Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
1 декабря 2011 года Салехардский городской суд в составе:
председательствующего судьи: Долматова М.В.
при секретаре судебного заседания: Хакимовой З.У.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Салехарда в интересах Д. к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Салехард обратился в суд с иском Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах истицы Д. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, сообщив, что Д. ХХХ рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Д. не имеет закрепленного жилья, а также жилых помещений в собственности, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
В судебном заседании помощник прокурора города Салехард Кравцова Т.В. на удовлетворении исковых требований настаивала, привела основания и доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истица Д. в судебном заседании требования прокурора г. Салехард поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Правительства Ямало – Ненецкого автономного округа Чепурнов В.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что ответчиком не нарушены права истицы, так как ей не было отказано в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального, и указанная льгота будет ей предоставлена в соответствии со списком № 3 в порядке очередности.
Представитель третьего лица – администрации муниципального образования город Салехард Бондровский Д.Н., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что после обращения истицы, Д. была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, как сирота, однако, имелось ряд вопросов, которые необходимо было выяснить.
Заслушав объяснения прокурора, истицы, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ позволяет прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан с заявлением об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
При этом в абзаце 2 ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ содержится указание на то, что в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.
Прокурором представлено суду заявление Д. адресованное прокурору г. Салехард, в котором она просит обратиться в суд для защиты ее жилищных прав.
Таким образом, прокурором подтверждены его полномочия на подачу искового заявления в суд в интересах Д.
Прокурором заявлено требование о предоставлении Д. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма на состав семьи один человек.
В статье соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствие со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей» и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», в статье 10 которого указано, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по отдельным спискам, из них, список № 3 - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений. Органы опеки и попечительства ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений (не имеющих закрепленного жилого помещения и (или) нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ. Уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере в срок до 1 мая текущего года направляют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений, с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики.
Список № 3 формируется органом исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики, согласовывается с уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа по координации деятельности в сфере опеки и попечительства над детьми и утверждается Губернатором автономного округа по состоянию на 1 июля текущего года в срок до 15 июля текущего года.
В Список № 3 включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае наступления в году, следующем за текущим, обстоятельств, дающих право на внеочередное получение жилых помещений, а именно: окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно пункта 2 ч. 1 ст. 16 Закона «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что Д. ХХХ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Д. не имеет закрепленного жилья на условиях договора социального найма на территории Ямало – ненецкого автономного округа. В собственности жилых помещений истица также не имеет.
Согласно архивной выписке (л.д. 31), за Д.. закреплено жилое помещение на условиях договора социального найма в г. Кемерово, однако, согласно справке Администрации города Кемерова, и ордера на жилое помещение, закрепленное жильё составляет 18 кв.м. В указанном жилом помещении проживают на условиях договора социального найма Д. и Д. (л.д. 33). Также указанное обстоятельство подтверждается ордером на жилое помещение. Таким образом, закрепленное жилое помещение не соответствует учетной норме.
В связи с чем, истица нуждается в жилом помещении. Указанное обстоятельство, также подтверждается тем, что истица принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, нуждающихся в жилых помещениях, и включена в список на 2012 год.
В июне 2009 года истица окончила обучение в ГОУ ВПО «Ямальский агроэкономический техникум», снята с полного государственного обучения, что не оспаривается сторонами. В настоящее время истица обучается в ГОУ ВПО «Тюменская сельскохозяйственная академия» по заочной форме обучения, и не состоит на полном государственном обеспечении (л.д. 42, 43).
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, доводы прокурора о том, что Д. являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовала свое право на внеочередное обеспечение жильем, а такое право наступило в июне 2009 года нашли свое подтверждение.
При таких обстоятельствах и учитывая, что право на получение жилого помещения по договору социального найма наступило у Д. в 2009 году, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, исковые требования прокурора г. Салехард подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика не могут повлиять по существу на решение, поскольку, истица отнесена к льготной категории граждан, которые обеспечиваются жилищными правами по основаниям ст. 57 Жилищного кодекса РФ, то есть вне очереди, что в совокупности со статьями 16, 17 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, и реализация данного права не должна ставиться в зависимость от времени постановки на учет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Д., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение, в черте города Салехарда, отвечающее установленным нормам и требованиям, на условиях договора социального найма общей площадью не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий: /подпись/
Копия верна:
Судья М.В. Долматов