решение по делу № 2-1713 по иску Надымского городского прокурора в интересах Ковганич З.В., к Правительству ЯНАО, Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАОо предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

09 сентября 2011 года                             г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:             Щепкиной Т.Ю.,

при секретаре судебного заседания:        Евменовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1713 по исковому заявлению Надымского городского прокурора в интересах Ковганич З.В., к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения,

        У С Т А Н О В И Л:

Надымский городской прокурор, действующий в интересах Ковганич З.В., обратился в суд с иском к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в составе федеральной целевой программы «Жилище» без условия об отчуждении 1/2 доли занимаемого ею жилого помещения в натуре органам местного самоуправления. В обоснование заявленных требований указал, что решением окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 марта 2011 года в отношении Ковганич З.В. принято решение о предоставлении социальной выплаты, однако этим же решением на истца возложена обязанность по передаче 1/2 доли занимаемой жилой площади в натуре органам местного самоуправления. В данной части указанное решение считает незаконным, так как у истицы жилых помещений ни в собственности, ни по договору социального найма нет. Занимаемая истицей Ковганич З.В. жилая площадь принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли у каждого) её дочери - ФИО3 и внучке - ФИО4, которые не желают становиться участниками программы и выезжать за пределы ЯНАО.

В судебное заседание истец Ковганич З.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия.

Помощник прокурора г. Салехард Мосиявич О.В., действующая на основании поручения Надымского городского прокурора, на удовлетворении исковых требований, заявленных прокурором г. Надыма, настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков - Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО и Правительства ЯНАО, Чепурнов В.Н., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что на основании договора о передаче квартиры в собственность граждан № 24 Администрация МО г. Надым передала <адрес>, расположенную по адресу <адрес> общую долевую собственность (по 1/2 доли) ФИО4 (внучка истицы) и ФИО3 (дочка истицы). Согласно ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и подп. «в» п. 16.1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств о обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающим в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Согласно п.п. «а» п. 17 Правил, применительно к условиям подпрограммы, членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Учитывая, что истица является членом семьи собственника, которому принадлежит 1/2 доли квартиры, на заседании окружной комиссии было принято решение о предоставлении социальной выплаты Ковганич З.В. при условии предоставления заявления на выдачу сертификата и обязательства о передаче 1/2 доли общей площади в занимаемом жилом помещении органам местного самоуправления.

Третье лицо Администрация муниципального образования Надымский район ходатайствовало о рассмотрении дела без участия его представителя.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и не оспаривается участвующими в деле лицами, что истица Ковганич З.В. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Решением окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, от 10 марта 2011 года истице предоставлена социальная выплата для приобретения жилья, в связи с выездом из районов Крайнего Севера, на состав семьи из одного человека.

Также указанным решением на Ковганич З.В. возложена обязанность передать в собственность органу местного самоуправления 1/2 доли общей площади в натуре в занимаемом жилом помещении.

Однако возложение указанной обязанности противоречат нормам гражданского законодательства.

Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

То есть указанный Закон распространяется на граждан, изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Так, в ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определено, что условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащим ему на праве собственности, является предоставление им обязательства о передаче по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.

В соответствии с п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153) применительно к условиям подпрограммы, членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети родители гражданина - участника подпрограммы.

Из материалов дела следует, что истица Ковганич З.В. жилых помещений в собственности не имеет, проживает в <адрес>, принадлежащей на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли у каждого) её дочери - ФИО3 и внучке - ФИО4

Из документов, представленных на комиссию для решения вопроса о предоставлении социальной выплаты, следует, что истица Ковганич З.В. изъявила желание одна выехать из районов Крайнего Севера, без каких-либо членов семьи. Совершеннолетняя дочь истицы, проживающая с ней и являющаяся собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности, своего волеизъявления на участие в программе в установленной форме не выразила.

С учетом изложенного, суд полагает, что на истицу необоснованно возложена обязанность по передаче органу местного самоуправления 1/2 доли в праве общей долевой собственности в натуре в занимаемом жилом помещении, которая принадлежит не ей, а совершеннолетней дочери истицы ФИО3, не являющейся участником программы и не имеющей намерений переселится на постоянное местно жительства из Районов Крайнего Севера совместно с истицей.

Ст. 209 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что истица не является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором она зарегистрирована и проживает, поэтому не вправе им распоряжаться.

Ссылки представителя ответчика на Правила реализации подпрограммы переселения граждан из районов Крайнего Севера, о том, что участник подпрограммы обязан передать жилое помещение, в том числе жилое помещение, принадлежащее членам его семьи, на праве собственности, если он в нем проживает, являются не состоятельными, поскольку указанные правила распространяются на участников подпрограммы, тогда как дочь истицы не является участником подпрограммы, и не изъявляла желания выехать из районов Крайнего Севера.

В соответствии с п. 2.86 Положения о Департаменте строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, надлежащим ответчиком по делу является Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, поскольку является уполномоченным государственным органам власти ЯНАО по выдаче жилищных сертификатов и социальных выплат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Надымского городского прокурора в интересах Ковганич З.В., к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения, - удовлетворить.

Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Ковганич З.В. социальную выплату для приобретения жилого помещения, выдать государственный жилищный сертификат в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в составе федеральной целевой программы «Жилище», без условия об отчуждении 1/2 доли занимаемого ею жилого помещения в натуре органам местного самоуправления.

В удовлетворении иска к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы, представления через Салехардский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 13 сентября 2011 года.

Председательствующий                            Т.Ю. Щепкина