решение по делу № 2-2084/2011 о признании незаконным решения Управления федеральной миграционной службы России по ЯНАО об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

26 октября 2011 года                                                                                     г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:            Щепкиной Т.Ю.,

при секретаре судебного заседания:         Евменовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2084 по заявлению Салехова В.Ф. о признании незаконным решения Управления федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Салехов В.Ф. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что в июле 2011 года он подал документы в отдел УФМС России по ЯНАО в г. Надым по вопросу оформления разрешения на временное проживание в Российской Федерации, однако 27 сентября 2011 года решением УФМС РФ по ЯНАО ему было отказано в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, на основании подпункта 4 пункта 1 ст. 7 Федерального закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», со ссылкой на то, что он сообщил о себе заведомо ложные сведения. Заявитель считает, что к заведомо ложным сведениям можно отнести только биометрические данные - фамилия, имя, отчество, пол, возраст, гражданство и семейное положение. Настаивает, что никаких поддельных и подложных документов для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации в миграционную службу он не предоставлял и заведомо ложные сведения о себе не сообщал, и просил признать незаконным решение Управления федеральной миграционной службы России по ЯНАО об отказе в выдаче ему разрешения на временное проживание.

В судебном заседании заявитель Салехов В.Ф. участия не принимал, имеется письменное заявление о рассмотрении дела без его участия, в виду отдаленности проживания.

Представитель УФМС России по ЯНАО Огнев К.Н., действующий на основании доверенности, требования Салехова В.Ф. не признал и пояснил, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется. Считает действия сотрудников УФМС России по ЯНАО правомерными и соответствующими Российскому законодательству, а требования заявителя Салехова В.Ф. необоснованными. При подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации Салехов В.Ф. был предупреждён под роспись о том, что в выдаче разрешения на временное проживание ему может быть отказано либо выданное разрешение может быть аннулировано в случаях, предусмотренных статьёй 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Подлинность представленных документов и достоверность изложенных сведений Салехов В.Ф. подтвердил собственноручной подписью. Однако в графе 12 «Сведения о трудовой деятельности за последние пять лет, предшествующих дню подачи заявления» Салехов В.Ф. указал, что с июля 2006 года по май 2011 года он не работал. Однако по учётам отдела по вопросам трудовой миграции, беженцев и вынужденных переселенцев Салехову В.Ф. было оформлено разрешение на работу на период с 25 ноября 2008 года по 24 ноября 2009 года по профессии водитель автомобиля. Уведомление о заключении трудового либо гражданско-правового договора с Салеховым В.Ф. с 22 декабря 2008 года поступило от индивидуального предпринимателя ФИО1 20 января 2009 года. Тем самым, заявитель сообщил о себе заведомо ложные сведения о трудовой деятельности и намеренно скрыл тот факт, что осуществлял трудовую деятельность в указанный период, в связи с чем, ему правомерно отказано в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Представитель УФМС России по ЯНАО Дерябин Р.Ю., действующий на основании доверенности, требования Салехова В.Ф. также не признал и пояснил, что в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации ему было отказано правомерно, поскольку он сообщил о себе ложные сведения. Салехов В.Ф. не мог забыть о том, что он осуществлял трудовую деятельность в период с ноября 2008 года по ноябрь 2009 года у индивидуального предпринимателя, однако этот период в анкете не указал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В материалах дела имеется сообщение врио начальника ОРИГ УФМС России по ЯНАО от 27 сентября 2011 года, согласно которого решением УФМС России по ЯНАО от 27 сентября 2011 года Салехову В.Ф. отказано в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации на основании п.п. 4. п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в связи с предоставлением о себе заведомо ложных сведений о трудовой деятельности.

Оспариваемое решение согласовано с врио начальника ОРИГ УФМС России по ЯНАО ФИО2 и утверждено врио начальника УФМС России по ЯНАО ФИО3

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При рассмотрении настоящего гражданского дела суд также учитывает разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее - Постановление Пленума ВС РФ).

В пункте 1 названного Постановления Пленума ВС РФ указано, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Пункт 3 этого Постановления Пленума ВС РФ гласит, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющих обязательных характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.

Как следует из Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по ЯНАО, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы России № 189 от 02 декабря 2005 года, территориальный орган создаётся для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Федеральной миграционной службы. Территориальный орган является государственным органом, находящимся в подчинении ФМС.

