председательствующего судьи: Долматова М.В.
при секретаре: ФИО3
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об обжаловании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало – Ненецкому автономному округу,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Салехардский городской суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола о результатах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ №-ОАз, ему администрацией <адрес> был предоставлен земельный участок под строительство жилого дома по <адрес>. В ноябре 2010 года строительство жилого дома было завершено и администрацией <адрес> был присвоен адрес: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в комиссию по проведению технического обследования жилых и общественных зданий с заявлением о разрешении перепланировки индивидуального жилого <адрес> в <адрес>.
Затем получил решение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, была произведена перепланировка в его доме, по окончании которой образовалось 8 отдельных жилых помещений и которые были приняты по актам приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В марте 2011 года он обратился в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, с заявлением о государственной регистрации права собственности на индивидуальные жилые помещения в доме. Однако регистрация была приостановлена и указано предоставить «разрешение на ввод в эксплуатацию объекта». Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта было получено им по окончании строительства, присвоен адрес и выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на <адрес> в <адрес>.
Заявитель указывает, что отношения, связанные с перепланировкой жилого помещения, регулируются нормами Жилищного кодекса РФ, а не Градостроительного кодекса РФ. Документы, содержащие описание перепланированного объекта и акты приемочной комиссии имеются, обременений перепланированного объекта не имеется, иных лиц, оспаривающих его права на перепланированный объект нет. В заявлении просил признать решение о приостановлении государственной регистрации и возложении на ФИО1 обязанности предоставить «разрешение на ввод в эксплуатацию объекта» на <адрес> в <адрес>, незаконным.
Заинтересованным лицом Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу представлен отзыв на заявление ФИО1, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО подано заявление представителя ФИО1 - ФИО7 о государственной регистрации прекращения права в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества: индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимости и сделок с ним», государственная регистрация прекращения права в связи с ликвидацией объекта: здание: индивидуальный жилой дом, находящиеся по адресу: ЯНАО, <адрес>, была приостановлена сроком до ДД.ММ.ГГГГ в связи с не предоставлением необходимых правоустанавливающих документов. ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация приостановлена сроком на три месяца, на основании заявления ФИО7, представляющего интересы ФИО1
Управление считает приостановление государственной регистрации законным и обоснованным, мотивируя свои возражения тем, что ДД.ММ.ГГГГ объект был зарегистрирован как индивидуальный жилой дом. Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, разрешенное использование земельного участка, согласно кадастровому паспорту - индивидуальная жилая застройка усадебного типа, в соответствии со ст. 25.3 Закона о регистрации, государственная регистрация индивидуального жилого дома был произведена на основании кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии заявитель и его представитель обратились в Управление за государственной регистрацией права собственности на спорный объект, состоящий из квартир №№1-8, находящихся в здании по адресу: <адрес>. В качестве правоустанавливающих документов представлены акт приемочной комиссии о завершении переустройства и перепланировки жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровые паспорта на квартиры. Из представленных документов было видно, что индивидуальный жилой дом был преобразован в многоквартирный жилой дом, произведен монтаж перегородок, устройство дверных проемов, переустройство системы водоснабжения и канализации, однако представленных документов недостаточно для решения регистрационным органом вопросов в установленном законом порядке, а именно, не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, следовательно, многоквартирный жилой дом не введен в эксплуатацию в установленном законом порядке, земельный участок, на котором расположено здание, не представлялся заявителю для строительства и (или) размещения многоквартирного дома, тогда как акт приемочной комиссии о завершении переустройства и перепланировки жилого помещения не может являться документом, подтверждающим произведенное преобразование индивидуального жилого дома в многоквартирный жилой дом.
Просил в удовлетворении заявления ФИО4 отказать.
Из отзыва Службы государственного строительного надзора <адрес> следует, что осуществление государственного строительного надзора при строительстве объекта «Индивидуальный жилой дом, по адресу: ЯНАО, <адрес>, как и при его реконструкции, Градостроительным кодексом РФ не предусмотрено. Органы государственного строительного надзора выдают заключения о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства, если в данном случае осуществлялся государственный надзор.
Согласно пункту 1 ч. 2 ст. 49 и ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживании одной семьи. В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее – этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В судебном заседании заявитель ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивал, привел доводы, изложенные в заявлении.
Представители заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, ФИО5, действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы представленные ранее в возражении.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства и городского хозяйства администрации муниципального образования <адрес> и администрации муниципального образования <адрес> ФИО6, действующий на основании доверенности, считал, что заявление подлежит удовлетворению, поскольку в данном случае имело место не реконструкция, а перепланировка индивидуального жилого дома в восьмиквартирный жилой дом.
Разрешение на перепланировку заявителем было получено в соответствии с требованиями действующего законодательства, после перепланировки приемочной комиссией жилые помещения были приняты в установленном порядке, о чем составлены соответствующие акты на каждое жилое помещение. В части того, что заявителю земельный участок предоставлялся в аренду для строительства индивидуального жилого дома, а в результате произведенной перепланировки он стал восьмиквартирным, то данное обстоятельство не имеет значения для осуществления регистрации права собственности перепланированных жилых помещений, это связана только с использованием земельного участка и касается правоотношений заявителя и департамента земельных отношений.
Представитель заинтересованного лица Службы государственного строительного надзора <адрес> в судебное заседание не явился, его не явка не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования <адрес> и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка №, предметом которого явилось пользование земельным участком площадью 777 кв.м. с кадастровым номером 89:08:030301:110, категории земель - земли населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>, для использования в целях строительства индивидуального жилого дома, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка.
Параметры разрешенного использования участка и особые требования к архитектурно-художественному облику указаны в градостроительном плане. Максимальный срок осуществления жилищного строительства 3 года. Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО ДД.ММ.ГГГГ; вид разрешенного использования – индивидуальная жилая застройка усадебного типа.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 управлением архитектуры и градостроительства департамента строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования <адрес> выдано разрешение на строительство индивидуального 2-х этажного жилого дома по <адрес>, срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-СКХ индивидуальному жилому дому (инвентарный номер 10082520) присвоен адрес: <адрес>.
Как видно из свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является собственником индивидуального жилого 2-хэтажного дома, общей площадью 292,6 кв.м, инв. №, лит. А, по адресу: <адрес>, на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и кадастрового паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации».
ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО1 - ФИО7 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО с заявлением о государственной регистрации прекращения права в связи с ликвидацией объекта: здание: индивидуальный жилой дом и права собственности на <адрес>, находящиеся по адресу: <адрес>.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО было сообщено ФИО1 о приостановлении государственной регистрации прекращения права в связи с ликвидацией объекта: здание: индивидуальный жилой дом и права собственности на <адрес>, находящиеся по адресу: ЯНАО, <адрес>, документы на которую были представлены ДД.ММ.ГГГГ.
Регистрация приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что индивидуальный жилой дом преобразован в многоквартирный жилой дом, произведен монтаж перегородок, устройство дверных проемов, переустройство системы водоснабжения и канализации, многоквартирный жилой дом не введен в эксплуатацию в установленном законом порядке, а имеющиеся акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не могут подменять собой разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренную Градостроительным кодексом РФ; земельный участок, на котором расположено здание по адресу: <адрес> не предоставлялся для строительства и размещения многоквартирного жилого дома.
Однако суд не может согласиться с данными доводами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО по следующим основаниям.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В статье 26 ЖК РФ перечислены основания и порядок проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Так, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. При этом, как указано в ст. 28 ЖК РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО1 - ФИО7 обратился к председателю комиссии по проведению технического обследования жилых и общественных зданий с заявлением о переустройстве и перепланировке индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, срок производства ремонтно-строительных работ определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с проектом (проектной документацией), и ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано решение о согласовании переустройства и перепланировки жилых помещений в соответствии с представленным проектом.
