решение по делу № 2-1886 по иску Новоуренгойского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры к ОАО « АТК «Ямал» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении квот для трудоустройства инвалидов.



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

20 октября 2011 года                                      г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:                 Щепкиной Т.Ю.,

при секретаре судебного заседания:         Евменовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1886/2011 по исковому заявлению Новоуренгойского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры к открытому акционерному обществу «Авиационная транспортная компания «Ямал» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении квот для трудоустройства инвалидов, и возложении обязанности выделить рабочие места для приёма инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Новоуренгойский транспортный прокурор Уральской транспортной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении квот для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности выделить рабочие места для приёма инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В обоснование заявленных требований указал, что ответчиком допускаются нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. Согласно информации ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал», среднесписочная численность его работников составляет 707 человек, квоты для трудоустройства инвалидов в 2010-2011 годах не устанавливались. Таким образом, исходя из среднесписочного состава работников, ответчиком должно выделяться в счёт квоты не менее 14 рабочих мест. Вместе с тем, указанное количество квот для трудоустройства инвалидов ответчиком не обеспечено. Просил признать незаконным бездействие ООО «Авиационная транспортная компания «Ямал», выразившееся в непредставлении квот для трудоустройства инвалидов и обязать ОАО «АТК «Ямал» выделить рабочие места для приема инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В судебном заседании прокурор Мязин А.Н., имеющий надлежащие полномочия, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал, привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «АТК «Ямал» Каушанская Г.З., действующая на основании доверенности, против иска возражала, представила письменный отзыв, привела, изложенные в нем доводы. Суду пояснила, что ОАО «АТК «Ямал» является организацией, осуществляющей воздушные перевозки пассажиров на территории ЯНАО. Общество не может обеспечить инвалидов работой, поскольку правилами, устанавливающими условия труда для инвалидов, не допускается привлечение инвалидов к работе с вредными условиями труда, а работа в авиации, тем более в районах Крайнего Севера, зачастую непредсказуема и связана с вредными условиями труда и определенной нервно-психической нагрузкой.

Представитель третьего лица ГУ «Центр занятости населения г. Салехарда», извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимал.

Заслушав объяснение прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путём проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Согласно ст.ст. 21, 24 указанного Закона, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Квота для приема инвалидов на работу в Ямало-Ненецком автономном округе установлена Законом ЯНАО от 27 июня 2008 года № 54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО».

Согласно ст.ст. 5, 7 Закона «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО», квота устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Размер квоты устанавливается равный 2 процентам от среднесписочной численности работников. Работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты по направлению центров занятости населения.

В силу названных выше законов, установление квоты рабочих мест для инвалидов является обязанностью юридического лица.

Как следует из правоустанавливающих документов ответчик - ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» является юридическим лицом, расположено по адресу: г. Салехард, ул. Авиационная, д. 27. Основной целью Общества является извлечение прибыли.

Согласно справки ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» от 30 августа 2011 года на 30 августа 2011 года ответчик имеет штат работников в количестве 707 единиц.

Таким образом, в силу положений ст. 5 Закона «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО», исходя из среднесписочной численности работников ответчика ОАО «АТК «Ямал», последним в счёт квоты должно выделяться не менее 14 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Вместе с тем, как видно из материалов дела, указанные требования законодательства ответчиком не выполняются, поскольку квоты для приёма на работу инвалидов не установлены, и данный факт ответчиком не оспаривается.

Доводы представителя ответчика в опровержение требований искового заявления о том, что к работникам ОАО «АТК Ямал» предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, поскольку работа в Обществе связана с вредными условиями труда, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку доказательств указанным обстоятельствам представителем ответчика не представлено.

При этом, согласно сводной ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда, количество работников, задействованных во вредных условиях труда, на рабочих местах на которых проведена аттестация по условиям труда, составляет 194 рабочих места.

Препятствий к трудоустройству инвалидов на остальные рабочие места судом не установлено.

При указанных обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором требования к ответчику обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку при подаче искового заявления прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, она подлежит взысканию в бюджет с ответчика, не освобождённого от её уплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Новоуренгойского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры к открытому акционерному обществу «Авиационная транспортная компания «Ямал» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении квот для трудоустройства инвалидов, и возложении обязанности выделить рабочие места для приёма инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал», выразившееся в непредставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов.

Обязать открытое акционерное общество «Авиационная транспортная компания «Ямал» создать либо выделить рабочие места для приема инвалидов в пределах установленной квоты для приёма на работу инвалидов.

Взыскать с открытого акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» в местный бюджет государственную пошлину в сумме 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме, посредством подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение суда изготовлено 25 октября 2011 года.

Председательствующий                                                                           Т.Ю. Щепкина