Решение по гражданскому делу № 2-1890/2011 о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

17 ноября 2011 года                                                                                   г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:         Гниденко С.П.,

при секретаре судебного заседания:    ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Новый Уренгой в интересах ФИО3 к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Новый Уренгой, действуя в интересах истца ФИО3, обратился в суд с иском к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение, мотивировав свои требования тем, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, так как ее мать ФИО1 решением Новоуренгойского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года была лишена родительских прав, в последствии умерла, а отец юридически отсутствует. Истица принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включена в список нуждающихся в жилых помещениях, собственного и закрепленного жилья не имеет, приобрела в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом формам, потребность в обеспечении жильем возникла ДД.ММ.ГГГГ - в связи с достижением совершеннолетия и прекращением установленного над ней попечительства, однако до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.

В иске прокурор просил возложить на Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа обязанность предоставить лицу из числа детей-сирот ФИО3 вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров в границах муниципального образования <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард ФИО5 на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, против предоставления ответчику срока исполнения решения суда до 2 месяцев, возражала.

Истец ФИО3 в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика – Правительства ЯНАО, в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором указал, что ФИО3 принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, и включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей на 2011 год. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности истица не имеет, и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. Каких-либо нарушений жилищных прав истца со стороны Правительства ЯНАО не допущено. В случае удовлетворения иска, просил суд на основании ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, установить срок 2 месяца, необходимый для совершения Правительством ЯНАО и уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа действий по исполнению решения суда, так как на сегодняшний день в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади. Кроме того, просил признать департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу.

Представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования города Новый Уренгой в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения помощника прокурора города Салехард, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО1 в решением Новоуренгойского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении дочери, в последствии ДД.ММ.ГГГГ умерла, а отец юридически отсутствует.

Постановлением отдела образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО3 была установлена опека, попечителем назначена ФИО2, в связи с чем, ФИО3 выехала на постоянное место жительство опекуна в <адрес>. Приказом Управления образования муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет несовершеннолетних опекаемых» ФИО3 поставлена на учет в отдел опеки и попечительства, как проживающая под попечительством ФИО2, что следует из ходатайства Управления образования МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Как следует из материалов дела, ФИО3 распоряжением администрации муниципального образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ -р принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включена в список – список малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и список – внеочередников, малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в <адрес>, на 2011 год, и в последствии включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений в 2011 году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, где значится под номером «», с предоставлением жилого помещения на территории муниципального образования <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась к прокурору города Новый Уренгой с заявлением о защите ее нарушенных прав и законных интересов как нуждающейся в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования <адрес>, путём обращения в суд в защиту его интересов.

Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что ФИО3 состоит в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2011 год на территории Ямало-Ненецкого автономного округа под номером «», потребность в обеспечении жильем у неё возникла ДД.ММ.ГГГГ, а именно по достижении ею совершеннолетия и прекращения попечительства над ней.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. 2 ч. 2 и ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства.

Как установлено в судебном заседании, ФИО3 собственного и закрепленного жилья не имеет, что подтверждается копией справки Управления образования администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, справками Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО, ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации», проживает в <адрес> <адрес> в <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о регистрации по месту пребывания , выданного ОУФМС РФ по ЯНАО в <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам.

Следовательно, по смыслу приведённых положений законодательства ФИО3 приобрела право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.

Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.

В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.

Из материалов дела следует, что ФИО3 в установленном порядке была включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потребность в обеспечении жилым помещением у истицы возникала ДД.ММ.ГГГГ, а именно по достижении ею совершеннолетия и прекращения попечительства над ней.

Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.

Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы. При этом обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.

Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.

При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения соблюдены: ФИО3 является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, собственного и закреплённого жилья не имеет, впоследствии включена в список нуждающихся в жилых помещениях, однако до настоящего времени жильём не обеспечена, следовательно, жилищные права истицы были нарушены.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на внеочередное обеспечение жильём не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, наличия либо отсутствия свободных жилых помещений необходимой площадью, поскольку потребность в обеспечении жильем у нее возникла в ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истице жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Кроме того, как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 сентября 2011 года № 664-П «Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО3 было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья на территории Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Однако документального подтверждения о согласии ФИО3 на получении указанной социальной выплаты ответчиком не представлено.

Таким образом, заявленные прокурором требования к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении истице жилого помещения подлежат удовлетворению судом.

При этом, учитывая, что обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации, суд находит департамент строительства и жилищной политики ЯНАО не надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Разрешая ходатайство представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда на 2 месяца суд приходит к следующему.

Свои доводы представитель ответчика мотивирует тем, что в настоящее время в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади на территории <адрес>, что подтверждается письмом департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ , и в случае удовлетворения иска необходимо будет, заключить контракт с единственным поставщиком, так как торги по приобретению жилья для истицы не состоялись, а также зарегистрировать и оформить право собственности автономного округа на приобретенное жилое помещение в собственность государственного жилищного фонда, а затем заключить договор социального найма с ФИО3

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные в решении суда действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При указанных обстоятельствах, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда - 2 месяца, необходимый для совершения ответчиком действий по исполнению решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить ФИО3 по договору социального найма благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в границах муниципального образования <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ установить, что настоящее решение суда должно быть исполнено ответчиком в течение 2 (двух) месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы, представления через Салехардский городской суд.

Председательствующий                                                                С.П. Гниденко