Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело № 2-1848/2011
27 октября 2011 года г. Салехард.
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Богомягковой О.В.
при секретаре судебного заседания: Петровой Е.Д.,
с участием прокурора: М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города ___________________к администрации ______________________ о признании действий незаконными и возложении обязанности ликвидировать свалки отходов производства и потребления с земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор _________________, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации ________________________________ о признании действий незаконными и возложении обязанности ликвидировать свалки отходов производства и потребления с земельных участков.
В обоснование иска указал, что проверкой, проведенной прокуратурой города ______________, было выявлено, что на территории муниципального образования _______________________ имеются нарушения требований земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды в части организации сбора, утилизации и вывоза бытовых и промышленных отходов. Установлено, что на территории муниципального образования _______________________имеется земельный участок площадью ___________________квадратных метров, прилегающего к полигону твердых бытовых отходов, в юго-восточной части муниципального образования ___________________, в кадастровом квартале _____________________, и земельный участок, площадью __________________________ квадратных метров, находящийся на расстоянии __________________метров от полигона твердых бытовых отходов, в юго-восточной части муниципального образования г. Салехард, в кадастровом квартале ________________. Данные земельные участки захламлены твердыми бытовыми отходами, состоящими из: битого стекла, пришедших в негодность изделий из полиэтилена и т. п., промышленными отходами, состоящими из: строительного материала, металлолом, резиновые покрышки колес, железобетонные конструкции и т. п. Непосредственная очистка данных земельных участков не производится. Все вышеуказанное зафиксировано и подтверждается актом осмотра от 11.08.2011года, составленного помощником прокурора г. _____________ К. с участием заместителя начальника управления экологической экспертизы и охраны окружающей среды и инспектора муниципального земельного контроля.
Данные обстоятельства являются неисполнением ответчиком - Администрации ________________________________ своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории земельных участков, что приводит в итоге к нарушению прав жителей МО _______________ на благоприятную окружающую среду, нарушает требования ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Сложившаяся ситуация, по мнению прокурора, влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную среду обитания, а также может повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 ГК РФ. По мнению прокурора, стихийно образовавшиеся несанкционированные свалки на территории земельных участков площадью ______________ квадратных метров, прилегающего к полигону твердых бытовых отходов, в юго-восточной части муниципального образования г. Салехард, в кадастровом квартале ______________________, и площадью ________________________квадратных метров, находящийся на расстоянии ______метров от полигона твердых бытовых отходов, в юго-восточной части муниципального образования г. Салехард, в кадастровом квартале ____________________, приводит к ухудшению экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в городе ________________, создает угрозу пожара и причинения имущественного ущерба гражданам, при этом круг лиц, чьи права нарушаются определить невозможно. Так к числу возможных пострадавших можно отнести контингент жителей домов, прилегающих к свалкам, прохожих, сотрудников служб города, обслуживающих дома, гостей, посещающих жителей домов, временнее нахождение которых вблизи свалок не исключается.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город __________________, выразившееся в непринятии мер по организации вывоза промышленных отходов с территории земельного участка, площадью _________________ кв.м., прилегающего к полигону твердых бытовых отходов, в юго-восточной части МО г. Салехард, в кадастровом квартале ___________________, и территории земельного участка, площадью _________________ кв.м., находящегося на расстоянии ____________метров от полигона твердых бытовых отходов, в юго-восточной части МО г. Салехард, в кадастровом квартале ________________, и обязать администрацию муниципального образования город Салехард ликвидировать свалки отходов производства и потребления с территории земельного участка, площадью _________________ кв.м., прилегающего к полигону твердых бытовых отходов, в юго-восточной части МО г. Салехард, в кадастровом квартале ___________________, и территории земельного участка, площадью _______________________ кв.м., находящегося на расстоянии ___________метров от полигона твердых бытовых отходов, в юго-восточной части МО г. _____________, в кадастровом квартале __________________, путем вывоза отходов на санкционированный полигон отходов.
Определением судьи от 09 сентября 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление _____________________.
Определением судьи от 29 сентября 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУ __________________.
В судебном заседании помощник прокурора г. _____________М. уточнила заявленные требования, просила суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город ______________, выразившееся в непринятии мер по организации вывоза промышленных отходов с территории земельного участка, площадью ______________ кв.м., прилегающего к полигону твердых бытовых отходов, в юго-восточной части МО ___________________, в кадастровом квартале_____________________, и территории земельного участка, площадью _______________ кв.м., находящегося на расстоянии ______метров от полигона твердых бытовых отходов, в юго-восточной части МО г. Салехард, в кадастровом квартале _____________________, и обязать администрацию муниципального образования город Салехард ликвидировать свалки отходов производства и потребления с территории земельного участка, площадью ___________________ кв.м., прилегающего к полигону твердых бытовых отходов, в юго-восточной части МО г. Салехард, в кадастровом квартале _________________, и территории земельного участка, площадью ______________ кв.м., находящегося на расстоянии _________ метров от полигона твердых бытовых отходов, в юго-восточной части МО _____________________, в кадастровом квартале ______________________, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Ш., действующий на основании доверенности, и представитель МУ _________З., действующая на основании доверенности, требования иска не признали. Суду пояснили, что прокурором не определена площадь земельных участков, подлежащих очистке от мусора. Мусор на заявленных прокурором земельных участках был убран МУ ______________________. При геодезическом измерении спорных земельных участков выяснилось, что мусор находится на земельном участке, который в январе 2011 года был определен как полигон ТБО 2 очереди. Территория ТБО 1 очереди заполнена, поэтому администрацией МО _______________________ был разработан проект Перечня строек и объектов Адресной инвестиционной программы_________________________ автономного округа на 2012-2014 г.г., куда было заложено строительство полигона ТБО 2 очереди, выделены денежные средства. Убирать шины и металлолом с этих земельных участков нецелесообразно. Кроме того, в 2004, 2006 г.г. администрацией муниципального образования город _________________ изданы распоряжения о приеме мусора, свалки, о которых заявляет прокурор, являются санкционированными.
Представитель Управления ________________________ Е., действующий на основании доверенности, поддержал требования прокурора. Суду пояснил, что уборка земельных участков, о которых говорят представители ответчика и МУ ________, не проведена. При выходе на место было установлено, что имеющийся мусор закопан и завален песком, из-под которого торчат железные конструкции. Указанные свалки являются несанкционированными, требованиям закона не соответствуют, поскольку не имеют твердого покрытия и контакт с грунтовыми водами. Строительство полигона 2 очереди ответчиком только предполагается. При этом, резина, хранящаяся на несанкционированной свалки, имеет 4 класс опасности, что создает реальную опасность загрязнения окружающей среды.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, экспертов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что на территории земельного участка, площадью _____________кв.м., прилегающего к полигону твердых бытовых отходов, в юго-восточной части МО г. ________________, в кадастровом квартале ___________________, и территории земельного участка, площадью ______________кв.м., находящегося на расстоянии _________метров от полигона твердых бытовых отходов, в юго-восточной части МО ____________, в кадастровом квартале _________________, находятся твердые бытовые отходы – битое стекло, пришедшие в негодность изделия из полиэтилена, промышленные отходы- строительные материалы, металлолом, резиновые покрышки колес, железобетонные конструкции.
Указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле не оспаривалось.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду и на решение органами местного самоуправления вопросов местного значения.
Согласно ст. 18 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» хранение, захоронение и обезвреживание на территории организаций и населенных пунктов, загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
В силу п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.191 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям opганов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых промышленных отходов.
В статье 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» даны определения используемых в этом акте понятиям, согласно которым:
- отходами являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
- обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
- размещение отходов – хранение и захоронение их;
- хранение отходов – содержание их в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
- объект размещения отходов – специально оборудованное и предназначенное для размещения отходов сооружение (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое)
- захоронение - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- сбор отходов – прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Согласно положений ст.12 указанного Закона, запрещается захоронение отходов в границах населённых пунктов. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Из положений ч.1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 14 ст. 15 указанного Закона, к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
По правилам ст. 28 указанного Закона неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – № 7-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ст. 8 Закона №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
При этом, как установлено ст.22 данного Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах и нормах СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г. № 4690-88.
Согласно п. 1.2. указанных Правил, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; уличного мусора и смёта и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.
Санитарными правилами № 2.1.7.1038-01, утвержденными Постановлением Министерства здравоохранения РФ и Главного Государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.05.2001 г., предусмотрены гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, согласно которым полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО; должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения; выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
О том, что земельные участки, на которых расположены свалки мусора, находятся на балансе администрации муниципального образования город _________________, свидетельствует ответ администрации муниципального образования город ______________ от _____________ 2011 года на запрос прокурора города ______________, копия квартального плана, иные материалы дела.
Схема размещения земельных участков и их площадь предоставлена в суд администрацией муниципального образования город Салехард.
Несоблюдение Администрацией МО _______________ требований природоохранного законодательства в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов установлено актом осмотра от 11.08.2011года, составленного помощником прокурора г. ______________К., и приложенными к нему фототаблицей земельных участков, обмером земельного участка, схематическим чертежом, актом обследования объектов окружающей и производственной среды от 21 октября 2011 года, составленного Управлением ______________________.
Указанное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика, представителем третьего лица.
Допрошенная в качестве специалиста А. также пояснила суду, что промышленный и бытовой мусор лежит непосредственно на почве, отсутствует специально оборудованная площадка, ограждения, дезинфекционная ванна. На момент осмотра 21 октября 2011 года было видно, что бытовые и промышленные отходы засыпаны песком, видны свежие следы техники и с корнем вырванные деревья. Полигон ТБО должен быть построен в соответствии с нормами природоохранного законодательства и требованиями СНиП, должен вестись учет завозимой резины, имеющей 4 класс опасности. При этом, даже временные участки для складирования мусора должны быть надлежащим образом обустроены. При выполнении запроса суда бралась за основу схема земельных участков, предоставленная администрацией муниципального образования город _______________. Согласно методики расчета, ущерб от несанкционированных свалок составляет ________________ рублей.
Таким образом, наличие указанных свалок на почве, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц - жителей г. ________________ на благоприятную окружающую среду и на охрану здоровья (предусмотренные ст.ст. 20, 41, 42 Конституции Российской Федерации), поскольку является потенциальным источником возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний.
Довод представителя ответчика и третьего лица о том, что указанные свалки мусора являются санкционированными на основании распоряжений администрации МО_____________________ от 2004 и 2006 года, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанными распоряжениями организованы работы по приемке колесной резины и металлолома.
Не могут быть приняты во внимание судом и доводы ответчика о том, что ликвидация мусора на спорных земельных участках является нецелесообразной, поскольку находится на территории полигона ТБО 2 очереди, т.к. согласно информации по объектам адресной инвестиционной программы ___________________округа на 2012 год и плановый период 2013-2014 г.г., представленной в суд представителем ответчика, срок начала строительства полигона ТБО 2 очереди определен в 2011 году, однако, строительство его на момент рассмотрения спора в суде не начато.
Иных доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ представителем ответчика суду не представлено.
Следовательно, требования прокурора ____________ в части возложения на администрацию муниципального образования город ____________ обязанности ликвидировать свалки отходов производства и потребления с территории земельного участка, площадью_____________ кв.м., прилегающего к полигону твердых бытовых отходов, в юго-восточной части МО ________________, в кадастровом квартале ________________________, и территории земельного участка, площадью _____________________кв.м., находящегося на расстоянии ______________ метров от полигона твердых бытовых отходов, в юго-восточной части МО _____________________, в кадастровом квартале __________________________, подлежат удовлетворению.
Из материалов дела также следует, что распоряжением администрации муниципального образования ___________________ № ______________ января 2011 года «Об утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства» предварительно согласован застройщику- муниципальному предприятию __________________________________место размещения объекта «Полигон ТБО (2 очередь)», находящийся восточнее города ___________________ в районе полигона ТБО 1 очереди.
Согласно копии заключения № ______________ о проверке инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств окружного бюджета, направляемых на капитальные вложения, строительство полигона 2 очереди определено на землях городского округа ________________, площадь территории составляет __________________ кв.м., в том числе площадь складирования полигона -______________ кв.м., площадь хозяйственной зоны- ______________ кв.м., кавальер грунта для рекультивации полигона 38, 4 тыс. кубометров. Срок реализации инвестиционного проекта составляет 14 месяцев.
То обстоятельство, что администрация муниципального образования город _______________ внесла строительство полигона ТБО 2 очереди в реестр инвестиционных предложений по новым объектам, предлагаемым к финансированию за счет средств окружного бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 г.г., подтверждается показаниями специалиста К., допрошенной в судебном заседании, копией положительного заключения государственной экспертизы № _____________________ строительства полигона ТБО 2 очереди, копией паспорта инвестиционного проекта, копией информации по объектам адресной инвестиционной программы __________________________ автономного округа на 2012 год и плановый период 2013-2014г.г., другими материалами дела.
Указанные факты свидетельствуют о том, что администрацией муниципального образования города ________________ предприняты меры по выбору земельного участка для строительства, финансированию строительства полигона 2 очереди.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным бездействие администрации муниципального образования город ________________, выразившееся в непринятии мер по организации вывоза промышленных отходов с территории земельного участка, площадью ______________ кв.м., прилегающего к полигону твердых бытовых отходов, в юго-восточной части МО _______________, в кадастровом квартале ____________________, и территории земельного участка, площадью _______________ кв.м., находящегося на расстоянии ____________ метров от полигона твердых бытовых отходов, в юго-восточной части МО г. ________________________, в кадастровом квартале ___________________ не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. С. действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования _________________ о признании действий незаконными и возложении обязанности ликвидировать свалки отходов производства и потребления с земельных участков удовлетворить в части.
Обязать администрацию муниципального образования город _________________ ликвидировать свалки отходов производства и потребления с территории земельного участка земельного участка площадью ________________ квадратных метров, прилегающего к полигону твердых бытовых отходов, в юго-восточной части муниципального образования ___________________, в кадастровом квартале _____________________, и территории земельного участка, площадью _____________ квадратных метров, находящийся на расстоянии _______ метров от полигона твердых бытовых отходов, в юго-восточной части муниципального образования _______________, в кадастровом квартале ___________________.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течении 10дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме будет изготовлено судом 03 ноября 2011 года.
Судья О. В. Богомягкова