решение по гражданскому делу № 2-1898/2011 о возложении обязанности принять меры к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры путём приобретения и установки средств,



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

ДД.ММ.ГГГГ                             <адрес>

Салехардский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи:                     ФИО1,

при секретаре судебного заседания:    ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес> о возложении обязанности принять меры к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры путём приобретения и установки средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес> о возложении обязанности принять меры к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры путём приобретения и установки средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, сообщив в обоснование своих требований, что прокуратурой <адрес> по заданию прокуратуры <адрес> была проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав инвалидов, в ходе проведения которой установлено, что светофор, расположенный на <адрес>, напротив здания МОУ СОШ , <адрес>, не оборудован средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора.

Считает, что органы местного самоуправления муниципального образования <адрес> ненадлежащим образом исполняют свои полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также полномочия по созданию условий инвалидам беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в частности, детской поликлиники, что выявленные нарушения затрагивают интересы инвалидов и детей-инвалидов, просил обязать Администрацию муниципального образования <адрес> принять меры к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры путём приобретения и установки средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, расположенного по адресу: <адрес>, напротив здания МОУ СОШ .

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 на удовлетворении заявленных требований настаивала и привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО4, действующий на основании доверенности, требования иска не признал и пояснил, что в соответствии с перечнем мероприятий по адаптации внутриквартирного пространства к потребностям инвалидов, объектов социальной инфраструктуры, а также мест общего пользования, где проживают инвалиды, на 2011 год предусмотрено финансирование на установку светофоров с дублирующими сигналами. В течение 2011 года, указанный светофор будет оборудован дублирующими звуковыми сигналами.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», дано понятие социальной защиты инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно положений статьи 15 названного Закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В соответствии с п. 5 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 56 Гражданского процессуального кодекса РФ определяет, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела установлено, что на участке местности, расположенном на <адрес> напротив здания МОУ СОШ в городе Салехард установлен кнопочный светофор, который не имеет дублирующего звукового сигнала, что подтверждено протоколом осмотра местности, составленным старшим помощником прокурора <адрес> ФИО5 в присутствии двух понятых, а также фототаблицей к нему.

При этом, представителем ответчика не представлено суду достаточных и достоверных доказательств того, что на 2011 год предусмотрено финансирование мероприятий по адаптации внутриквартирного пространства к потребностям инвалидов, объектов социальной инфраструктуры, а также мест общего пользования, где проживают инвалиды, и намерения установки светофора с дублирующими звуковыми сигналами.

При таких обстоятельствах, суд находит заслуживающим внимания довод о том, что органы местного самоуправления муниципального образования <адрес> ненадлежащим образом исполняют свои полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также полномочия по созданию условий инвалидам беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры - в части непринятия мер по приобретению и установке средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, расположенного на <адрес> напротив здания МОУ СОШ .

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес> о возложении обязанности принять меры к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры путём приобретения и установки средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, - удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> приобрести и установить средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, расположенного на <адрес> напротив здания МОУ СОШ <адрес>.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы, прокурором представления через Салехардский городской суд.

Председательствующий         /подпись/

Копия верна:

Судья                М.В. Долматов