решения по гражданскому делу № 2-1911/2011 о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

6 октября 2011 года Салехардский городской суд в составе:

председательствующего судьи:             Долматова М.В.

при секретаре судебного заседания:        Хакимовой З.У.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Новый Уренгой в интересах М. к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения,

        У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Новый Уренгой обратился в суд с иском Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО в интересах истицы М. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, сообщив, что М. _______ года рождения, является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей.

М. не имеет закрепленного жилья, а также жилых помещений в собственности, поставлена в список на получение жилья, как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

В судебном заседании прокурор г. Новый Уренгой, истица М., представитель 3-его лица администрации муниципального образования город Новый Уренгой, участия не принимали, о дате и времени рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие прокурора г. Новый Уренгой, истицы М., представителя 3-его лица администрации МО г. Новый Уренгой.

В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард Мосиявич О.В., на удовлетворении исковых требований настаивала, привела основании и доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчиков Правительства ЯНАО, Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Чепурнов В.Н., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что ответчиком не нарушены права Мезиной С.В., так как ей не было отказано в предоставлении жилья, и указанное жилое помещение будет ей предоставлено в соответствии со списком № 3 в порядке очередности.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 45 ГПК РФ позволяет прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан с заявлением об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

При этом в абзаце 2 ч. 3 ст. 131 ГПК РФ содержится указание на то, что в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.

Прокурором представлено суду заявление М. от 5 сентября 2011 года, адресованное прокурору города, в котором она сообщила, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке возникло, жильем до сих пор не обеспечена, и просила обратиться в ее интересах в суд с иском о предоставлении ей жилого помещения.

Таким образом, прокурором подтверждены его полномочия на подачу искового заявления в суд в интересах М.

Прокурором заявлено требование о предоставлении М. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно положений ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При этом обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей» и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», в статье 10 которого указано, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по отдельным спискам, из них, список № 3 - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений. Органы опеки и попечительства ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений (не имеющих закрепленного жилого помещения и (или) нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ. Уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере в срок до 1 мая текущего года направляют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений, с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики.

Список № 3 формируется органом исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики, согласовывается с уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа по координации деятельности в сфере опеки и попечительства над детьми и утверждается Губернатором автономного округа по состоянию на 1 июля текущего года в срок до 15 июля текущего года.

В Список № 3 включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае наступления в году, следующем за текущим, обстоятельств, дающих право на внеочередное получение жилых помещений, а именно: окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно пункта 2 ч. 1 ст. 16 Закона «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, в ст. 21 названного Закона закреплено, что право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья на территории автономного округа за счет средств окружного бюджета имеют категории граждан, указанные в части 1 статьи 16 указанного Закона. При этом жилищные субсидии предоставляются в порядке очередности согласно спискам, сформированным в соответствии с этим Законом и иными нормативными правовыми актами автономного округа.

Судом установлено, что М., ________ года рождения, является лицом из числа детей-сирот.

М. не имеет закрепленного жилья на условиях договора социального найма.

М. принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, нуждающихся в жилых помещениях и состоит в списке на получение жилья на 2011 год.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, доводы прокурора о том, что М. являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовала свое право на внеочередное обеспечение жильем, нашли свое подтверждение в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, и учитывая, что право на получение жилого помещения по договору социального найма наступило у М., однако до настоящего времени она не реализовала свое право, исковые требования прокурора города Новый Уренгой подлежат безусловному удовлетворению.

При этом, суд приходит к выводу, о том, что обязанность предоставить жилое помещение следует возложить на Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа так, как обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации, в силу положений действующего законодательства.

Доводы представителя ответчиков не могут повлиять по существу на решение, поскольку, истец отнесен к льготной категории граждан, которые обеспечиваются жилищными правами по основаниям ст. 57 Жилищного кодекса РФ, то есть вне очереди, что в совокупности со статьями 16, 17 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, и реализация данного права не должна ставиться в зависимость от времени постановки на учет.

руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного предоставить М. ________ года рождения жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, на условиях договора социального найма в муниципальном образовании город Новый Уренгой, на состав семьи из одного человека, общей площадью не менее 33 кв.м.

В удовлетворении требований прокурора города Новый Уренгой в интересах истца М. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий