Решение по гражданскому делу № 2-2112/2011 о возложении обязанностей проведения текущего ремонта крыши в жилом доме



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 ноября 2011 года                                                                                                     г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:             Гниденко С.П.

при секретаре судебного заседания:     ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Некоммерческому партнерству «Реформа ЖКХ» о понуждении к проведению текущего ремонта и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Некоммерческому партнерству «Реформа ЖКХ» о возложении обязанности выполнить текущий ремонт крыши жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также косметический ремонт потолков и стен в <адрес> указанного жилого дома; понуждении провести уборку мест общего пользования, в том числе чердачного помещения, а также установить электрические плафоны и почтовые ящики в местах общего пользования, выполнить ремонт перил на входном крыльце жилого <адрес> и взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

В обоснование иска указала, что проживает в <адрес> компанией данного жилого дома является НП «Реформа ЖКХ». Ответчик не исполняет обязанности по надлежащему содержанию жилого дома, не осуществляет ремонт крыши и иного общего имущества собственников жилого дома. Крыша жилого дома находится в неудовлетворительном состоянии - протекает, в результате чего ее жилому помещению причинен ущерб и требуется косметический ремонт потолков и стен в квартире. Неоднократные обращения к ответчику с заявлениями о проведении ремонта, оставлены последним без удовлетворения.

В судебном заседании истица на иске настаивала. Привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. Не представил суду сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В связи с чем, в силу положений ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ и с учетом мнения истицы дело подлежит рассмотрению в порядке заочного производства.

Представитель Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил в суд заключение, в котором полагал об удовлетворении заявленных истцом требований.

Заслушав объяснения истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1082 ГК РФ лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как следует из материалов дела, истец проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником указанного жилого помещения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, обслуживание жилого дома осуществляется управляющей организацией НП «Реформа ЖКХ».

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО, было установлено, что управляющей организацией НП «Реформа ЖКХ» не оказываются услуги по содержанию и ремонту общего имущества четырёх квартирного жилого <адрес>, а именно: крыша жилого дома требует текущего ремонта; в <адрес> жилого дома, в следствие протекания крыши, требуется провести косметический ремонт на кухне и в комнате; в местах общего пользования большое количество кирпича и различных бытовых предметов; в чердачном помещении находятся различные бытовые предметы; отсутствуют почтовые ящики в жилом доме; в местах общего пользования отсутствуют электрические плафоны; требуют ремонта периллы на входном крыльце в жилой дом.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО в адрес ответчика вынесено предписание об устранении в акте допущенных нарушений.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Салехарда от 26 июля 2011 года УК НП «Реформа ЖКХ» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергната наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, в связи с неисполнением требований предписания в установленный срок.

В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. (далее - Правила)

В соответствии с п. 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно п. 11 Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Согласно п. 42 указанных Правил, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между истицей и ответчиком заключен договор на предоставление коммунальных услуг, согласно условиям которого, последний обязался оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого <адрес>.

Как установлено судом, указанные требования законодательства, а также условия заключенного между сторонами договора, надлежащим образом ответчиком не исполняются, что подтверждается копиями акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписания от ДД.ММ.ГГГГ, а также постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

При указанных обстоятельствах заявленные истицей требования о возложении на НП «Реформа ЖКХ» обязанности выполнить текущий ремонт крыши жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; понуждении провести уборку мест общего пользования, в том числе чердачного помещения, а также установить электрические плафоны и почтовые ящики в местах общего пользования, выполнить ремонт перил на входном крыльце жилого <адрес> суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Обоснованными суд находит и требования истицы о возложении обязанности на ответчика проведения косметического ремонта потолков и стен в <адрес>, принадлежащей истице, в указанном жилом доме, поскольку как видно из исследованных судом материалов дела, а также копий фотоснимков жилого помещения, в результате протекания крыши дома, в квартире истицы имеются повреждения стен и потолка в виду их намокания. Таким образом, и учитывая, что повреждения в квартире истицы являются следствием ненадлежащего оказания ответчиком услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, то причиненный истице ущерб подлежит возмещению за счет управляющей организации, как лицом причинившим вред.

В соответствии со ст. 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров в том числе, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг.

Таким образом, к сложившимся между сторонами правоотношениям применяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст. 15 приведенного закона, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Таким образом, требования истицы о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда подлежат удовлетворению судом, поскольку факт нарушения прав потребителей путем ненадлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме установлен судом.

Вместе с тем заявленный истицей размер компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей суд находит завышенным и не соответствующим требованиям разумности и справедливости, а также последствиям нарушенного права, в связи с чем, подлежит уменьшению до <данные изъяты> рублей.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в бюджет муниципального образования город Салехард подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 198, 235 Гражданского процессуального кодекса, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Некоммерческому партнерству «Реформа ЖКХ» о понуждении к проведению текущего ремонта и компенсации морального вреда удовлетворить.

Обязать Некоммерческое партнерство «Реформа ЖКХ» выполнить текущий ремонт крыши жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также косметический ремонт потолков и стен в <адрес> указанного жилого дома.

Обязать Некоммерческое партнерство «Реформа ЖКХ» провести уборку мест общего пользования, в том числе чердачного помещения, а также установить электрические плафоны и почтовые ящики в местах общего пользования, выполнить ремонт перил на входном крыльце жилого <адрес>.

Взыскать с Некоммерческого партнерства «Реформа ЖКХ» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Некоммерческого партнерства «Реформа ЖКХ» в бюджет муниципального образования город Салехард государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Ответчик вправе подать в Салехардский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Стороны могут обжаловать решение в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                                                                      С.П. Гниденко