Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
26 сентября 2011 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Щепкиной Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания: Евменовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1826 по исковому заявлению заместителя Надымского городского прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах истицы Нядонги ФИО9 к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Надымского городского прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа, действуя в интересах истицы Нядонги ФИО10, обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилое помещение. Свои требования мотивирует тем, что Нядонги Д.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включена в список нуждающихся в жилых помещениях, собственного и закрепленного жилья не имеет, приобрела в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом формам, потребность в обеспечении жильем возникла в июне 2011 года - в связи с окончанием ГОУ НПО ЯНАО «Надымское профессиональное училище», однако до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.
В иске заместитель Надымского городского прокурора просил возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставить лицу из числа детей-сирот Нядонги Д.Е. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м в г. Надым.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард Сафрыгина Т.В., действующая по поручению Надымского городского прокурора, на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, против предоставления ответчику срока исполнения решения суда до 2 месяцев, не возражала.
Истица Нядонги Д.Е. в судебном заседании участия не принимала, направила в суд заявление, в котором просила дело рассмотреть в её отсутствие.
Представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Чепурнов В.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что Нядонги Д.Е. принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, и включена органом местного самоуправления в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей на 2011 год. На основании списка органа местного самоуправления, Нядонги Д.Е. включена в Список № 3 на 2011 год под номером «134», который утвержден и.о. Губернатора ЯНАО 21 апреля 2011 года. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности истица не имеет, и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. Каких-либо нарушений жилищных прав Нядонги Д.Е. со стороны Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа не допущено. В случае принятия судом решения об удовлетворении иска прокурора и возложении на Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа обязанности предоставить Нядонги Д.Е. жилое помещение по договору социального найма, просил суд на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, установить срок 2 месяца, необходимый для совершения Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа и уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа действий по исполнению решения суда, так как на сегодняшний день в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади. Несмотря на то, что место жительства Нядонги Д.Е. в с. Ныда Надымского района, в настоящее время заключён государственный контракт на приобретение ей жилого помещения в г. Надым.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Нядонги Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Постановлением Главы МО Надымский район от 26.12.2007 года № 1252 «Об установлении попечительства над несовершеннолетней Нядонги Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения» было установлено попечительство над несовершеннолетней Нядонги Д.Е., попечителем назначен Анагуричи А.С.
На основании постановления главы муниципального образования Надымский район от 26.12.2007 года № 1252 несовершеннолетняя Нядонги Д.Е. была признана нуждающейся в жилом помещении, и впоследствии включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011 год на территории муниципального образования Надымский район.
В заявлении от 24 января 2011 года, адресованном первому заместителю директора Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Холодовской Н.М., Нядонги Д.Е. просила предоставить ей жилое помещение по договору социального найма в г. Надым.
Впоследствии - 12 июля 2011 года Нядонги Д.Е. обратилась к Надымскому городскому прокурору с заявлением о защите её нарушенных прав и законных интересов как нуждающейся в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования Надымский район, путём обращения в суд в защиту её интересов.
Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что Нядонги Д.Е. состоит в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2011 год на территории Ямало-Ненецкого автономного округа под номером «134», потребность в обеспечении жильем у неё возникла 17 июня 2011 года, после окончания обучения в ГОУ НПО ЯНАО «Надымское профессиональное училище».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании, Нядонги Д.Е. собственного и закрепленного жилья не имеет, проживает в <адрес>, которая была предоставлена ей ЗАО «Ныдинское» во временное пользование с 16.07.2007 год на срок не более 5 лет.
Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Нядонги Д.Е. приобрела право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Нядонги Д.Е. в установленном порядке была включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потребность в обеспечении жилым помещением у истицы возникала в июне 2011 года после окончания обучения на очном отделении в ГОУ НПО ЯНАО «Надымское профессиональное училище».
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
В соответствии с п. 2 ч. 2 и ч. 5 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства.
Вместе с тем, истица изъявила желание получить жилое помещение по договору социального найма в г. Надым, а не в селе Ныда Надымского района, поскольку она планирует проживать в г. Надым. Таким образом, в судебном заседании установлено, что истица избрала для себя место жительства в г. Надым, а не в селе Ныда.
Кроме того, как следует из объяснений представителя ответчика и представленных им документов, в настоящее время заключён государственный контракт на приобретение жилья для Нядонги Д.Е. именно в г. Надым.
При таких обстоятельствах и учитывая, что в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации, суд находит, что предоставление жилого помещения истице возможно в другом населенном пункте на территории субъекта - Ямало-Ненецкого автономного округа, которое она избрала своим местом жительства, и более того, как следует из объяснений представителя ответчика, - действия ответчика направлены на приобретение жилья лицу из числа детей-сирот Нядонги Д.Е. именно в городе Надым.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истице жилого помещения соблюдены: Нядонги Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включена в список нуждающихся в жилых помещениях, закрепленного и собственного жилья не имеет, однако до настоящего времени жильём не обеспечена, тогда как такое право у неё возникло 17 июня 2011 года, после окончания ею обучения в ГОУ НПО ЯНАО «Надымское профессиональное училище», следовательно, жилищные права истицы были нарушены.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истицы на внеочередное обеспечение жильём не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, наличия либо отсутствия свободных жилых помещений необходимой площадью, поскольку потребность в обеспечении жильем у неё возникла в июне 2011 года.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истице жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.
Разрешая ходатайство представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда на 2 месяца суд приходит к следующему.
Свои доводы представитель ответчика - Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа мотивирует тем, что в настоящее время в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади. Однако, Правительством ЯНАО предпринимаются все необходимые действия для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в настоящее время государственный контракт по приобретению жилого помещения необходимой площади уже заключён и следует зарегистрировать и оформить право собственности автономного округа на приобретенное жилое помещение в собственность государственного жилищного фонда, а затем заключить договор социального найма с Нядонги Д.Е.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные в решении суда действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая мнение старшего помощника прокурора г. Салехард Сафрыгиной Т.В., суд считает возможным установить срок исполнения решения суда - 2 месяца, необходимый для совершения ответчиком действий по исполнению решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя Надымского городского прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах истицы Нядонги ФИО11 к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, - удовлетворить.
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить по договору социального найма Нядонги ФИО12 благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в черте города Надым, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ установить, что настоящее решение суда должно быть исполнено ответчиком в течение 2 (двух) месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы, прокурором представления через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение суда изготовлено 30 сентября 2011 года.
Председательствующий Т.Ю. Щепкина