Решение по гражданскому делу №2-1369/2011 по иску Русак В.Ю. к администрации муниципального образования город Салехард о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    12 сентября 2011 года    г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

    председательствующего судьи:    Гниденко С.П.

при секретаре судебного заседания:     Рахимовой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русак В.Ю. к администрации муниципального образования город Салехард о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Русак В.Ю. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования <адрес> о признании права собственности на жилое помещение – <адрес> в порядке приватизации. В обоснование иска указал, что квартира была предоставлена ему на основании ордера № 22 от 16 июня 1993 года на состав семьи два человека. Однако ответчиком отказано в заключении договора приватизации по основаниям того, что квартира является служебной. Полагал такой отказ неправомерным, поскольку проживает в квартире с 1993 года, надлежаще исполнял обязанности нанимателя по содержанию квартиры, на момент вселения в жилое помещение, оно не имело какого либо статуса. В связи с чем, просил признать за ним право собственности на жилое помещение в порядке приватизации и обязать ответчика заключить с ним договор приватизации на квартиру.

Определением Салехардского городского суда, внесенным в протокол судебного заседания от 10 августа 2011 года, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Русак Л.О., Русак Я.Д.

Определением Салехардского городского суда от 12 сентября 2011 года прекращено производство по делу в части заявленных истцом требований о понуждении администрации муниципального образования город Салехард заключить договор приватизации на квартиру, в виду отказа истца от иска в указанной части.

В судебном заседании истец настаивал на иске в части признания за ним права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Привел доводы, изложенные в исковом заявлении. Суду пояснил, что ранее участия в приватизации жилых помещений не принимал, а члены его не желают участвовать в приватизации жилого помещения.

Представитель ответчика Бондровский Д.Н., действующий на основании доверенности, против иска возражал, пояснив суду, что жилое помещение имеет статус служебного жилья.

Соответчики Русак Л.О., Русак Я.Д. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела, извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Из материалов дела следует, что жилой <адрес> (до переименования – <адрес>) в городе Салехарде 1973 года постройки с 1978 года принадлежал военной части № 34075 на основании данных бухгалтерского учета, что подтверждается копией регистрационного удостоверения, выданного 02 июля 1996 года Бюро технической инвентаризации города Салехарда, а также копией технического паспорта составленного по состоянию на 02 июня 1996 года.

Распоряжением Исполнительного комитета Салехардского городского Совета народных депутатов от 16 сентября 1987 года № 189 жилой <адрес>, находящийся на балансе воинской части признан служебным.

Жилое помещение – <адрес> в указанном жилом доме, было предоставлено Русак В.Ю. на основании постановления главы администрации МО г. Салехарда от 15 июня 1993 года № 264, а также ордера на служебное жилое помещение от 16 июня 1993 года № 22 на состав семьи два человека, в том числе самого истца и его супругу Русак Л.О..

Как следует из материалов дела, в спорном жилом помещении зарегистрированы истец с 1988 года, его супруга Русак Л.О. с 2001 года и внучка Русак Я.Д, 1989 года рождения, с 2003 года.

Согласно архивной выписке из постановления Собрания представителей от 16 июня 1997 года № 18 <адрес>.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения администрации МО город Салехард от 12 июля 1996 года № 347-р жилой <адрес> (после переименования – <адрес>) был передан в ведение муниципалитета. Указанным распоряжением Комитету по ЖКХ администрации города Салехарда было предписано принять на баланс, в том числе жилой <адрес>, и передать указанный жилой дом в оперативное обслуживание Дирекции по эксплуатации зданий и сооружений, а командиру воинской части 74232 списать с баланса жилой дом.

До принятия постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей и муниципальную собственность» все объекты, независимо от того, на чьем балансе они находились, являлись государственной собственностью.

По данным ГУП ЯНАО «ОЦТИ» <адрес> до его передачи в муниципальную собственность принадлежал военной части № 34075 (ранее военная часть 74232), то есть фактически являлся государственной собственностью.

Представитель ответчика в возражениях на заявленные истцом требования ссылался на то, что жилое помещение предоставленное истцу в указанном жилом доме не подлежит приватизации поскольку имеет статус служебного жилья. Суд не может согласиться с доводами ответчика по следующим основаниям.

Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из положений ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

Как установлено судом, жилой <адрес> до момента передачи его в муниципальную собственность являлся государственной собственностью.

Следовательно, после передачи указанного жилого дома из государственной собственности в муниципальную собственность, спорное жилое помещение утратило свой статус служебного, поскольку новый собственник, а именно муниципальное образование город Салехард, статуса служебного жилого помещения жилому дому и расположенным в нем квартирам не присваивал, а потому к спорному жилому помещению применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Как установлено судом и следует из пояснений истца, Русак В.Ю. ранее в приватизации жилого помещения не участвовал. Ответчики Русак Л.О., а также Русак Я.Д. отказались от участия в приватизации спорной квартиры, поэтому истец вправе приобрести занимаемое жилое помещение в собственность на основании ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Русак В.Ю. право собственности на <адрес>.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Салехардский городской суд.

Судья                                                                                              С.П. Гниденко