Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело №2-2046/2011
25 октября 2011 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,
при секретаре судебного заседания: Ассмус Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Салехард в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Салехард о возложении обязанности принять меры к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры путём приобретения и установки средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Салехард обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Салехард о возложении обязанности принять меры к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры путём приобретения и установки средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, сообщив в обоснование своих требований, что прокуратурой города Салехард по заданию прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа была проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав инвалидов, в ходе проведения которой установлено, что светофор, расположенный на перекрестке улиц Свердлова-Чубынина, возле здания ОАО КБ «Юникорбанк» (ул. Чубынина, 14 г. Салехард) и Администрацией МО г. Салехард (ул. Свердлова, 48, г. Салехард), не оборудован средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора.
В иске, ссылаясь на то, что органы местного самоуправления муниципального образования г. Салехард ненадлежащим образом исполняют свои полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также полномочия по созданию условий инвалидам беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в частности, детской поликлиники, что выявленные нарушения затрагивают интересы инвалидов и детей-инвалидов, просил обязать Администрацию муниципального образования город Салехард принять меры к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры путём приобретения и установки средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, расположенного на перекрестке улиц Свердлова-Чубынина, возле здания ОАО КБ «Юникорбанк» (ул. Чубынина, 14 г. Салехард) и Администрацией МО г. Салехард (ул. Свердлова, 48, г. Салехард).
В судебном заседании помощник прокурора Мосиявич О.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала и привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Шишкин В.Н., действующий на основании доверенности, требования иска не признал и пояснил, что прокурор не представил в суд доказательств того, что рассматривал проектную документацию на объекты, к которым он просит обеспечить безпрепятственный доступ инвалидов путем установки дублирующих звуковых сигналов светофора на перекрестке, не запрашивал сведений у заинтересованных лиц, таких как органы социальной защиты, общественные организации инвалидов, органов архитектуры, застройщиков. Поскольку в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ, на застройщика возложена обязанность при проектировании объекта включить мероприятия по обеспечению доступа инвалидов с соответствии с действующими сводами правил и СНиПами, регулирующим данные правоотношения по обеспечению доступа инвалидов к социальнозначимым объектам.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», дано понятие социальной защиты инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно положений статьи 15 названного Закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с п. 5 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 56 ГПК РФ определяет, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела установлено, что на участке местности, расположенном на перекрестке улиц Свердлова-Чубынина, возле здания ОАО КБ «Юникорбанк» (ул. Чубынина, 14 г. Салехард) и Администрацией МО г. Салехард (ул. Свердлова, 48, г. Салехард) установлен светофор, который не имеет дублирующего звукового сигнала, что подтверждено протоколом осмотра местности, составленным помощником прокурора г. Салехард Мосиявич О.В. в присутствии понятых, а также фототаблицей к нему.
При этом, представителем ответчика не представлено суду достаточных и достоверных доказательств того, имеющийся светофор невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, в связи с чем, суд находит несостоятельным довод представителя ответчика о неполной прокурорской проверке по причине того, что прокурором не были запрошены документы, подтверждающие наличие либо отсутствие согласования с общественными объединениями инвалидов, органов социальной защиты, в отношении мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
При таких обстоятельствах, суд находит заслуживающим внимания довод помощника прокурора о том, что органы местного самоуправления муниципального образования город Салехард ненадлежащим образом исполняют свои полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также полномочия по созданию условий инвалидам беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры - в части непринятия мер по приобретению и установке средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, расположенного на перекрестке улиц Свердлова-Чубынина, возле здания ОАО КБ «Юникорбанк» (ул. Чубынина, 14 г. Салехард) и Администрацией МО г. Салехард (ул. Свердлова, 48, г. Салехард).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Салехард в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Салехард о возложении обязанности принять меры к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры путём приобретения и установки средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования город Салехард приобрести и установить средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, расположенного на перекрестке улиц Свердлова-Чубынина, возле здания ОАО КБ «Юникорбанк» (ул. Чубынина, 14 г. Салехард) и Администрацией МО г. Салехард (ул. Свердлова, 48, г. Салехард).
Разъяснить ответчику, что разрешение вопросов об отсрочке исполнения решения суда возможно после вступления решения суда в законную силу, судом, рассмотревшим дело, по заявлению сторон либо судебного пристава-исполнителя.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы, прокурором представления через Салехардский городской суд.
Председательствующий /подпись/
копия верна судья К.В. Лисиенков