решение по гражданскому делу № 2-2262/2011 о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2262/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

29 ноября 2011 года Салехардский городской суд в составе:

Председательствующего судьи:         Долматова М.В.

при секретаре судебного заседания:        Хакимовой З.У.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Новый Уренгой в интересах К. к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Новый Уренгой обратился в суд с иском Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах истца К. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, сообщив, что К. ХХХ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

К. не имеет закрепленного жилья, а также жилых помещений в собственности, поставлен в список на получение жилья, как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

В судебном заседании прокурор города Новый Уренгой, истец К. представитель 3-его лица администрации муниципального образования города Новый Уренгой участия не принимали, о дате и времени рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие прокурора Новый Уренгой, истца К. представителя 3-его лица администрации МО г. Новый Уренгой.

В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард Мосиявич О.В. исковые требования прокурора город Новый Уренгой поддержала, привела основания и доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Правительства Ямало – Ненецкого автономного округа Колесников Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что ответчиком не нарушены права К. так как ему не было отказано в предоставлении жилья, и указанное жилое помещение будет ему предоставлено в соответствии со списком № 3 в порядке очередности.

Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 45 ГПК РФ позволяет прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан с заявлением об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

При этом в абзаце 2 ч. 3 ст. 131 ГПК РФ содержится указание на то, что в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.

Прокурором представлено суду заявление Кучубаева И.Э. от 3 ноября 2011 года, адресованное прокурору города, в котором он сообщил, что является лицом из числа детей-сирот, право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке возникло, жильем до сих пор не обеспечен, и просил обратиться в его интересах в суд с иском о предоставлении ему жилого помещения.

Таким образом, прокурором подтверждены его полномочия на подачу искового заявления в суд в интересах К.

Прокурором заявлено требование о предоставлении К. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно положений ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При этом обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей» и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», в статье 10 которого указано, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по отдельным спискам, из них, список № 3 - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений. Органы опеки и попечительства ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений (не имеющих закрепленного жилого помещения и (или) нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ. Уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере в срок до 1 мая текущего года направляют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений, с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики.

Список № 3 формируется органом исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики, согласовывается с уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа по координации деятельности в сфере опеки и попечительства над детьми и утверждается Губернатором автономного округа по состоянию на 1 июля текущего года в срок до 15 июля текущего года.

В Список № 3 включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае наступления в году, следующем за текущим, обстоятельств, дающих право на внеочередное получение жилых помещений, а именно: окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно пункта 2 ч. 1 ст. 16 Закона «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, в ст. 21 названного Закона закреплено, что право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья на территории автономного округа за счет средств окружного бюджета имеют категории граждан, указанные в части 1 статьи 16 указанного Закона. При этом жилищные субсидии предоставляются в порядке очередности согласно спискам, сформированным в соответствии с этим Законом и иными нормативными правовыми актами автономного округа.

Судом установлено, что К., ХХХ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

К. не имеет закрепленного жилья на условиях договора социального найма, а также в собственности жилых помещений.

К. принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, нуждающихся в жилых помещениях и состоит в списке на получение жилья на 2011 год.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, доводы прокурора о том, что К. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовал свое право на внеочередное обеспечение жильем, нашли свое подтверждение в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, и учитывая, что право на получение жилого помещения по договору социального найма наступило у К. в июне 2011 году, однако до настоящего времени он не реализовал свое право, исковые требования прокурора города Новый Уренгой подлежат безусловному удовлетворению.

Доводы представителя ответчика не могут повлиять по существу на решение, поскольку, истец отнесен к льготной категории граждан, которые обеспечиваются жилищными правами по основаниям ст. 57 Жилищного кодекса РФ, то есть вне очереди, что в совокупности со статьями 16, 17 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, и реализация данного права не должна ставиться в зависимость от времени постановки на учет.

руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного предоставить К. ХХХ года рождения жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, на условиях договора социального найма в городе Новый Уренгой, на состав семьи из одного человека, общей площадью не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение составлено 1 декабря 2011 года.

Председательствующий:    /подпись/

Копия верна:

Судья            М.В. Долматов