ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
09 ноября 2011 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Щепкиной Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания: Евменовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2059 по исковому заявлению прокурора города Салехард в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Салехард о возложении обязанности принять меры к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры путём приобретения и установки средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Салехард обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Салехард о возложении обязанности принять меры к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры путём приобретения и установки средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, сообщив в обоснование своих требований, что прокуратурой города Салехард по заданию прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа была проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав инвалидов, в ходе проведения которой установлено, что светофор, расположенный на улице Республики, возле Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Салехард по ул. Республики, 47 не оборудован средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора.
В иске, ссылаясь на то, что органы местного самоуправления муниципального образования г. Салехард ненадлежащим образом исполняют свои полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также полномочия по созданию условий инвалидам беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, просил обязать Администрацию муниципального образования город Салехард принять меры к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры путём приобретения и установки средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, расположенного по адресу: ул. Республики, дом 47, возле Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Салехард.
В судебном заседании помощник прокурора Мосиявич О.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала и привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражала.
Ответчик Администрация муниципального образования город Салехард своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в деле имеется судебная повестка, однако о причинах неявки суду не сообщил.
В связи с этим, и в силу ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ дело подлежит рассмотрению в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», дано понятие социальной защиты инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно положений статьи 15 названного Закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с п. 5 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 56 ГПК РФ определяет, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела установлено, что на участке местности, расположенном на улице Республики, д. 47, возле здания Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Салехард установлен кнопочный светофор, который не имеет дублирующего звукового сигнала, что подтверждено протоколом осмотра местности от 04 сентября 2011 года, составленным помощником прокурора г. Салехард Мосиявич О.В., в присутствии понятого Ш., а также фототаблицей к нему.
При этом, возражений, а также доказательств того, что имеющийся светофор невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, суд находит заслуживающим внимания довод помощника прокурора Мосиявич О.В. о том, что органы местного самоуправления муниципального образования город Салехард ненадлежащим образом исполняют свои полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также полномочия по созданию условий инвалидам беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры - в части непринятия мер по приобретению и установке средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, расположенного на улице Республики, дом 47 города Салехард возле здания Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Салехард.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Салехард в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Салехард о возложении обязанности принять меры к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры путём приобретения и установки средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования город Салехард приобрести и установить средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, расположенного на улице Республики города Салехард возле здания Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Салехард, дома № 47.
Ответчик вправе подать в Салехардский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Стороны могут обжаловать решение в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Т.Ю. Щепкина