Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело № 2-1461/2011
22 августа 2011 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи: Гниденко С.П.,
при секретаре судебного заседания: Морозовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камшилова ФИО8, Камшиловой ФИО9 к Департаменту по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействительным отказа в предоставлении социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Камшилов ФИО10, Камшилова ФИО11 обратились в суд иском к Департаменту по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействительным отказа в предоставлении социальной выплаты.
В обоснование иска указали, что решением администрации муниципального образования Ямальский район ЯНАО от 10 марта 2011 года Камшилов Ю.Г. не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан и обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Полагали такое решение незаконным. Указали, что основанием отказа в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий послужил протокол Департамента развития агропромышленного комплекса ЯНАО по вопросам предоставления социальных выплат от 01 марта 2011 года. Из содержания протокола видно, что при принятии решения о направлении учетного дела в администрацию МО Ямальский район для отказа в признании Камшилова нуждающимся в улучшении жилищных условий жилищная комиссия руководствовалась ст. 53 Жилищного кодекса РФ о последствиях намеренного ухудшения истцом жилищных условий, а именно 12 февраля 2010 года он подарил принадлежащую ему долю в праве собственности на квартиру своей матери. Указали, что при принятии такого решения ответчиком не учтено, что они постоянно проживают и работают с. Яр-Сале, их местом жительства является служебная квартира, в которой совместно с ними проживают еще три человека. На территории автономного округа они не имеют в собственности жилых помещений. В связи с чем просили, признать недействительным решение администрации МО Ямальский район от 10 марта 2011 года, а также протокол заседания жилищной комиссии департамента по развитию агропромышленного комплекса ЯНАО от 01 марта 2011 года, обязать департамент по развитию агропромышленного комплекса ЯНАО устранить в полном объеме допущенное им препятствие к осуществлению прав и свобод истцов.
В судебном заседании истцы участия не принимали, о времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом. Представили в суд заявление в котором просили о рассмотрении дела в их отсутствие, заявленные требования поддеражали.
Представители ответчика - Департамента по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа – Климентьев М.В., Сливина Т.А., действующие на основании доверенностей, с иском не согласились, представили письменный отзыв, в котором указали, что Камшилов Ю.Г. принимал участие в программе Социальное развитие села до 2012 года совместно со своей супругой Камшиловой А.А., которая на основании договора купли-продажи имеет долю в праве собственности на <адрес> в с. Яр-Сале. Однако в установленном законом порядке принадлежащие истице права на долю в праве собственности не зарегистрированы. Помимо этого, истец Камшилов до 12 февраля 2010 года имел долю вправе собственности на квартиру расположенную в городе Омске, которая была им отчуждена по договору дарения. Обеспеченность Камшилова жилым помещением до момента отчуждения им принадлежащей ему доли составляла 21,1 кв.м., а его супруги на настоящий момент 19,8 кв.м. суммарная обеспеченность жилой площадью семьи Камшиловых составляла 40,9 кв.м, а на одного члена семьи 20,3 кв.м, что выше учетной нормы установленной в муниципальном образовании. Однако Камшилов перед постановкой на учет нуждающихся в целях участия в программе Социальное развитие села до 2012 года, распорядился принадлежащей ему долей в праве собственности на жилое помещение, чем ухудшил свои жилищные условия. Также указали, что при постановке на учет истцами не были предоставлены документы на долю в праве собственности на квартиру, принадлежащую истице.
Представитель третьего лица – администрации МО Ямальский район, в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. Представил в суд письменный отзыв, в котором просил об отказе в удовлетворении требований иска. В отзыве представитель третьего лица указал, что входе рассмотрения учетного дела Камшилова Ю.Г. было установлено, что до 12 февраля 2010 года Камшилов Ю.Г. имел 1/3 долю в праве собственности на <адрес>. Кроме того, супруга истца имеет в собственности ? долю в праве собственности на <адрес> Однако права на указанную долю в установленном порядке не зарегистрированы. Таким образом, суммарная обеспеченность семьи Камшиловых составляла 40,9 кв.м., до момента отчуждения Камшиловым принадлежащей ему доли в праве на квартиру. Кроме того, при постановке на учет истцами не были представлены сведения о принадлежности истице доли в праве собственности на квартиру, расположенную в с. Яр-Сале.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В целях реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года № 83 «О внесении изменений в федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года» постановлением администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 апреля 2009 года № 224-А утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. (далее - Положение)
Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, согласно приложению N 1 к настоящему Положению; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий; гражданство Российской Федерации каждого члена семьи.
Согласно пунктам 2.2, 2.3 Положения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места жительства.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется исходя из учетной нормы площади жилого помещения, установленной соответствующим органом местного самоуправления, по месту постоянного жительства.
При определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в сумму общей площади имеющихся у гражданина и (или) членов его семьи жилых помещений включаются также жилые помещения, расположенные за пределами постоянного места жительства, в отношении которых заявитель и (или) члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности.
Таким образом, признание лица нуждающимся в улучшении жилищных условий, является одним из необходимых обстоятельств для возникновения права указанного лица на участие в указанной программе и предоставление ему социальной выплаты.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено судом, 25 мая 2010 года истец обратился к Главе муниципального образования Ямальский район с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». В качестве члена семьи участника программы истцом указана его супруга Камшилова А.А.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности от 01 марта 2011 года, учетное дело Камшилова Ю.Г. было направлено в администрацию муниципального образования Ямальский район в целях устранения выявленных недостатков.
Из протокола следует, что основанием возращения учетного дела истца послужило то, что в нарушение положений ст. 53 Жилищного кодекса РФ Камшилов Ю.Г. был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления, поскольку ему принадлежала 1/3 доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 63,5 кв.м., которая 12 февраля 2010 года была им подарена Камшиловой Г.М., чем он намеренно ухудшил свои жилищные условия.
Решением главы администрации Ямальский район от 10 марта 2011 года Камшилов Ю.Г. не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях участия в мероприятиях предусмотренной программы «Социальное развитие села до 2012 года».
Истцы полагали указанные решения и протокол жилищной комиссии незаконными, поскольку намеренного ухудшения жилищных условий ими допущено не было.
Суд не может согласиться с доводами истцов по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из материалов дела, истец являлся собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 63,5 кв.м., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права.
Из материалов также следует, что истице Камшиловой А.А. (до вступления в брак фамилия - Стекляр) на основании договора купли-продажи от 01 февраля 2003 года, принадлежит ? доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 79,2 кв.м. В указанной квартире истцы зарегистрированы по месту жительства. Вместе с тем, в установленном законом порядке право истицы на долю в праве общей долевой собственности не зарегистрировано.
Таким образом, исходя их принадлежащих истцам долей в праве общей долевой собственности на квартиры, а также площадей квартир, обеспеченность Камшилова Ю.Г. общей площадью жилого помещения, до отчуждения принадлежащей ему доли, составляла 21,1 кв.м., обеспеченность Камшиловой А.А. – 19,8 кв.м. Суммарная обеспеченность истцов площадью жилых помещений составляла 40,9 кв.м., то есть по 20,45 кв.м. на каждого, что выше учетной нормы установленной в муниципальном образовании Ямальский район, которая в соответствии с постановлением Районной думы муниципального образования Ямальский район от 14 сентября 2005 года № 82 составляет 13 кв.м.
Вместе с тем, 12 февраля 2010 года истец на основании договора дарения, подарил принадлежащую ему долю в праве общей долевой собственности на квартиру - Камшиловой ФИО12
Таким образом, обеспеченность жилой площадью истцов составляет 19,8 кв.м., а на каждого приходится по 9,9 кв.м., что менее учетной нормы установленной в муниципальном образовании Ямальский район, и позволяет истцам состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках программы «Социальное развитие села до 2012 года» истец обратился 25 мая 2010 года, то есть по истечении двух месяцев с момента совершения сделки по отчуждению принадлежащей ему доли в праве на квартиру.
Таким образом, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что сделка дарения доли совершена истцом с целью намеренного приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях и приобретения права участия в указанной выше программе, так как фактически между сделкой и заявлением истца о включении его в состав учатников мероприятий программы «Социальное развитие села до 2012 года» прошел незначительный промежуток времени, при этом совершенная истцом сделка, позволяет истцу приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
При указанных обстоятельствах, истец обоснованно не принят органом местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, равно как обоснованно не включен ответчиком в состав участников программы «Социальное развитие села до 2012 года», поскольку с момента ухудшения жилищных условий истцом не прошло пяти лет.
В связи с чем, заявленные истцами требований не подлежат удовлетворению судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Камшилова ФИО13, Камшиловой ФИО14 к Департаменту по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействительным отказа в предоставлении социальной выплаты, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий С.П. Гниденко