Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
28 сентября 2011 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Гниденко С.П.,
при секретаре судебного заседания: ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес>, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения, мотивировав требования тем, что ФИО1, является лицом оставшимся без попечения родителей, так как его мать ФИО2 умерла, а отец ФИО3 лишен родительских прав. Истец включен в список № 3 детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное получение жилья. Обстоятельства с которыми законодатель связывает наступление права на получение жилья у ФИО1 наступили ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением совершеннолетия и прекращением поручительства. Таким образом, истец в силу своего статуса приобрел право на обеспечение жильём по установленным законом формам, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В иске прокурор просил возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров в <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО6 на удовлетворении заявленных требований настаивала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора. Суду также пояснил, что ответчиком принимаются меры по приобретению жилого помещения для истца в городе Ноябрьске. В связи с чем, просил установить двухмесячный срок для исполнения решения суда.
Представитель третьего лица администрации <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения помощника прокурора <адрес> и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ умерла, а отец ФИО3 решением Ноябрьского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен в отношении сына родительских прав.
Распоряжением администрации муниципального образования <адрес> ФИО1 назначен опекун ФИО4, а также за ним закреплено жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
Из справки о регистрации по месту жительства следует, что в указанной квартире зарегистрированы и проживают № человек, в том числе истец. <адрес> квартиры составляет № кв.м., жилая № кв.м.
Заключением межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> <адрес>, в котором расположено закрепленное за истцом жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу и распоряжением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з принято решение об отселении жильцов из указанного жилого дома.
Согласно письму администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, а также приложению к нему ФИО1 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования <адрес>.
Как видно из списка детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2011 год на территории Ямало-Ненецкого автономного округа истец включен в указанный список под номером №
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как установлено в судебном заседании, за истцом закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью № кв.м. Поскольку в жилом помещении проживают помимо истца четверо иных граждан, площадь закрепленного за ним жилого помещения, составляет менее учетной нормы на одного человека проживающего в нем. Кроме того, жилой дом в котором расположено закрепленное за истцом жилое помещение признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, истец был признан органами местного самоуправления <адрес> нуждающимся в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что ФИО1 в установленном порядке был включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потребность в обеспечении жилым помещением у истца возникла с ДД.ММ.ГГГГ, а именно по достижении им совершеннолетия и прекращения попечительства над ним.
Следовательно, по смыслу приведённых положений законодательства ФИО1 приобрел право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы. При этом обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
Суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения соблюдены: ФИО1 является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включен в список нуждающихся в жилых помещениях, однако до настоящего времени жильём не обеспечен, тогда как такое право у него возникло ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, жилищные права истца были нарушены.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая ходатайство представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда на 2 месяца суд приходит к следующему.
Свои доводы представитель ответчика мотивирует тем, что в настоящее время в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади, и в случае удовлетворения иска необходимо будет, разместить государственный заказ на приобретение в собственность автономного округа жилого помещения, зарегистрировать и оформить право собственности автономного округа на приобретенное жилое помещение в собственность государственного жилищного фонда, а затем заключить договор социального найма со ФИО1 Кроме того, в настоящее время ответчиком принимаются меры по приобретению жилья для истца на территории <адрес>.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные в решении суда действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах, суд считает разумным и отвечающим интересам истца срок исполнения решения суда - 2 месяца.
Также вопросы об отсрочке исполнения решения суда могут быть рассмотрены по инициативе лиц, участвующих в деле, либо судебного пристава-исполнителя, по правилам статей 203 и 434 ГПК РФ, в порядке исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить ФИО1 по договору социального найма благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в черте <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ установить, что настоящее решение суда должно быть исполнено ответчиком в течение 2 (двух) месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы, представления через Салехардский городской суд.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья С.П. Гниденко