Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
23 ноября 2011 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гниденко С.П.
при секретаре: ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Салехарда, действующего в инетерсах ФИО3, к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлеии жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Салехарда, действуя в интересах ФИО3, обратился в суд с иском к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указал, что ФИО2 является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации муниципального образования город Салехард от ДД.ММ.ГГГГ истец был направлен в <адрес> вспомогательную школу-интернат, затем в 2004 году определен в МОУ «Детский дом <данные изъяты>. На первоначальном учете лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, также истец не включен в список № 3 на внеочередное получение жилых помещений. В собственности, либо на иных законных основаниях, жилья не имеет. ДД.ММ.ГГГГ истец достиг совершеннолетия. С 2005 года по 2006 год обучался в Государственном профессиональном училище № № С 2006 года по 17 июня 2011 года отбывал наказание в местах лишения свободы. Таким образом, право на внеочередное предоставление жилого помещения у него возникло в 2006 году. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
В судебном заседании прокурор ФИО6 на иске настаивала, привела доводы, изложенные в нем.
Истец ФИО2 поддержал требования искового заявления.
Представитель ответчика - Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО7, действующий на основании доверенности, против иска возражал. Суду пояснил, что истец не признан в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, не включен в список № 3 на внеочередное предоставление жилого помещения. Кроме того, истец достиг 23 лет, в связи с чем, не является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (с последующими изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
В силу части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется вне очереди.
Как следует из материалов дела, решением Салехардского городского суда от 22 марта 1995 года, ФИО1 - мать истца ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишена родительских прав в отношении последнего.
Решением Салехардского городского суда от 12 октября 2000 года родительских прав в отношении истца также лишен его отец – ФИО2.
Постановлением администрации муниципального образования город Салехард от ДД.ММ.ГГГГ № № истец направлен в <данные изъяты> вспомогательную школу-интернат.
Постановлением администрации муниципального образования город Салехард от ДД.ММ.ГГГГ № № истец определен в МОУ «Детский дом <данные изъяты>, где находился по 06 апреля 2005 года, что также следует из справки от 26 мая 2006 года выданной указанным учреждением.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно справке ГОУ СПО ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж», а также приказа от ДД.ММ.ГГГГ № №, истец обучался в данном образовательном учреждении <данные изъяты> и был отчислен из него в связи с окончанием обучения.
В период с 20 июня 2007 года по 17 июня 2011 года истец отбывал наказание в местах лишения свободы, что подтверждается справкой ФКУ ИК-№ <адрес>.
Из предоставленных материалов дела следует, что ФИО2 на учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях не состоит, и не включен в список № 3 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений. Кроме того, истец жилых помещений в собственности, либо на иных законных основаниях не имеет.
Доводы представителя ответчика об отсутствии правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения, в связи с тем, что он не признан нуждающимся в нем и не включен в список № 3, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку обязанность постановки указанной категории лиц на учет нуждающихся в жилых помещениях, возлагалось на органы опеки и попечительства, а потому право истца на реализацию его жилищных прав не может быть поставлено в зависимость от исполнения, либо не исполнения, указанными органами данной обязанности.
Нельзя признать состоятельным и довод представителя ответчика об отсутствии у истца права на предоставление жилого помещения, со ссылкой на его возраст, по следующим основаниям.
Действительно, гарантируемая лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижении лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей 23 летнего возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-х летнего возраста, не поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Жилищный кодекс РФ связывает право на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с моментом окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Истец не обеспечивался жильем после выпуска из детского дома, в том числе, окончания учебного заведения и освобождения из мест лишения свободы, жилых помещений в собственности не имеет.
При таких обстоятельствах, ФИО2 имеет право на внеочередное предоставление жилья, либо получение субсидии на приобретение (строительство) жилья, поскольку такое право у него возникло, следовательно исковое заявление подлежит удовлетворению.
Обстоятельство того, что за истцом закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, не может повлиять на выводы суда об удовлетворении иска, поскольку как следует из материалов дела общая площадь указанного жилого помещения составляет, 41,9 кв.м., жилая – 23,1 кв.м, в квартире помимо истца зарегистрированы и проживают четверо иных граждан. Таким образом, площадь закрепленного за ним жилого помещения, составляет менее учетной нормы на одного человека проживающего в нем, а потому истец является нуждающимся в жилых помещениях.
Доводы представителя ответчика также не могут повлиять по существу на решение, поскольку, истец отнесен к льготной категории граждан, которые обеспечиваются жилищными правами по основаниям ст. 57 Жилищного кодекса РФ, то есть вне очереди, что в совокупности со статьей 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО не предполагает включение гражданина в какую – либо очередь и реализация данного права не должно ставиться в зависимость от времени постановки на учет.
Кроме того, в силу Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения, и следовательно должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.
При этом, обязанность по предоставлению жилья данной категории граждан в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» относится к расходным обязательства субъекта Российской Федерации, а потому должна быть возложена на Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить ФИО3 вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным правилам и иным требованиям, на территории города Салехарда общей площадью не менее 33 кв.м., по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья С.П. Гниденко