Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
09 ноября 2011 года Салехардский городской суд в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания: Ассмус Э.А.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Тазовского района в интересах А к администрации Тазовского района, Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тазовского района обратился в суд в интересах А с иском к администрации Тазовского района, Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения. Требования прокурора Тазовского района мотивированы тем, что А. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, так как его мать З лишена родительских прав решением Пуровского районного суда от 16.03.2004 года, отец С лишен родительских прав решением Пуровского районного суда от 10.12.2003 года, в связи с чем, истец принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, включен в списки нуждающихся в жилых помещениях, собственного и закрепленного жилья не имеет, приобрел в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом формам, потребность в обеспечении жильем возникла с 24.02.2011 года, однако до настоящего времени не обеспечен жилым помещением. В иске прокурор просил возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставить А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории п. Тазовский Тазовского района.
В судебное заседание прокурор Мосиявич О.В. представила заявление прокурора Тазовского района об отказе от заявленных требований.
Истец в судебное заседание не явился, извещен по последнему известному месту жительства, согласно сведений, указанных прокурором Тазовского района в исковом заявлении.
Представитель ответчика Правительства ЯНАО Колесников Д.В., действующий на основании доверенности не возражал против прекращения производства по делу в связи с отказом прокурора от иска.
Представитель ответчика Администрации Тазовского района извещен надлежащим образом, в суд не явился.
Заслушав пояснения лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц в соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ, так как отсутствует соответствующее заявление процессуального истца – Афанасьева Н.С.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что А 24.02.1993 г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать З лишена родительских прав решением Пуровского районного суда от 16.03.2004 года, отец С лишен родительских прав решением Пуровского районного суда от 10.12.2003 года.
Распоряжением главы Пуровского района ЯНАО от 20.09.2011 года №1016-р А определен в детский дом п. Кировский Исетского района Тюменской области на полное государственное обеспечение.
Распоряжением администрации Тазовского района от 16.10.2008 года №1322-р А, Я назначена попечителем.
30.03.2011 года А. распоряжением администрации муниципального образования Тазовский район поставлен на очередь на внеочередное получение жилого помещения, с 24.02.2011 года.
11.06.2011 года А обратился к прокурору Тазовского района с заявлением о защите его жилищных прав и обращении в его интересах в суд с исковым заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма на территории п. Тазовский Тазовского района.
Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что А состоит в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2011 год на территории Ямало-Ненецкого автономного округа под номером «53», потребность в обеспечении жильем у него возникла 24.02.2011 года.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании, А собственного и закрепленного жилья на территории п. Тазовский Тазовского района не имеет, зарегистрирован по адресу: п. Тазовский, ул. __, д. 16, корп.1, кв. 15, где кроме него зарегистрированы ещё 6 человек.
Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» А приобрел право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что А в установленном порядке был включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потребность в обеспечении жилым помещением у истца возникала после достижения им совершеннолетия в марте 2011 года.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения соблюдены: А 24.02.1993 г.р. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включен в список нуждающихся в жилых помещениях, закрепленного и собственного жилья не имеет, однако до настоящего времени жильём не обеспечен, тогда как такое право у него возникло в феврале 2011 года, с момента достижения совершеннолетия, следовательно, жилищные права истца были нарушены.
Согласно заявления А, предоставленного прокурору 11.06.2011 года, он выразил волю на обращение в его интересах в суд с требованием о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма на территории п. Тазовский Тазовского района, во внеочередном порядке.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, поскольку потребность в обеспечении жильем возникла в феврале 2011 года.
Вместе с тем, согласно Постановления Правительства ЯНАО от 26.09.2011 года №664-П «Об утверждении порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» социальная выплата предоставляется детям-сиротам, включенным в Список N 3 - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений (на соответствующий год) (далее - Список), в порядке очередности включения в Список (за исключением детей-сирот, которым предоставлено жилое помещение по договорам социального найма) в году, на который составлен Список, в следующих случаях:
1) если торги по приобретению для детей-сирот жилых помещений признаны несостоявшимися;
2) если до окончания финансового года осталось менее 3-х месяцев;
3) если дети-сироты были включены в Список после 01 июня текущего года (внесены уточнения в Список);
4) непредоставление детям-сиротам жилого помещения в течение 2 месяцев ввиду отсутствия в государственном жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) необходимого жилого помещения по договору социального найма жилого помещения с момента:
- окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа;
- прекращения опеки (попечительства);
- окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Представитель ответчика Правительства ЯНАО Колесников Д.В. представил в судебном заседаний заявление А. о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на территории города Тюмень от 11 августа 2011 года и свидетельство праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья от 25 октября 2011 года № 215, выданное А.
Согласно Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» п.4 ч.1 ст.15 граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в случаях получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Судом установлено, что истцом реализовано гарантированное ему законом право на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицом из числа детей-сирот путем получения социальной выплаты на приобретение жилья в установленном порядке, поэтому он не является нуждающемся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
При указанных обстоятельствах суд находит требования прокурора Тазовского района о предоставлении вне очереди изолированного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 м.кв. А, не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Прокурора Тазовского района в интересах А к администрации Тазовского района, Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 ноября 2011 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков