Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
31 октября 2011 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Щепкиной Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания: Евменовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1883 по исковому заявлению прокурора города Новый Уренгой в интересах истицы Ш. к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Новый Уренгой, действуя в интересах истца Ш., обратился в Салехардский городской суд с иском к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа и Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение, мотивировав требования тем, что Ш. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, так как её родители по решению суда лишены родительских прав, в связи с чем, истица принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включена в список нуждающихся в жилых помещениях, собственного и закреплённого жилья не имеет, и приобрела в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом формам, потребность в обеспечении жильем возникла с ДД.ММ.ГГГГ - по достижению её 18 лет, однако до настоящего времени Ш. жилое помещение не предоставлено.
В иске прокурор города Новый Уренгой просил возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставить лицу из числа детей-сирот Ш. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования г. Новый Уренгой, отвечающее установленным жилищным законодательствам требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард Мосиявич О.В., действующая по поручению прокурора города Новый Уренгой Ольгина А.Н., на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в заявлении, возражала против предоставления ответчику срока для исполнения решения на 2 месяца, пояснив, что указанные вопросы могут решаться в порядке исполнительного производства.
Истица Ш. в судебном заседании участия не принимала, ходатайствовала о проведении судебного заседания без её участия, направила письменное заявление, в котором указала, что желает получить жилое помещение в городе Новый Уренгой, заключить мировое соглашение на предложенных ответчиками условиями, не желает.
Представитель ответчиков Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа и Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Колесников Д.В., действующий на основании доверенностей, указал, что истица Ш. принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, и включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей на 2011 год. Поскольку на сегодняшний момент у истицы возникло право на обеспечение её жильем, как лица из числа детей-сирот, ответчиком было выписано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья в г. Новый Уренгой в связи с отсутствием свободных жилых помещений необходимой площади на территории данного муниципального образования. Но поскольку истица отказалась получить жилищную субсидию, а просит предоставить её жилое помещение, просил суд на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, установить срок 2 месяца, необходимый для совершения Правительством ЯНАО и уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа действий по исполнению решения суда, так как на сегодняшний день в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади в г. Новый Уренгой.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования г. Новый Уренгой в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард и представителя ответчиков, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать ФИО1 лишена родительских прав в отношении дочери по решению Усть-Таркского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО5 также лишен родительских прав в отношении истицы по решению Калачинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы Администрации Калачинского района от 11.10.1994 года №
было установлено опекунство над несовершеннолетней Р., опекуном назначена ФИО4
Распоряжением Администрации муниципального образования город Новый Уренгой от 25.02.2011 года №-р истица Ш. поставлена на учёт нуждающихся в жилых помещениях, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011 год на территории муниципального образования город Новый Уренгой.
05 сентября 2011 года Ш.. обратилась к прокурору г. Новый Уренгой с заявлением о защите её нарушенных прав и законных интересов как нуждающейся в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования город Новый Уренгой, путём обращении в суд в защиту его интересов.
Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что Ш. состоит в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2011 год на территории Ямало-Ненецкого автономного округа под номером «173», потребность в обеспечении жильем у неё возникла 04 июня 2006 года.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании, Ш. собственного и закреплённого жилья не имеет, зарегистрирована в квартире, принадлежащей на праве собственности родственнику её мужа ФИО3 на основании договора передачи жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, где также зарегистрированы ещё шесть человек, что также подтверждается справками из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Комитета по образованию администрации Калачинского муниципального района Омской области, Новоуренгойского филиала ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации», Ново-Уренгойского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО.
Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Ш. приобрела право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиками, что Шульга М.А. в установленном порядке была включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потребность в обеспечении жилым помещением у истицы возникла ДД.ММ.ГГГГ по достижению ею 18 лет и прекращению учрежденной над ней опеки, однако истица жильем до настоящего времени не обеспечена.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства, обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истице жилого помещения соблюдены: Ш. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включена в список нуждающихся в жилых помещениях, закрепленного и собственного жилья не имеет, однако до настоящего времени жильём не обеспечена, тогда как такое право у неё возникло ДД.ММ.ГГГГ, после достижения ею 18 лет и прекращения опеки, следовательно, жилищные права истицы были нарушены.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истицы на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, наличия либо отсутствия свободных жилых помещений, поскольку потребность в обеспечении жильем возникла в июне 2006 года, после прекращения над ней опеки, установленной Постановлением Главы Администрации Калачинского района от 11.10.1994 года №.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.
Вместе с тем, обязанность по обеспечению жильем необходимо возложить на Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, поскольку дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, так как в соответствии со ст. 11 Закона ЯНАО от 25.05.2010 г. № 57-ЗАО «О Правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа» полномочия по составлению проекта окружного бюджета, обеспечение исполнения окружного бюджета осуществляется Правительством ЯНАО.
Разрешая ходатайство представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда на 2 месяца, суд полагает необходимым отказать в его удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные в решении суда действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Так, заявляя указанное ходатайство, представитель ответчиков указал, что в настоящее время в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади, и в случае удовлетворения иска необходимо будет разместить государственный заказ на приобретение в собственность автономного округа жилого помещения, зарегистрировать и оформить право собственности автономного округа на приобретенное жилое помещение в собственность государственного жилищного фонда, а затем заключить договор социального найма с истицей Шульга М.А., однако письменных доказательств, подтверждающих данные доводы, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, суду не представил.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Новый Уренгой в интересах истицы Ш. к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, - удовлетворить.
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Ш. по договору социального найма благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в черте города Новый Уренгой, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В удовлетворении исковых требований к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа отказать.
Ходатайство представителя ответчиков об установлении срока исполнения решения суда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путём подачи кассационной жалобы, представления через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение суда изготовлено 03 ноября 2011 года.
Председательствующий Т.Ю. Щепкина