Следовательно, заявление Салехова В.Ф. о признании незаконным решения Управления ФМС России по ЯНАО об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации относится к решениям, которые могут быть оспорены по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Заявитель полагал решение УФМС России по ЯНАО незаконным, поскольку он не сообщал о себе заведомо ложные сведения.

Однако суд не может согласиться с доводами заявителя по следующим основаниям.

Как следует из представленных доказательств, Салехов В.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Азербайджана, 10 мая 2011 года он прибыл на территорию Российской Федерации, в установленном порядке зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ЯНАО, <адрес>.

24 мая 2011 года УФМС по ЯНАО иностранному гражданину Салехову В.Ф. выдано разрешение на работу водителем автомобиля у индивидуального предпринимателя ФИО1, срок действия разрешения по 09 мая 2012 года.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Так, в ст. 2 названного Закона определено понятие иностранного гражданина - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее наличие гражданства (подданства) иностранного государства.

Разрешение на временное проживание - это подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Для его получения иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, следует подать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции заявление о выдаче разрешения на временное проживание; документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина; миграционную карту; квитанцию об уплате государственной пошлины - п. 2 ст. 6.1 Федерального Закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, определена Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утверждённым приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 года , и представляет собой стандартный бланк, в который вносятся персональные данные лица, его заполняющего.

Заявление о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, содержит графу 12, в которой следует указать сведения о трудовой деятельности за последние пять лет, предшествовавших дню подачи заявления.

При этом, законодатель в императивной форме в графе 12 возлагает на иностранного гражданина обязанность указывать сведения о трудовой деятельности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Однако заявителю было отказано в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации на основании подпункта 4 пункта 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который гласит, что разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин предоставил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.

Согласно положений, закрепленных в ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Заявитель настаивает, что он не представлял поддельные или подложные документы и не сообщал о себе заведомо ложные сведения.

Вместе с тем, решением УФМС России по ЯНАО Салехову В.Ф. не вменяется предоставление поддельных или подложных документов, указано лишь на сообщение о себе заведомо ложных сведений о трудовой деятельности.

Суд находит подтверждёнными доводы представителей УФМС России по ЯНАО о том, что в заявлении о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, в графе 12 «Сведения о трудовой деятельности за последние пять лет, предшествующих дню подачи заявления» Салехов В.Ф. сообщил о себе заведомо ложные сведения, а именно, им указано, что в период с июля 2006 года по май 2011 года он не работал.

При этом, при оформлении заявления, он был предупреждён под роспись о том, что в выдаче разрешения на временное проживание ему может быть отказано либо выданное разрешение может быть аннулировано в случаях, предусмотренных статьёй 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Подлинность представленных документов и достоверность изложенных сведений Салехов В.Ф. подтвердил собственноручной подписью

По сообщению отдела по вопросам трудовой миграции, беженцев и вынужденных переселенцев УФМС России по ЯНАО - 27 ноября 2008 года Салехову В.Ф. было оформлено разрешение на работу на период действия с 25 ноября 2008 года по 24 ноября 2009 года по профессии <данные изъяты>. Уведомление о заключении трудового либо гражданско-правового договора с Салеховым В.Ф. с 22 декабря 2008 года поступило от индивидуального предпринимателя Ханшиева А.А. 20 января 2009 года. Данные сведения подтверждаются представленным разрешением на работу, историей работодателей.

Таким образом, несообщение иностранным гражданином сведений об осуществлении трудовой деятельности - в графе 12 заявления следует расценивать как предоставление о себе заведомо ложных сведений.

Из анализа выше приведённых норм следует, что подпунктом 4 пункта 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не установлено каких-либо дополнительных условий, кроме одного, что разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы, либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявитель сообщил о себе заведомо ложные сведения.

В судебном заседании установлено, что УФМС России по ЯНАО, отказывая Салехову В.Ф. в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации на основании подпункта 4 пункта 1 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», действовало в строгом соответствии с законом. Судом установлено, что решение вынесено уполномоченным должностным лицом, в установленных порядке и форме.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение УФМС России по ЯНАО от 27 сентября 2011 года об отказе Салехову В.Ф. в выдаче разрешения на временное проживание является законным, в связи с чем, требования заявителя не подлежат удовлетворению судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Салехова В.Ф. о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, путём подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение суда изготовлено 31 октября 2011 года.

Председательствующий                             Т.Ю. Щепкина