№ 2-1999/2011
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
27 октября 2011 года Салехардский городской суд в составе:
председательствующего судьи: Лисиенков К.В.
при секретаре судебного заседания: Асмусс Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Д к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, департаменту образования администрации муниципального образования город Салехард о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Д обратился в суд с иском к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, департаменту образования администрации муниципального образования город Салехард о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.
Обращение в суд мотивировал тем, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, его мать.Х. и отчим.М. решениями Салехардского городского суда от 20 мая и 8 июля 1988 года лишены родительских прав в отношении истца. Закрепленного жилья не имеет. Обстоятельства, дающие право на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, наступили, однако жилым помещением истец не обеспечен. До лишения родительских прав матери и отца, проживал по адресу г. Салехард ул. 5 квартира 3, указанное жилое помещение, по наступлению права на внеочередное предоставление жилого помещения, также возвращено не было.
В судебном заседании истец Д. на заявленных исковых требованиях настаивал, привел основания и доводы, изложенные в исковом заявлении. Также истец суду пояснил, что до достижения им возраста 23 лет с заявление о постановке на учет в качестве нуждающихся не обращался, в связи с тем, что находился в местах лишения свободы, по освобождении в 1996 году приехал в г. Ханты-Мансийск. Там обращался с заявлением о постановке его на учет для предоставлении жилого помещения как сироте, но ему отказали, так как не было регистрации. После, неоднократно отбывал наказание в местах лишения свободы, и впервые вернулся в г. Салехард в 2009 году. По прибытии в г. Салехард обращался с заявлением в отдел опеки и попечительства и управление по труду и социальной защите населения о постановке на учет для получения жилого помещения как сироте. Ему дали ответ о том, что данных о нем нет. На данный момент регистрации не имеет.
Представитель ответчиков Правительства ЯНАО, Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Морозов А.Г., действующий на оснований доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что согласно ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Со слов истца после выпуска из детского дома он был направлен в училище в с. Успенка СПТУ-22. Истцом не предоставлено подтверждающих документов о времени прибытия в г. Салехард и обращения в органы местного самоуправления (г. Салехард) с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося. Приложенной справкой департамента образования администрации г. Салехард от 29.04.2011 г. № 2540 подтверждается отсутствие сведений с 1989 года по 2011 год о постановке на учет. Соответственно истцом не предоставлено документов подтверждающих возникновение у него права на получение жилого помещения на условиях социального найма на территории МО г. Салехард.
Представитель отдел опеки и попечительства департамента образования Администрация муниципального образования город Салехард Гордеева И.Н., действующая на оснований доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что истец в орган опеки и попечительства с заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался. Документального подтверждения о том, что истец находился детском доме не имеется так, как данные сгорели во время пожара архива. Также истцом не предоставлено сведений об отсутствии на праве собственности жилых помещений.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Частью 1. ст. 20 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Как следует из материалов дела Д. 23.11.1973 г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено и не оспаривается истцом, что постоянного места жительства Д не имеет.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), право на обеспечение жильем имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей до достижения ими возраста 23 лет. В соответствии с обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 года за второй квартал 2006 года дети сироты сохраняют право на получение жилого помещения после достижения ими возраста 23 лет, если они встали на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет.
Более того, Федеральный закон № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется также в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», в статье 10 которого указано, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по отдельным спискам, из них, список № 3 - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений. Органы опеки и попечительства ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений (не имеющих закрепленного жилого помещения и (или) нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ. Уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере в срок до 1 мая текущего года направляют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений, с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики.
Список № 3 формируется органом исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики, согласовывается с уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа по координации деятельности в сфере опеки и попечительства над детьми и утверждается Губернатором автономного округа по состоянию на 1 июля текущего года в срок до 15 июля текущего года.
В Список № 3 включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае наступления в году, следующем за текущим, обстоятельств, дающих право на внеочередное получение жилых помещений, а именно: окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно пункта 2 ч. 1 ст. 16 Закона 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела, истец Д 11 марта 2011 года был освобожден из мест лишения свободы.
В судебном заседании установлено и не оспаривается истцом, что постоянного места жительства Д не имеет. Впервые с заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма во внеочередном порядке, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2009 году то есть уже в возрасте 36 лет, и явно после достижения им 23 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом Д не предоставлено, доказательств того, что постоянным место жительством его является г. Салехард, также суду не предоставлено документального подтверждения о том, что истец обращался в орган опеки и попечительства департамента образования администрации муниципального образования город Салехард с заявлением о подстановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма во внеочередном порядке, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доводы, истца о том, что он находился в местах лишения свободы, признаются судом не состоятельными, так как данный факт не является препятствием обращению с выше указанным заявлением, и после освобождения впервые из мест лишения свободы в 1996 году имел реальную возможность прибыть в г. Салехард. Фактически же установлено, что истец с 1992 года по 2009 год в г. Салехарде не проживал.
Кроме этого Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был принят и вступил в законную силу 23 декабря 1996 года, то есть уже после достижения Д 23 летнего возраста, с наличием которого федеральный закон связывает наступление права на дополнительные гарантии указанной категории граждан, в том числе и виде обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке. Положения Федерального закона № 159-ФЗ не содержат указаний о его обратной силе, следовательно, не имеют своего распространения в отношении истца.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца о предоставлении жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования город Салехард, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Д к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, департаменту образования администрации муниципального образования город Салехард о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.
Решение в окончательной форме принято судом 1 ноября 2011 года
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков