Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 июня 2011 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания: Ассмус Э.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С к Муниципальному предприятию «Салехардэнерго» муниципального образования город Салехард о вести перерасчет заработной платы в соответсвии с положениями ы, возложении обязанности прои соответсвующим отраслевому тарифновзыскании недоначисленной заработной платы за период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2010 года
УСТАНОВИЛ:
С обратился в суд с иском к муниципальному предприятию «Салехардэнерго» муниципального образования город Салехард (далее МП СЭ) о вести перерасчет заработной платы в соответсвии с положениями ы, возложении обязанности прои соответсвующим отраслевому тарифновзыскании недоначисленной заработной платы за период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2010 года.
В обоснование иска указал, что в целях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в жилищно-коммунальной сфере, повышения эффективности работы организации жилищно-коммунального хозяйства, а также в целях реализации трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли Общероссийским отраслевым соглашением объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22 июня 2007 года было заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 г.г. ( далее ОТС в ЖКХ на 2008-2010 г.г.) 2010 году работники МП «Салехардэнерго» неоднократно ставили перед руководством предприятия вопрос о несоответствии получаемой заработной платы Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы, но никаких мер работодателем не предпринималось. О существовании отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ ему не было известно до этого момента, под роспись работодателем он ознакомлен не был. Просил суд взыскать с ответчика в его пользу недоначисленную заработную плату за период 01 января 2008 года по 31 декабря 2011 года в размере 518 907 рублей 08 копеек.
Истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснили, что он действительно знакомился своевременно с приказом ответчика №867-п от 28.10.2008 года «О внесении изменений в положение о текущем премировании персонала по результатам хозяйственной деятельности предприятия» и №1440-п от 01.12.2010 года «Об установлении тарифной ставки рабочего первого разряда на 2011 год и снижении размера премии по текущему премировании», в которых указано, что они изданы в связи с поэтапным переходом на ОТС в ЖКХ на 2008-2010 г.г., но конкретно истца с данным ОТС в ЖКХ на 2008-2010 г.г. работодатель не знакомил, хотя был обязан сделать это в силу действующего трудового законодательства. ОТС не предполагает никакого поэтапного перехода, работодатель обязан был его выполнять сразу после издания. Сами тексты приказов истец не читал, им обычно дают для подписи лист ознакомления, не разъясняя саму суть приказов. Сам он к работодателю для разъяснения положений приказов не обращался. Заработную плату он получал ежемесячно и своевременно, также как и ежемесячно и своевременно он получал расчетные листы по начисленной заработной плате, в которых отражена структура заработной платы, вопросов о размере заработной платы у него не возникало. Дополнительное соглашение к трудовому договору 17.11.2008 года подписывал. Подписывал и дополнительное соглашение к трудовому договору 27.12.20100 года. Фактически истец узнал о содержании ОТС в ЖКХ на 2008-2010 г.г. 11.02.2011 года на общем собрании трудового коллектива. Считал, что срок обращения в суд им не пропущен.
Представитель ответчика Канева Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда ходатайство с просьбой о рассмотрении дела по существе в отсутствии ответчика, а также предоставила в суд отзыв на исковое заявление, в котором указала, что требования иска не признает, заявила о пропуске истцом установленного законом срока для обращения в суд, установленного ст.392 ТК РФ. Истец с 01 января 2008 года своевременно и в полном объеме получает заработную плату, а также расчетные листы, в которых указана структура заработной платы. 28 октября 2008 года на предприятии был издан приказ № 867-п о снижении размера премии, выплачиваемой работникам, и увеличения тарифной ставки рабочего первого разряда для поэтапного перехода к ОТС в ЖКХ на 2008-2010 г.г.. Приказом № 1440-п от 01 декабря 2010 года работодатель в очередной раз увеличивает тарифную ставку рабочего первого разряда для поэтапного перехода к ОТС в ЖКХ на 2008-2010 г.г., при этом снижая премию. С названными приказами истец ознакомлен под роспись. Кроме этого истец на основании изданных, указанных выше приказов подписал дополнительные соглашения к трудовому договору, ежемесячно получал заработную плату и расчетные листы, из которых видна структура заработной платы, следовательно, знал о нарушении своих прав с 2008 года. Однако, в суд с иском о взыскании недоначисленной заработной платы обратился только в мае 2011 года. При этом, правоотношения не носят длящийся характер, поскольку повышение заработной платы, о которой заявляет истец, не была начислена. ОТС в ЖКХ на 2008-2010 г.г., на которое ссылается истец, вступило в законную силу с 01 января 2008 года, было опубликовано в средствах массовой печати, размещено на сайте Министерства здравоохранения и социального развития. Истец имел возможность с ним ознакомиться. С 2008 года в предприятии шли коллективные переговоры, по итогам которых в коллективный договор предприятия внесены изменения о повышения тарифной ставки рабочего первого разряда с 01 июля 2011 года до 3500 рублей, с 01 января 2012 года- до 4200 рублей. Вместе с тем по согласованию с Администрацией МО г. Салехард для выхода предприятия из кризисной ситуации принято решение об установлении тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 4200 рублей с 01 июля 2011 года. Указала, что достигнутое в ходе работы примирительной комиссии соглашение имеет в силу ст. 408 ТК РФ обязательную силу. Кроме того, единственным источником доходов МП «Салехардэнерго» является регулируемые виды деятельности. Регулятором тарифов является исполнительный орган власти - Служба по тарифам ЯНАО. При установлении тарифов на 2008-2011 г.г. предприятие заявляло на утверждение фонд оплаты труда, исходя из ставки рабочего 1 разряда, определенной Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ, но экспертизой регулирующего органа тариф принимался в меньшем размере в соответствии с применением установленных ФСТ предельных индексов ростов тарифов на коммунальные услуги. Следовательно, МП «Салехардэнерго» не имеет законных оснований для пересмотра установленных тарифов за три года, а резкое увеличение тарифов будет иметь серьезные последствия для всего региона.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполняемой работы.
Работодатель в соответствии со ст. 22 ТК РФ обязан выплачивать работнику заработную плату в сроки, установленные трудовым кодексом, трудовым и коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 25.10.2001 года. 19.05.2004 года между сторонами заключен трудовой договор №303 и истец работает у ответчика в должности слесаря-ремонтника 3 разряда.
Согласно копии соглашения об изменении условий трудового договора от 17 ноября 2008 года, подписанного сторонами, с 01 января 2009 года выплата месячной премии с 40% от должностного оклада снижена до 30% должностного оклада.
Согласно копии соглашения об изменении условий трудового договора от 27 декабря 2010 года, подписанного сторонами, с 01 марта 2011 года выплата месячной премии с 30% от должностного оклада снижена до 20% должностного оклада.
Статьей 134 ТК РФ закреплено положение об обеспечении повышения уровня реального содержания заработной платы и определен порядок принятия решений по этому вопросу в организациях с различным правовым статусом.
Так, в организациях финансируемых из соответствующих бюджетов, решения принимаются в порядке, определяемом законами или иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а в других организациях- по правилам, установленным коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами.
Системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов и различного вида выплат устанавливаются в соответствии со ст.135 ТК РФ в основном в том же порядке, что и положения об обеспечении уровня реального содержания заработной платы, т.е. для работников организаций, финансируемых из бюджета, в порядке, предусмотренным соответствующими законами или иными нормативно-правовыми актами, а для работников других учреждений – в порядке, установленном коллективными договорами, соглашениями или другими локальными актами этих организаций.
Оплата труда работника в МП «Салехардэнерго» устанавливается в договорном порядке в соответствии с условиями трудового договора и коллективного договора, соглашения, действующими на предприятии.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что МП «Салехардэнерго» является унитарным предприятием, коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, действует на основании хозяйственного расчета и самофинансирования.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № 1035 от 29 марта 2011 года, учредителем является Департамент имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Салехард.
Пунктом.2.1 Устава установлено, что целью создания предприятия является выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Как следует из п.п.2.2 Устава предприятие осуществляет следующие виды деятельности: производство (выработка) электрической энергии и транспортировка ее потребителям, деятельность по продаже электроэнергии гражданам, производство (выработка) тепловой энергии и транспортировка ее потребителям, деятельность по эксплуатации тепловых и электрических сетей, оказание услуг гражданам по водоотведению, удаление и обработка твердых отходов, хранение нефти, газа и продуктов их переработки и т.д.
В целях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в жилищно-коммунальной сфере, повышения эффективности работы организации жилищно-коммунального хозяйства, а также в целях реализации трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий" и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22.06.2007 г. было заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 гг.
Данное отраслевое тарифное соглашение утверждено Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстроем) 02.07.2007 г.
В соответствии с ч. 8 ст. 45 ТК РФ отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли.
В силу ч. 3 ст. 48 ТК РФ соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение.
Заключенное на федеральном уровне Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 гг. прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службу по труду и занятости, зарегистрировано за № 71/08-10 от 05 сентября 2007 г., опубликовано в журнале "Труд и страхование" (№ 10"11, 2007 г.) и было размещено на официальном сайте Минздравсоцразвития России.
Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 389-ТГ было предложено работодателям отрасли, не участвующим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
В соответствии с заключенным 19 февраля 2010 г. Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий" и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения соглашением Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 гг. продлено на три года с 01 января 2011 г. по 01 января 2014 г.
Указанное соглашение о продлении срока действия отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости Российской Федерации 02 апреля 2010 г., регистрационный номер № 145/11-14, письмо Роструда от 02.04.2010 г. № 1611-ТЗ.
Ответчик в силу ч.2 ст. 48 ТК РФ принял данное предложение еще в 2008 г. и считается присоединившимся к Отраслевому тарифному Соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 гг. еще на три года – с 01 января 2011 г. по 01 января 2014 г., в соответствии с заключенным 19 февраля 2010 г. Соглашением.
Таким образом, положения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 гг., а также Соглашения от 19.02.2010 г. о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на три года с 01 января 2011 г. по 01 января 2014 г., распространяются на муниципальное предприятие "Салехардэнерго" муниципального образования г. Салехард.
В соответствии с п. 2.3 Соглашения с 01 января 2008 г. базовая месячная ставка рабочего первого разряда устанавливалась не менее 2550 руб., а с 01 января 2009 г. – не ниже 3500 руб., с 01 января 2011 г. – не менее 4200 руб.
Из этого же пункта следует, что в зависимости от финансового и экономического состояния Организации, социальных, экономических и производственных факторов работодатель вправе устанавливать в Организации тарифную ставку рабочих первого разряда, превышающую базовый размер (в ред. Соглашения, утв. 12.08.2008; Соглашения, утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий" N С-06/1, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения N 01/179-В 09.06.2010)
В соответствии с действующим законодательством минимальная заработная плата работников не должна быть менее установленной региональным соглашением о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации.
Минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается в размере, равном произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на коэффициент особенностей работ Организации. Коэффициенты особенностей работ приведены в Приложении N 2 к данному Соглашению.
Работодатель обеспечивает размер базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъектах Российской Федерации, при наличии у него финансовых возможностей. Сроки приближения размера базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения определяются коллективными договорами.
Размер минимальной месячной тарифной ставки, определенный данным Соглашением, региональными или территориальными отраслевыми соглашениями, коллективными договорами, является основой для дифференциации всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.
МП "Салехардэнерго" МО г. Салехард утвердил штатные расписания в 2008, 2009, 2010, 2011 гг., установил месячную тарифную ставку рабочего первого разряда в меньшем размере, чем установленный Соглашением размер базовой месячной ставки рабочего первого разряда.
Так, Приказом № 1058-п от 12.12.2007 г., минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда была установлена в размере 1871,64 руб.; приказом № 964-п от 04.12.2008 г. минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда была установлена в размере 2139,29 руб.; приказом № 1012-п от 07.12.2010 г., минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда была установлена в размере 2271,93 руб.; приказом № 1440-п от 01.12.2011 г. минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда была установлена в размере 2453,68 руб., с 01.03.2011 г. – 2699,05 руб.
Из вышеизложенного следует, что установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя и коллектива и при наличии финансовых возможностей является основой для дифференциации всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.
