Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
11 октября 2011 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Гниденко С.П.,
при секретаре судебного заседания: ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес>, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения, мотивировав требования тем, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом оставшимся без попечения родителей, так как его мать ФИО3 и отец ФИО4 умерли. Истец состоит в списке детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011 года. Обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилья у ФИО1 наступили ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, истец в силу своего статуса приобрел право на обеспечение жильём по установленным законом формам, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В иске прокурор просил возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров, на территории <адрес> в <адрес> порт.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард ФИО6 на удовлетворении заявленных требований настаивала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, представил письменный отзыв, в котором указал, что ФИО1 принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, и включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей на 2011 год. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности истец не имеет, и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. Каких-либо нарушений жилищных прав истца со стороны Правительства ЯНАО не допущено. В случае удовлетворения иска, просил суд на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, установить срок 2 месяца, необходимый для совершения Правительством ЯНАО и уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа действий по исполнению решения суда, так как на сегодняшний день в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО3 и отец ФИО4 умерли, что подтверждается копиями свидетельств о смерти.
Согласно письму администрации муниципального образования <адрес> ФИО1 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, под номером №.
Как следует из материалов дела, ФИО1 также включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений в 2010 году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, где значится под номером «№».
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном руководителю Агентства жилищной политики ЯНАО ФИО8, истец просил предоставить ему жилищную субсидию для приобретения жилья в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к прокурору <адрес> с заявлением о защите его нарушенных прав и законных интересов как нуждающегося в улучшении жилищных условий, путем обращения в суд в защиту его интересов с иском о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, общей площадью 33 кв.м. на территории муниципального образования <адрес>.
Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что ФИО1 состоит в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2010 год на территории Ямало-Ненецкого автономного округа под номером «№», потребность в обеспечении жильем у него возникла ДД.ММ.ГГГГ, а именно по достижении им совершеннолетия.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 собственного и закреплённого жилья не имеет, что подтверждается копией справки администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также справками Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО.
Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 приобрел, право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что ФИО1 в установленном порядке был включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потребность в обеспечении жилым помещением у истца определена ДД.ММ.ГГГГ, в связи с достижением совершеннолетнего возраста, однако истец жильем до настоящего времени не обеспечен.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения соблюдены: ФИО1, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, собственного и закреплённого жилья не имеет, впоследствии включен в список нуждающихся в жилых помещениях, однако до настоящего времени жильём не обеспечен, следовательно, жилищные права истца были нарушены.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, наличия либо отсутствия свободных жилых помещений, поскольку потребность в обеспечении жильем возникла в ДД.ММ.ГГГГ году, при этом истец был включен в список № на внеочередное предоставление жилого помещения на 2010 год под номером «№».
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая ходатайство представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда на 2 месяца суд приходит к следующему.
Свои доводы представитель ответчика мотивирует тем, что в настоящее время в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади, и в случае удовлетворения иска необходимо будет, заключить контракт с единственным поставщиком, так как торги по приобретению жилья для истца не состоялись, а также зарегистрировать и оформить право собственности автономного округа на приобретенное жилое помещение в собственность государственного жилищного фонда, а затем заключить договор социального найма с ФИО1
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные в решении суда действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах, суд считает разумным и отвечающим интересам истца срок исполнения решения суда - 2 месяца.
Также вопросы об отсрочке исполнения решения суда могут быть рассмотрены по инициативе лиц, участвующих в деле, либо судебного пристава-исполнителя, по правилам статей 203 и 434 ГПК РФ, в порядке исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить ФИО1 по договору социального найма благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся на территории <адрес> <адрес> <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ установить, что настоящее решение суда должно быть исполнено ответчиком в течение 2 (двух) месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы, представления через Салехардский городской суд.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья С.П. Гниденко