Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
28 сентября 2011 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Гниденко С.П.,
при секретаре судебного заседания: ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Надымского городского прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах истца ФИО1 к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Надымский городской прокурор <адрес>, действуя в интересах истца ФИО1, обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилое помещение. Свои требования мотивирует тем, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включен в список нуждающихся в жилых помещениях, собственного и закрепленного жилья не имеет, приобрел в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом формам, потребность в обеспечении жильем возникла в ДД.ММ.ГГГГ - в связи с отчислением из ГОУ НПО ЯНАО «Надымское профессиональное училище», однако до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.
В иске Надымский городской прокурор просил возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставить лицу из числа детей-сирот ФИО1 вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м в <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, против предоставления ответчику срока исполнения решения суда до 2 месяцев, возражала.
Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, направил в суд заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что ФИО1 принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, и включен органом местного самоуправления в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей на 2011 год. На основании списка органа местного самоуправления, ФИО1 включен в Список № 3 на 2011 год под номером «№ который утвержден и.о. Губернатора ЯНАО ДД.ММ.ГГГГ. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности истец не имеет, и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. Каких-либо нарушений жилищных прав ФИО1 со стороны Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа не допущено. В случае принятия судом решения об удовлетворении иска прокурора и возложении на Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, просил суд на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, установить срок 2 месяца, необходимый для совершения Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа и уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа действий по исполнению решения суда, так как на сегодняшний день в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади.
Заслушав объяснения помощника прокурора <адрес>, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать решением Надымского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, а отец умер ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Мэра МО <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения был определен в муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования <адрес>» на полное государственное обеспечение.
Как следует из материалов дела ФИО1 был признан нуждающимся в жилом помещении, и в последствии включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений в 2011 году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа под номером № с предоставлением жилого помещения на территории муниципального образования <адрес>.
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном первому заместителю директора Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО5, ФИО1 просил предоставить ему жилое помещение в <адрес>.
Впоследствии - ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к Надымскому городскому прокурору с заявлением о защите его нарушенных прав и законных интересов как нуждающегося в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования <адрес>, путём обращения в суд в защиту его интересов.
Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что ФИО1 состоит в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2011 год на территории Ямало-Ненецкого автономного округа под номером «№», потребность в обеспечении жильем у него возникла ДД.ММ.ГГГГ в связи с отчислением из ГОУ НПО ЯНАО «Надымское профессиональное училище».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 собственного и закрепленного жилья не имеет, проживает в <адрес>.
Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 приобрел право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что ФИО1 в установленном порядке был включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потребность в обеспечении жилым помещением у истца возникала в марте 2011 года после отчисления из ГОУ НПО ЯНАО «Надымское профессиональное училище».
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
В соответствии с п. 2 ч. 2 и ч. 5 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения соблюдены: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включен в список нуждающихся в жилых помещениях, закрепленного и собственного жилья не имеет, однако до настоящего времени жильём не обеспечен, тогда как такое право у него возникло ДД.ММ.ГГГГ, после отчисления его из ГОУ НПО ЯНАО «Надымское профессиональное училище», следовательно, жилищные права истца были нарушены.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на внеочередное обеспечение жильём не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, наличия либо отсутствия свободных жилых помещений необходимой площадью, поскольку потребность в обеспечении жильем у него возникла в марте 2011 года.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истице жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая ходатайство представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда на 2 месяца суд приходит к следующему.
Свои доводы представитель ответчика мотивирует тем, что в настоящее время в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади, и в случае удовлетворения иска необходимо будет, разместить государственный заказ на приобретение в собственность автономного округа жилого помещения, зарегистрировать и оформить право собственности автономного округа на приобретенное жилое помещение в собственность государственного жилищного фонда, а затем заключить договор социального найма с ФИО1
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные в решении суда действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда - 2 месяца, необходимый для совершения ответчиком действий по исполнению решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить ФИО1 по договору социального найма благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в черте <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ установить, что настоящее решение суда должно быть исполнено ответчиком в течение 2 (двух) месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы, прокурором представления через Салехардский городской суд.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья С.П. Гниденко