Действующее трудовое законодательство не содержит положений об обязательном соответствии коллективного договора отраслевому тарифному соглашению.
В тоже время работодатель обязан обеспечивать работнику условия труда, предусмотренные как коллективным договором, так и отраслевым соглашением, согласно положений ст.56 ТК РФ.
В самом ОТС ЖКХ на 2008-2010 г.г. (п.1.7.) указан порядок его действия: оно применятся при заключении коллективных и индивидуальных трудовых договоров и имеет прямое действие, если на предприятии нет коллективного договора.
Поскольку в МП «Салехардэнерго» имеется коллективный договор, данное соглашение должно применяться при заключении коллективных и индивидуальных трудовых договоров и имеет прямое действие, если на предприятии нет коллективного договора. Индивидуально к каждому работнику при заключении трудового договора или разрешении индивидуального трудового спора обязательному применению отраслевое соглашение не подлежит.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 28 октября 2008 года ответчиком был издан приказ № 867-П «О внесении изменений в положение о текущем премировании персонала по результатам хозяйственной деятельности предприятия», согласно которому в связи с планируемым повышением тарифной ставки рабочего первого разряда для поэтапного перехода на Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы в части системы оплаты труда и более эффективного формирования и использования фонда оплаты труда на 2009 год установлен размер премии по текущему премированию персонала за основные результаты хозяйственной деятельности предприятия 30 % с 01 января 2009 года.
01 декабря 2010 года ответчиком был издан приказ № 1440-П «Об установлении тарифной ставки рабочего первого разряда на 2011 год и снижении размера премии по текущему премированию», согласно которому в связи с поэтапным переходом на Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы (в редакции Соглашения от 19.02.2010 года «О продлении срока действия отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ на 2008-2010 г.г.» на три года с 01.01.2011 года по 01.01.2014 года) в части системы оплаты труда и более эффективного формирования и использования фонда оплаты труда на 2011 год установлен размер премии по текущему премированию персонала за основные результаты хозяйственной деятельности предприятия 20 % с 01 марта 2011 года. С 01.01.2011 года в 1,08 раза размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетке по оплате труда МП «Салехардэнерго» МО г. Салехард. Установлена месячная тарифная ставка 1 разряда в размере 2453,68 рублей с 01.02.2011 года по 28.02.2011 года. С 01.03.2011 года повышен на 10 % размера ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда МП «Салехардэнерго» МО г. Салехард. С 01.03.2011 года установлен для работников МП «Салехардэнерго» МО г. Салехард при расчете тарифных ставок, месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в размере 2699,05 рублей.
Указанные изменения были внесены также и в коллективный договор предприятия, трудовой договор с истцом.
С названными приказами истец ознакомлен работодателем под роспись, что следует из копии приказа.
Из возражений представителя ответчика следует, что уменьшение размера текущей месячной премии способствовало увеличению тарифной ставки рабочего первого разряда для поэтапного перехода к Отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ.
Исходя из статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Гарантируя гражданам право на труд и судебную защиту, государство посредством правового регулирования установило и обязанность граждан по добросовестному использованию принадлежащих им прав, в том числе специальные сроки для обращения в суд за их восстановлением, а также право суда отказать в восстановлении процессуального рока, если причины его пропуска будут признаны неуважительными.
При этом пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске без исследования фактических обстоятельств дела по существу (подп.2 п.6 ст.152 ГПК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 392 ТК РФ, которой руководствовался суд, разрешая возникший спор, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Кроме того, по общему правилу, установленному п.1 ст.200 ГК РФ, начало течения срока исковой давности следует исчислять с даты, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В судебном заседании представителями ответчика заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении исковых требований истца в связи с пропуском истцом срока обращения в суд без уважительных причин.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Как установлено в судебном заседании, истцу о нарушении права стало известно 28 октября 2008 года, о чем свидетельствуют копия приказа № 867-п от 28 октября 2008 года с его росписью об ознакомлении и изменения, внесенные сторонами в трудовой договор 17 ноября 2008 года, которые подписаны сторонами.
Из объяснений истца, возражений ответчика следует, что приказ ответчика № 867-п от 28 октября 2008 года истцом в судебном порядке не оспаривался.
