Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело №2-1614/2011
22 августа 2011 года г. Салехард.
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи: Гниденко С.П.
при секретаре судебного заседания: Морозовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Салехарда, действующего в интересах Горшунова Павла Евгеньевича, к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Салехарда, действуя в интересах Горшунова П.Е., обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма.
В обоснование иска указал, что Горшунов П.Е. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, так как его родители - мать Горшунова И.Д. умерла, а отец Горшунов Е.П. лишен родительских прав в отношении истца. В связи с чем, истец принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, включен в список № 3 нуждающихся в жилых помещениях на 2011 год, и приобрел в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленной законом форме, потребность в обеспечении жильем возникла в июне 2011 года, поскольку истец закончил обучение в ГБОУ СПО «Ямальский полярный агроэкономический техникум». Однако до настоящего времени истец не обеспечен жилым помещением. В иске прокурор просил возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставить Горшунову П.Е, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании прокурор Мосиявич О.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец Горшунов П.Е. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель ответчика Чепурнов В.Н., действующий на основании доверенности, просил об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представил в суд письменные возражения, привел изложенные в них доводы. Суду пояснил, что истец включен в Список № 3 на 2011 год под № 12. Преимущественных прав на предоставления жилья вне установленной данным списком очередности не имеет. В связи с чем, полагал об отсутствии нарушений прав истца. Кроме того, указал, что немедленное предоставление жилья истцу нарушит законные права иных лиц, состоящих в указанном списке ранее истца. Просил установить срок исполнения решения суда в течении 5 месяцев в связи с отсутствием жилых помещений.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Горшунов П.Е., 07 февраля 1991 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители мать — Горшунова Ирина Дмитриевна умерла 05 августа 1997 года, а отец Горшунов Евгений Павлович лишен в отношении него родительских прав решением Ашинского городского суда от 12 мая 2005 года.
На основании постановления администрации города Салехарда от 03 октября 1997 года № 484 над несовершеннолетним Горшуновым П.Е. учреждена опека, опекуном назначена Кучерина Галина Павловна.
Постановлением администрации МО г. Салехард от 15 февраля 2005 года № 72 за Горшуновым П.Е. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно справке ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации» общая площадь квартиры составляет 47,5 кв.м., жилая 33,2 кв.м.
Из справки о регистрации по месту жительства следует, что в указанной квартире зарегистрированы и проживают 5 человек.
Согласно приказу Департамента образования администрации муниципального образования город Салехард от 09 октября 2008 года № 532-о истец принят на учет детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
Как видно из списка детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2011 год на территории Ямало-Ненецкого автономного округа истец включен в указанный список под номером "114".
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании, за истцом закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 47,5 кв.м. Поскольку в жилом помещении проживают помимо истца еще четверо иных граждан, площадь закрепленного за ним жилого помещения, составляет менее учетной нормы на одного человека проживающего в нем, в связи с чем, истец признан нуждающимся в жилых помещениях.
Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Горшунов П.Е. приобрел право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Горшунов П.Е. в установленном порядке был включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потребность в обеспечении жилым помещением у истца возникла в июне 2011 года, а именно по окончании им обучения в ГОУ СПО Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский полярный агроэкономический техникум».
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения соблюдены: Горшунов П.Е. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включен в список нуждающихся в жилых помещениях, однако до настоящего времени жильём не обеспечен, тогда как такое право у него возникло в июне 2011 года, следовательно, жилищные права истца были нарушены.
Более того, согласно заявлению Горшунова П.Е., он выразил волю на обращение в его интересах в суд с требованием о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая ходатайство представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда на 5 месяцев суд приходит к следующему.
Свои доводы представитель ответчика Правительства ЯНАО мотивирует тем, что в настоящее время в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади, и в случае удовлетворения иска необходимо будет подготовить и направить на утверждение в Правительство ЯНАО проект постановления о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для приобретения жилого помещения в соответствии с решением суда; затем принять указанное постановление и довести выделенные бюджетные ассигнования до главного распорядителя средств окружного бюджета - департамента строительства и жилищной политики ЯНАО; далее, разместить государственный заказ на приобретение в собственность автономного округа жилого помещения, зарегистрировать и оформить право собственности автономного округа на приобретенное жилое помещение в собственность государственного жилищного фонда, а затем заключить договор социального найма с Горшуновым П.Е.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные в решении суда действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Вместе с тем, суд находит, что заявленный ответчиком срок исполнения решения суда - 5 месяцев является неприемлемым, так как длительное неисполнение решения суда будет существенным образом нарушать права и законные интересы истца – его конституционное право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ. Более того, ответчиком Правительством ЯНАО указанными действиями нарушается конституционное право истца, являющегося лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилого помещения. Кроме того, установление срока исполнения решения суда на 5 месяцев будет противоречить общепризнанному принципу международного права - проведение судебного разбирательства в разумные сроки, которые по смыслу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, исчисляются со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Таким образом, исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства».
При указанных обстоятельствах, суд полагает требования об установлении срока исполнения решения суда на 5 месяцев не подлежащими удовлетворению.
При этом, суд учитывает, что вопросы об отсрочке исполнения решения суда могут быть рассмотрены по инициативе лиц, участвующих в деле, либо судебного пристава-исполнителя, по правилам статей 203 и 434 ГПК РФ, в порядке исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Горшунову Павлу Евгеньевичу вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным правилам и требованиям, на территории города Салехарда, общей площадью не менее 33 кв.м., по договору социального найма
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий С.П. Гниденко