Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
03 ноября 2011 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи: Щепкиной Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания: Евменовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1841, 2-1842 по исковому заявлению прокурора города Салехард в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Салехард, муниципальному учреждению «Салехардская дирекция единого заказчика» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации вывоза бытовых и промышленных отходов и возложении обязанности по ликвидации свалки отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Салехард, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования город Салехард о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации вывоза бытовых и промышленных отходов с территории земельных участков площадью 10836, 7276 и 2205 квадратных метров, расположенных на территории муниципального образования город Салехард, в районе домов № 26 и № 29 по улице Лесозаводская, в кадастровом квартале №89:08:010107 и возложении обязанности на Администрацию муниципального образования город Салехард по ликвидации свалки отходов производства и потребления с территории указанных земельных участков, путём вывоза отходов на санкционированный полигон отходов – возбуждено гражданское дело № 2-1841.
По определению судьи Салехардского городского суда от 19 октября 2011 года гражданское дело № 2-1842 по исковому заявлению прокурора города Салехард в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Салехард о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации вывоза бытовых и промышленных отходов и возложении обязанности по ликвидации свалки отходов производства и потребления, с территории земельных участков площадью 897 и 1303 квадратных метров, расположенных на территории муниципального образования город Салехард, рядом с домом № 6 по улице Лесозаводская, в кадастровом квартале №89:08:010107, путём вывоза отходов на санкционированный полигон отходов было соединено с гражданским делом № 2-1841 (л.д. 55-56).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой города Салехард во исполнение п. 5 плана работы на второе полугодие 2011 года, проведена проверка соблюдения земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что перечисленные земельные участки захламлены твёрдыми бытовыми отходами: битое стекло, пришедшая в негодность одежда и т.д., промышленными отходами: строительные материалы, металлолом и т.д. Непосредственная очистка данного земельного участка не производится.
Далее прокурор сообщает, что неисполнение Администрацией муниципального образования г. Салехард своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории земельных участков привело к нарушению прав жителей г. Салехард на благоприятную окружающую среду.
При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле для дачи заключения по существу спора привлечено Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО; в качестве третьего лица - Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО.
Определением Салехардского городского суда от 29 сентября 2011 года по ходатайству представителя ответчика Администрации муниципального образования г. Салехард Егембердиевой Д.Т. к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное учреждение «Салехардская дирекция единого заказчика» (л.д. 47-48, 91-92).
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард Мосиявич О.В. и помощник прокурора г Салехард Кугаевский А.А. на удовлетворении исковых требований настаивали, привели доводы, изложенные в исковом заявлении и в дополнении к исковому заявлению.
Представители ответчика Администрации муниципального образования г. Салехард Шишкин В.Н. и Егембердиева Д.Т., действующие на основании доверенностей, с иском не согласились. Суду пояснили, что бездействие со стороны Администрации отсутствует, ведётся активная работа по вывозу отходов с территории русла реки Полуй, где находится улица Лесозаводская. В настоящее время разработана и утверждена долгосрочная программа по расчистке водоохраной зоны реки Полуй в границах муниципального образования город Салехард. Проведены научно-исследовательские работы по теме: «Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Полуй, Полябта, Шайтанка в границах населенного пунка г. Салехард». Указали, что выполнение работ по расчистке береговой линии реки Полуй требует значительных расходов для бюджета муниципального образования. Разработана окружная долгосрочная целевая программа «Использование и охрана водных объектов в Ямало-Ненецком автономном округе на 2012-2016 годы», которая в настоящее время находится на согласовании, для привлечения средств окружного бюджета (софинансирования). Для ликвидации всех несанкционированных свалок необходимо включение этих расходов в бюджет, утверждение бюджета, проведение торгов для размещения заказа на выполнение работ по ликвидации свалок, так как объём работы очень большой.
Представитель ответчика муниципального учреждения «Салехардская дирекция единого заказчика» Закревская С.Э. суду пояснила, что образование несанкционированных свалок происходит ежедневно, поэтому их не успевают убирать. Часть улицы Лесозаводская от свалок уже очистили, на это выделялись бюджетные средства. Администрацией муниципального образования город Салехард и муниципальным учреждением «Салехардская дирекция единого заказчика» принимаются все необходимые меры по организации ликвидации свалок в рамках бюджетного лимитирования. Вся территория по улице Лесозаводская будет убрана в следующем году.