На основании указанного приказа истцом и ответчиком были внесены изменения от 17 ноября 2008 года в трудовой договор истца, с которыми он согласился.
Кроме того, о всех составляющих частях заработной платы истцу было известно из расчетных листов, которые он получал ежемесячно.
При этом иск в суд истец подал 11 мая 2011 года.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что установленный законом срок для обращения в суд за защитой своих прав истцом пропущен. Никаких уважительных причин пропуска срока судом не установлено. Истцом в судебном заседании доказательств в подтверждение уважительности причин пропуска срока не приведено.
Статьей 392 ТК РФ срок на обращение в суд установлен как пресекательный, в связи с чем, защита права может быть осуществлена в судебном порядке истцом только в течение данного срока.
В соответствии с п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).
При этом, правоотношения в части взыскания недоначисленной заработной платы не носят длящийся характер, поскольку суммы, которые просит взыскать истец не были ему начислены в качестве заработной платы, и в данном случае положения п.56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» не подлежат применению, поскольку в нем идет речь о начисленной, но не выплаченной заработной платы.
Следовательно, удовлетворение судом заявленных исковых требований, срок предъявления которых пропущен без уважительных причин, не будет соответствовать закону и общеправовым принципам разумности и справедливости.
Заслуживает внимания суда довод представителя ответчика о том, что Отраслевое тарифное соглашение издано не ответчиком и было опубликовано в средствах массовой печати и размещен на сайте Министерства здравоохранения и социального развития.
Препятствий для ознакомления истца с Отраслевым тарифным соглашением в средствах массовой информации и в Интернете не имелось, что не отрицается самим истцом.
Иных доказательств истцом суду не представлено.
Кроме того, из объяснений лиц, участвующих в деле, материалов дела следует, что 26 января 2011 года в адрес администрации МП «Салехардэнерго» МО г. Салехард поступила служебная записка с протоколом заседания Профкома от 23 января 2011 года о решении работников перейти на Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХРФ с 01 января 2011 года и начале коллективных переговоров.
28 января 2011 года администрация выразила свое согласие на вступление в переговоры по урегулированию коллективного трудового спора.
11 февраля 2011 года состоялось общее собрание работников МП «Салехардэнерго», на котором были утверждены требования работников, избраны члены примирительной комиссии со стороны работников.
Анализ указанных обстоятельств позволяет суду сделать вывод о том, что на МП «Салехардэнерго» в указанный период имелся коллективный трудовой спор.
В ст. 398 ТК РФ законодатель выделяет два признака коллективного спора- коллективный характер и особый предмет разногласий, возникающих между сторонами коллективного трудового спора.
Также предметом коллективного трудового спора признается и выполнение коллективных договоров, соглашений, в том числе и толкование их условий.
Примирительные процедуры представляют собой разрешение коллективного трудового спора с помощью достижения согласованного решения органами по добровольному примирению.
Как установлено в судебном заседании, с 15 февраля по 03 марта 2011 года состоялось 4 заседания примирительной комиссии, на которых было принято решение о поэтапном переходе на Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ- с 01 июля 2011 года ставка рабочего первого разряда установлена в размере 3500 рублей, с 01 января 2012 года – 4200 рублей.
В силу ст. 408 ТК РФ указанное соглашение имеет для сторон обязательную юридическую силу.
Аналогичные положения содержаться в Рекомендации №92 МОТ от 29.06.1951 г. «О добровольном примирении и Арбитраже».
При этом, суды в соответствии с действующим трудовым законодательством не вправе вмешиваться в коллективные трудовые споры.
С учетом того, что коллективный трудовой спор на МП «Салехардэнерго» был разрешен с учетом финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также интересов работников предприятия, профсоюза и работодателя, а также того, что истцом был пропущен установленный законом срок для обращения в суд, суд находит требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований С к Муниципальному предприятию «Салехардэнерго» муниципального образования город Салехард о вести перерасчет заработной платы в соответсвии с положениями ы, возложении обязанности прои соответсвующим отраслевому тарифновзыскании недоначисленной заработной платы за период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2010 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 июня 2011 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков