Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ Салехардский городской суд в составе:
Председательствующего судьи: Долматова М.В.
при секретаре: ФИО2
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об обжаловании действия органа местного самоуправления – департамента градостроительства и городского хозяйства администрации муниципального образования <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с жалобой на действие департамента градостроительства и городского хозяйства администрации муниципального образования <адрес>, в которой просит признать действие органа местного самоуправления в отказе выдачи градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 89:08:0103:02:177, расположенного в городе Салехарде по <адрес>, площадью 336 кв.м. незаконным.
Обращение в суд мотивировано тем, что указанный земельный участок находится в собственности заявителя, и ФИО1 намерена построить на нем жилой дом. Каких – либо ограничений в пользовании земельным участком не имеется. Однако, орган местного самоуправления отказывается выдавать градостроительный план, в связи с чем, нарушается её права как собственника земельного участка.
В судебном заседании заявитель на требованиях заявления настаивала, привела доводы и обстоятельства, изложенные в жалобе.
Представитель департамента градостроительства и городского хозяйства администрации муниципального образования <адрес> в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений о не явке не предоставил.
Заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
При этом ст. 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об обжаловании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» № к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26 ГПК РФ и другими федеральными законами.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 89:08:0103:02:177, расположенного в городе Салехарде по <адрес>, площадью 336 кв.м., о чем имеется запись в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный земельный участок отнесен к категории земель, предназначенных для размещения домов индивидуальных жилых застроек (л.д. 6, 8). Каких – либо ограничений на земельный участок в кадастровом плане не имеется (8, 10).
Из пояснений заявителя следует, что ФИО1 намерена начать строительства индивидуального жилого дома на данном земельном участке, для чего необходимо получить градостроительный план, однако в выдаче ей отказано, так как имеется ограничение.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Часть 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Согласно частям 1 – 16 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
На основании документации по планировке территории, утвержденной главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа, представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке межселенных территорий на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий осуществляется на основании решения органа местного самоуправления муниципального района в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что ФИО1 обратилась в департамент градостроительства и городского хозяйства администрации муниципального образования <адрес>, с заявлением о предоставлении градостроительного плана, однако, ей было отказано по тем основаниям, что на земельный участок с кадастровым номером 89:08:0103:02:177, расположенного в городе Салехарде по <адрес>, площадью 336 кв.м. имеются ограничения.
В соответствии со ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем, органом местного самоуправления не приведено законности оспариваемого решения, и не доказано, что на земельный участок имеются какие – либо ограничения.
Напротив, согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, кадастрового плана, и письма департамента градостроительства и городского хозяйства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ограничения на земельный участок отсутствуют.
При таких обстоятельствах, отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 89:08:0103:02:177, расположенного в городе Салехарде по <адрес>, площадью 336 кв.м. является незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с чем, на департамент градостроительства и городского хозяйства администрации муниципального образования <адрес> необходимо возложить обязанность выдать ФИО1 градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 89:08:0103:02:177, расположенного в городе Салехарде по <адрес>, площадью 336 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 об обжаловании действия органа местного самоуправления – департамента градостроительства и городского хозяйства администрации муниципального образования <адрес> удовлетворить.
Признать действие департамента градостроительства и городского хозяйства администрации муниципального образования <адрес> в отказе выдачи градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 89:08:0103:02:177, расположенного в городе Салехарде по <адрес>, площадью 336 кв.м. незаконным.
Обязать департамент градостроительства и городского хозяйства администрации муниципального образования <адрес> выдать ФИО1 градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 89:08:0103:02:177, расположенного в городе Салехарде по <адрес>, площадью 336 кв.м.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья М.В. Долматов