В соответствии с технической документацией от ноября и декабря 2010 года, жилое помещение <адрес> в <адрес>, год постройки 2010, общая площадь жилого <адрес> кв.м., жилая площадь 135 кв.м., число этажей 2, на первом этаже 4 жилых комнаты, 4 кухни, 4 санузла и 4 коридора, на втором этаже - 4 жилых комнаты, 4 кухни, 4 санузла и 4 коридора.
В техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ указаны отдельно 8 квартир: 4 на первом этаже и 4 на втором этаже, каждая из которых состоит из жилой комнаты, кухни, санузла, коридора, а также представлены отдельные технические паспорта на квартиры № №, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 <адрес>.
Из актов приемочной комиссии о завершении переустройства и перепланировки жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных должностным лицом органа местного самоуправления ФИО8, следует, что приемочная комиссия в составе: заместителя начальника УЖКК Шелюлёва А.Б., специалиста МУ «Салехардская ДЕЗ» ФИО9, главного инженера ОЦТИ ФИО10, представителя Управления ФИО2 Д.Н., проектной организации ООО «Универсалсервис» в присутствии заявителя ФИО1, произвела осмотр завершенного переустройством и перепланировкой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и решением комиссии установлено, что предъявленные к приемке мероприятия (работы): монтаж перегородок, устройство дверных проемов, переустройство системы водоснабжения и канализации произведены в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих для жилых домов. Указано также, что эти акты являются основанием для проведения инвентаризационных обмеров и внесения изменений в поэтажные планы и экспликацию органа технической инвентаризации.
Таким образом, из исследованных письменных доказательств следует, что произведенные заявителем переустройство и перепланировка жилого помещения не имеют признаков самовольных переустройства и (или) перепланировки, установленных в ст. 29 ЖК РФ, поскольку проведены при наличии оснований, предусмотренных статьёй 26 ЖК РФ.
Более того, в части 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В пункте 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ дано понятие реконструкции - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 1 ч. 2 ст. 49 и ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации права в связи с ликвидацией объекта: здание: индивидуальный жилой дом и права собственности на <адрес>, находящиеся по адресу: ЯНАО <адрес>, мотивировано тем, что заявителем не представлено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта.
Действительно, в пункте 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 17 названного Закона, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В статье 19 Закона о государственной регистрации перечислены основания для приостановления государственной регистрации прав - государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Между тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что разрешение на ввод в эксплуатацию объекта - <адрес> в <адрес> было получено ФИО1 ранее по окончании его строительства, затем жилому дому присвоен адрес и выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности, впоследствии заявителем произведены перепланировка и переустройство жилого помещения, в техническую документацию внесены соответствующие изменения.
При этом суд находит заслуживающим внимания довод заявителя о том, что признаки реконструкции, установленные в пункте 14 ч. 1 Градостроительного кодекса РФ, в данном случае отсутствуют, поскольку имели место монтаж перегородок, устройство дверных проемов, переустройство системы водоснабжения и канализации, которые произведены в соответствии с требованиями нормативных документов, что подтверждается актами приёмочной комиссии о завершении переустройства и перепланировки жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных должностным лицом органа местного самоуправления, а изменений параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения не было.
Кроме того, согласно ответа межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, при перепланировке жилого строения по адресу: <адрес> не превышены параметры разрешенного строительства.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу необоснованно приостановлена государственная регистрация права в связи с ликвидацией объекта: здание: индивидуальный жилой дом и права собственности на <адрес>, находящиеся по адресу: ЯНАО, <адрес>.
При указанных обстоятельствах, суд находит заявленные ФИО1 требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 об обжаловании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало – Ненецкому автономному округу, удовлетворить.
Признать решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало – Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации права в связи с ликвидацией объекта: здание индивидуальный жилой дом и права собственности на <адрес> - 8, находящиеся по адресу: <адрес>, незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало – Ненецкому автономному округу возобновить государственную регистрацию права в связи с ликвидацией объекта: здание индивидуальный жилой дом и права собственности на <адрес> - 8, находящиеся по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья М.В. Долматов