В качестве специалиста в порядке ст. 188 ГПК РФ в судебном заседании опрошена заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Департамента градостроительства и городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард Кондратенко И.Ф., которая пояснила, что в её должностные обязанности входит в том числе реализация региональных программ с сфере экологии и благоустройства города, дача оценки экологической ситуации на территории города и информирование организаций и индивидуальных предпринимателей по вопросам экологии, по вопросам сбора, вывоза и утилизации переработки бытовых и промышленных отходов. В судебном заседании пояснила, что территория земельных участков в районе домов № 26 и № 29 по улице Лесозаводская попадает в водоохранную зону, но вся территория русла реки Полуй будет убрана от свалок Администрацией города, поскольку указанные земельные участки не сформированы и границы чётко не определены, собственность на эти земельные участки не разграничена. Работу необходимо проводить большую, так как этот участок - «это объект прошлого экологического ущерба», то есть эти свалки образовались много лет назад. Администрация города всю зону реки Полуй уберёт постепенно, так как тех денежных средств, которые выделяются из бюджета, недостаточно для одновременной уборки всех несанкционированных свалок. Пояснила, что земельный участок в районе улицы Лесозаводская, дом 3, рядом с домом № 6 на сегодняшний день убран.
Также в качестве специалиста в судебном заседании был опрошен юрист отдела земельного контроля Управления земельных отношений Департамента имущественных и земельных отношений Администрации муниципального образования г. Салехард Яковлев Д.А., который пояснил, что совместно с помощником прокурора города Салехард Кугаевским А.А. 11 августа 2011 года он производил осмотр и обмеры земельных участков на улице Лесозаводская, которые захламлены мусором и отходами. Обмеры этих участков произведены примерные, схематично, относительно строений, дороги и береговой линии, с учётом расположения самого мусора, а затем с использование компьютерной техники эти участки были изображены на карте.
Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО Власов И.В. дал заключение по существу спора, из которого следует, что в соответствии с федеральным законодательством вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов находятся в ведении органов местного самоуправления. Указал, что бытовые и промышленные отходы не должны скапливаться в неустановленных местах, так как любые отходы как биологические, так и химические могут нанести существенный вред здоровью человека и окружающей среде, поскольку при их разложении выделяются различные химические вещества. Кроме того, в местах скопления бытового мусора могут выводиться грызуны, которые являются разносчиками различных инфекционных заболеваний. Полагал требования прокурора обоснованными, поскольку проблема несанкционированных свалок актуальная.
Третье лицо - Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, своего представителя в суд не направил, извещён надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, специалистов, заключение представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Указанное право граждан также гарантированно ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как следует из материалов дела, актами осмотра, составленными 11 августа 2011 года помощником прокурора города Салехард Кугаевским А.А., в присутствии заместителя начальника Управления экологической экспертизы и охраны окружающей среды - начальника отдела государственного экологического контроля Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Любайкина В.И., инспектора муниципального земельного контроля Управления земельных отношений Департамента имущественных и земельных отношений Администрации муниципального образования г. Салехард Яковлева Д.А., установлен факт захламления земельных участков на территории муниципального образования город Салехард, в районе домов № 26 и № 29 по улице Лесозаводская в кадастровом квартале № 89:08:01 01 07, а именно, земельного участка № 1 площадью 10836 квадратных метров, земельного участка № 2 площадью 7276 квадратных метров, земельного участка № 3 площадью 2205 квадратных метров; а также земельного участка рядом с домом № 6 по улице Лесозаводская - земельный участок № 1 площадью 897 квадратных метров и земельный участок № 2 площадью 1303 квадратных метров - твёрдыми бытовыми отходами: битое стекло, пришедшая в негодность одежда и т.д., промышленными отходами: строительные материалы, металлолом и т.д. Непосредственная очистка данных земельных участков не производится. Осмотр произведён с использованием фотосъёмки, линейное измерение и расчёт площади произведены при помощи компьютерной техники (л.д. 6, 62).
Указанные обстоятельства в совокупности подтверждаются фотоснимками территории земельного участка с расположенными на нём отходами, приложениями к акту проверки соблюдения земельного законодательства об обмерах земельного участка, топосъёмками и космосъёмками, схемой границ земельного участка ориентировочной площадью 92476 квадратных метров в районе домов № 3, 6, 26 и 29 по улице Лесозаводская (л.д. 7-12, 63-68, 109, 110-111).
Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 указанного закона, вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно частям 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу положений названного закона, хранение отходов должно осуществляться на специальных объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
25 ноября 2010 года Администрацией муниципального образования город Салехард принято постановление № 355 «Об утверждении порядка сбора, вывоза, утилизации, переработки и размещения бытовых и промышленных отходов в городе Салехард», в целях обеспечения экологической безопасности и конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также улучшения санитарно-экологического состояния города. Пунктом 1.13 названного постановления предусмотрено, что работу по ликвидации несанкционированных свалок, стихийно возникающих на территориях города, не закреплённых за физическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, организует муниципальное учреждение «Салехардская дирекция единого заказчика» (л.д. 32-41).
Согласно ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, доводы представителя ответчика Администрации муниципального образования г. Салехард о том, что лицом, ответственным за ликвидацию несанкционированных свалок, является муниципальное учреждение «Салехардская дирекция единого заказчика» является несостоятельным, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 24 ч. 1 ст. 16 Закона - организация утилизации и переработка бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
Из приведенных выше правовых актов следует, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, отнесена к компетенции органов местного управления, и в данном случае именно на Администрацию муниципального образования город Салехард федеральным законодательством возложена обязанность по организации ликвидации свалок отходов производства и потребления.
В связи с чем, в удовлетворении исковых требований к муниципальному учреждению «Салехардская дирекция единого заказчика» надлежит отказать.
Статьей 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которые не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, в условиях и способами, которые должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Более того, СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденный Минздравом СССР № 4690-88 от 05 августа 1988 года определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с Генеральной схемой очистки населённого пункта. Этими правилами запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается. На земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки), должно быть согласование местных учреждений санитарно - эпидемиологической службы – п. 3.3. Правил.
Вместе с тем, возложенная законом на ответчика Администрацию муниципального образования город Салехард обязанность надлежащим образом им не исполняется, поскольку факт захламления земельных участков на территории муниципального образования город Салехард в районе домов № 6, 26 и 29 по улице Лесозаводская установлен судом, а доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, в судебное заседание не представлено.
Как видно из представленных ответчиком фотографий, мусор с участка по улице Лесозаводская дом 3 - в районе дома № 6 убран частично, из-под снежного покрова видны остатки строительного мусора.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Так, в судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что Администрация муниципального образования город Салехард обязана организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов производства и потребления в соответствии с Федеральным законодательством и Санитарными Правилами.
При рассмотрении настоящего гражданского дела установлено, что земельные участки на территории муниципального образования город Салехард в кадастровом квартале № 89:08:01 01 07, в районе домов № 26 и № 29 по улице Лесозаводская: площадью 10836, 7276 и 2205 квадратных метров; а также рядом с домом № 6 по улице Лесозаводская (на месте бывшего дома № 3) площадью 897 и 1303 квадратных метров захламлены твёрдыми бытовыми отходами: битое стекло, пришедшая в негодность одежда и т.д., промышленными отходами: строительные материалы, металлолом и т.д., при этом, перечисленные земельные участки под размещение свалки для размещения отходов не отведены, в связи с чем, в соответствии с действующим законодательством требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению, иное противоречило бы нормам Конституции Российской Федерации и Федеральному законодательству «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу положений абз. 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, в судебном заседании установлено, что земельные участки в районе русла реки Полуй, в том числе по улице Лесозаводская не сформированы и их границы чётко не определены, собственность на эти земельные участки не разграничена, в связи с чем, пользование этими участками осуществляет Администрация муниципального образования город Салехард.
Суд не принимает доводы представителя ответчика Администрации муниципального образования город Салехард о том, что в настоящее время денежных средств, выделяемых из бюджета на ликвидацию несанкционированных свалок, недостаточно для их уборки, поскольку, отсутствие в бюджете денежных средств не освобождает от решения вопросов местного значения, отнесенных к компетенции муниципального района (городского округа).
Разрешая требования прокурора в части признания незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер по организации вывоза бытовых и промышленных отходов с территории земельных участков, суд приходит к следующему.
В подтверждение доводов о том, что Администрацией муниципального образования город Салехард предпринимаются меры для организации ликвидации свалок, расположенных на территории русла реки Полуй, вывоза с них бытовых и промышленных отходов, и что они не бездействуют, суду представлены следующие документы: контракты на выполнение работ по расчистке водоохраной зоны реки Полуй в границах муниципального образования город Салехард, в том числе в районе улицы Лесозаводская в кадастровом квартале 89:08:01 01 07; протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме по выполнению работ по расчистке водоохраной зоны реки Полуй в границах муниципального образования город Салехард в 2011 году; наличие проекта ведомственной целевой программы «Очистка городских территорий от несанкционированных свалок мусора, организация сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории муниципального образования город Салехард в 2012 году», письменные обращения о выделении финансирования для проведения работ по уборке несанкционированных свалок мусора и включении в план на 2012 год, в том числе по улице Лесозаводская, и составление реестров по финансированию этой программы в размере 128180,130 рублей.
Кроме того, по муниципальному заказу Учреждением Российской академии наук институтом проблем управления в рамках научно-исследовательской работы проведены инженерно-гидрологические изыскания, определены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Полуй, Шайтанка, Полябта и их притоков в границах населённого пункта город Салехард, и определён комплекс природоохранных мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, благоустройству полигона для размещения твёрдых бытовых отходов города, очистке русла рек, проведению ежегодной очистки берегов в границах муниципального образования до начала паводков, для исключения случаев попадания бытовых отходов и мусора в реки.
Также экологической компанией «Регион» проведена оценка воздействия на окружающую среду при проведении работ по расчистке русла реки Полуй и проведении дноуглубительных работ в границах муниципального образования город Салехард от 2010 года. В целях расчистки указанных участков, составлено экспертное заключение и проектно-сметная документация.
Более того, как следует из письма директора Департамента природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 октября 2011 года, в проект окружной долгосрочной целевой программы «Использование и охрана водных объектов в Ямало-Ненецком автономном округе на 2012-2016 годы» включено мероприятие по расчистке русла реки Полуй, дноуглубительные работы в границах муниципального образования город Салехард». Общий объём финансирования данного мероприятия составляет 17283 тыс.рублей, ориентировочные сроки реализации мероприятия - 2012 год. В настоящее время проект окружной долгосрочной целевой программы «Использование и охрана водных объектов в Ямало-Ненецком автономном округе на 2012-2016 годы» проходит согласование с заинтересованными лицами.
При таких обстоятельствах, суд находит заслуживающим внимания довод представителя ответчика о том, что для ликвидации всех несанкционированных свалок необходимо включение этих расходов в местный бюджет, затем следует стадия утверждения бюджета, проведение торгов для размещения заказа на выполнение работ по ликвидации свалок.
Таким образом, ликвидация свалок представляет определённый процесс, который также предполагает соблюдение установленной нормами федерального и регионального законодательства, нормативными актами органами местного самоуправления - процедуры.
Анализируя изложенное, суд находит установленным, что муниципальным образованием город Салехард ведётся работа по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для вывода о том, что ответчик не принимает мер по ликвидации несанкционированных свалок.
При указанных обстоятельствах, заявленные прокурором требования в части признания незаконным бездействия Администрации муниципального образования город Салехард в непринятии мер по организации вывоза бытовых и промышленных отходов с указанных выше земельных участков, суд находит не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию муниципального образования город Салехард ликвидировать свалки отходов производства и потребления с территории земельных участков площадью 10836, 7276 и 2205 квадратных метров, расположенных на территории муниципального образования город Салехард, в районе домов № 26 и № 29 по улице Лесозаводская, в кадастровом квартале №89:08:010107, и с территории земельных участков площадью 897 и 1303 квадратных метров, расположенных на территории муниципального образования город Салехард, рядом с домом № 6 по улице Лесозаводская, в кадастровом квартале №89:08:010107, путём вывоза отходов на санкционированный полигон отходов.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Салехард в части признания незаконным бездействия Администрации муниципального образования город Салехард, выразившегося в непринятии мер по организации вывоза бытовых и промышленных отходов, и в части исковых требований к муниципальному учреждению «Салехардская дирекция единого заказчика» - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы, прокурором представления через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение суда изготовлено 08 ноября 2011 года.
Председательствующий Т.Ю. Щепкина