дело № 1795 по иску прокурора города Салехард в интересах неопределенного круга лиц, к МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» о возложении обязанности по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

21 сентября 2011 года                             г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:                     Щепкиной Т.Ю.,

при секретаре судебного заседания:    Петровой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1795 по исковому заявлению прокурора города Салехард в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 1 «Сказка» о возложении обязанности по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Салехард обратился в Салехардский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 1 «Сказка» о возложении обязанности по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В обоснование иска прокурор сообщил, что прокуратурой города была проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних на образование, в ходе которой установлено, что МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» в нарушение положений ст. 33 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности, чем нарушается конституционное право на общее образование несовершеннолетних, обучающихся в указанном образовательном учреждении, а также получение документов государственного образца о соответствующем образовании.

В иске прокурор просил возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Сказка» обязанность по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В судебном заседании помощник прокурора Мосивич О.В. на требованиях иска настаивала по доводам, изложенным в заявлении, дополнив, что все мероприятия по получению лицензии должны производиться задолго до окончания срока действия лицензии.

Представитель ответчика Кручок В.В., действующая на основании приказа № 15 от 02 сентября 1993 года, пояснила, что она состоит в должности заместителя заведующей МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка», исковые требования прокурора не признала и пояснила, что раньше была лицензия, но срок её истек, что ими выполняются все необходимые действия по получению лицензии. Ранее не могли получить лицензию, так как по заключению госпожнадзора здание не соответствовало требованиям пожарной безопасности. Необходимо было соединить здание сада и кухню, а именно, построить переход, строительство закончили только 22 августа 2011 года, в настоящее время изготавливается новый технический паспорт, заказаны планы эвакуации. Для получения лицензии необходимо ещё около трёх месяцев.

Представитель третьего лица Департамента образования администрации муниципального образования город Салехард в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещён надлежащим образом.

Заслушав объяснения помощника прокурора Мосиявич О.В., представителя ответчика Кручок В.В., суд приходит к следующему.

В статье 5 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» закреплены государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования, а именно, гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования и т.д.

Согласно пункта 3 статьи 18 названного Закона, для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Как установлено в ходе судебного заседания, основной деятельностью МБДОУ Детский сад № 1 «Сказка» является присмотр, уход и оздоровление детей с туберкулёзной интоксикацией, что также подтверждается сведениями, содержащимися в Уставе МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка».

В статье 33.1 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» определено, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учётом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования. Лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно.

Документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах (для профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки с указанием профессий, направлений подготовки (специальностей), квалификаций), а также иные сведения, предусмотренные положением, указанным в пункте 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 ст. 16 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» при приеме гражданина в образовательное учреждение, последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Как установлено в ходе судебного заседания, и не оспорено представителем ответчика, у МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности, так как срок предыдущей лицензии был установлен по 01 февраля 2011 года, и в настоящее время проводятся мероприятия по обеспечению допустимого уровня пожарного риска.

Суд находит обоснованным довод представителя ответчика о том, что ответчиком в настоящее время осуществляются все необходимые действия по получению лицензии, а именно: 24 июня 2011 года получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка», которое предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что своевременному оформлению документов для получении лицензии препятствовало наличие заключения Управления государственного пожарного надзора по ЯНАО о не соответствии МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» обязательным требованиям пожарной безопасности - вторые эвакуационные выходы из групповых ячеек и помещений спален были выполнены шириной менее 1,2 м, имеющийся выход через центральный вход не отвечал необходимым требованиям, противопожарные разрывы между зданиями кухни, кладовой и детским садом были выполнены менее 18,75 м. И как видно из объяснений представителя ответчика, ими предпринимались все необходимые меры для устранения указанных нарушений, однако строительство между корпусами перехода требовало больших финансовых затрат и времени. И как следует из объяснений представителя ответчика, в настоящее время работы по устройству перехода между корпусами МБДОУ по соединению здания кухни со зданием детского сада окончены и тем самым требования пожарной безопасности в виде наличия противопожарных разрывов между зданиями кухни, кладовой и детским садом менее 18,75 метров, - устранены.

Более того, 22 августа 2011 года между МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» и ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации» заключён договор на проведение работ по обследованию, технической инвентаризации, изготовлению технического и кадастрового паспортов на объект недвижимого имущества - здание детского сада № 1 «Сказка», расположенного по адресу: г. Салехард, ул. Свердлова, дом 18.

Кроме того, 14 сентября 2011 года между МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» и ООО «Ямалкомплектпоставка» заключён договор на оказание услуг по расчёту пожарного риска, осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2009 года № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путём независимой оценки пожарного риска».

Между тем, при рассмотрении настоящего гражданского дела установлено, что срок лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной 30 октября 2008 года МДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» Департаментом образования Ямало-Ненецкого автономного округа, истёк 01 февраля 2011 года, следовательно, со 02 февраля 2011 года МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» осуществляет образовательную деятельность, не имея лицензии, тем самым нарушаются требования Закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункт 40 части 1 которого гласит, что образовательная деятельность подлежит лицензированию.

При таких обстоятельствах, суд находит заслуживающим внимания довод помощника прокурора Мосиявич О.В. о том, что все необходимые действия по оформлению документов для получения лицензии должны осуществляться заблаговременно, а именно, до окончания срока действующей лицензии.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Салехард в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 1 «Сказка» о возложении обязанности по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности, - удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Сказка» выполнить действия по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы, прокурором представления через Салехардский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2011 года.

Председательствующий                              Т.Ю. Щепкина