решение по делу № 2-1903 о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого дома аварийным



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    21 ноября 2011 года                             г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:     Щепкиной Т.Ю.,     

при секретаре судебного заседания:        Евменовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1903 по исковому заявлению Майер М.Л. к Администрации муниципального образования город Салехард о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого дома аварийным,

УСТАНОВИЛ:

    

Майер М.Л. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования город Салехард о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием занимаемого ею жилого дома аварийным, мотивировав свои требования тем, что она и её несовершеннолетние дети Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают в <адрес>, который был предоставлен Салехардским городским Советом народных депутатов её матери Николиной Г.И. по ордеру № 87 от 27 марта 1973 года. В соответствии с заключением Государственной жилищной инспекции о техническом состоянии жилого помещения от 07 октября 2005 года, в связи с неудовлетворительным состоянием дома рекомендовано рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании строения ветхим и аварийным. Согласно акта территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО, здание на момент обследования в 2005 году являлось аварийным и не пригодным для проживания. Дом 1934 года постройки, согласно акта обследования и заключения межведомственной комиссии № 10 от 27 апреля 2006 года, признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

Далее истица сообщает, что она и члены её семьи состоят на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в Администрации города Салехард с 04 июля 1995 года.

В иске, ссылаясь на ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Майер М.Л. просила суд обязать Администрацию муниципального образования город Салехард предоставить ей и членам её семьи вне очереди жилое помещение на условиях социального найма, в связи с признанием дома <адрес> аварийным.

На основании определения Салехардского городского суда от 25 октября 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены мать истицы Николина Г.И. и бывший муж истицы - Майер В.В.

В судебное заседание истица Майер М.Л. не явилась, ходатайствовала о проведении судебного заседания без её участия.

Представитель истицы Мухин В.П., действующий на основании доверенности, требования иска поддержал по изложенным в нём доводам, дополнив, что договор социального найма заключён не был, но законность вселения истицы в <адрес> подтверждена ордером на жилое помещение. Уточнил, что жилое помещение взамен непригодного для проживания должно быть предоставлено на состав семьи из трёх человек: Майер М.Л., и её дочери Е. и В., так как с Майер В.В. брак был расторгнут и членом семьи истицы он не является.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования город Салехард Пропащев Е.В., действующий по доверенности, исковые требования не признал и поддержал письменные возражения на иск, указал, что Администрация муниципального образования город Салехард не является надлежащим ответчиком по данному спору, так как не является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, и не может предоставить взамен другое жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 Жилищного кодекса РФ. Договор социального найма между истицей и Администрацией муниципального образования город Салехард не заключался. В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение малоимущим гражданам, однако сведений о признании истицы и членов её семьи малоимущими суду не представлено, и предоставление жилого помещения из муниципального жилого фонда приведёт к нарушению закона. В связи с чем, просил отказать в удовлетворении исковых требований. Прежний собственник дома - ОАО «Салехардский рыбоконсервный завод» ликвидирован и в надлежащем порядке не передал жилое помещение в собственность Администрации города, поэтому ответчик не мог его принять. Аварийным этот дом Администрация города не признавала.

В судебном заседании 16 ноября 2011 года третье лицо Майер В.В. суду пояснил, что с Майер М.Л. он не проживает фактически более 9 лет, брак расторгнут по решению мирового судьи в 2005 году. На основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, что является основанием для предоставления Майер М.Л. другого жилья.

Третье лицо Николина Г.Б. ходатайствовала о проведении судебного заседания без её участия. В письменном заявлении от 15 ноября 2011 года сообщила, что никаких имущественных претензий на <адрес> она не имеет.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании решения исполнительного комитета Салехардского городского Совета депутатов трудящихся от 23 марта 1973 года № 73 Николиной Г.И. на состав семьи из 3-х человек было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.

По адресу: <адрес>, по месту жительства зарегистрированы: Майер М.Л. с 14 декабря 1988 года, её дочери Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения - с 13 июля 1994 года рождения, и В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - с 10 марта 2004 года рождения, а также бывший муж истицы - В. с 09 июля 1993 года рождения, что подтверждается справкой из МУ «Салехардская дирекция единого заказчика».

Оценивая довод представителя ответчика о том, что истицей не представлен суду договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, а следовательно, и не подтверждена законность пользования указанным жилым помещением, - суд приходит к следующему.

В статье 5 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» установлено, что к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие - 1 марта 2005 года.

Часть 3 ст. 6 Жилищного кодекса РФ также устанавливает общие правила действия жилищного законодательства во времени и предусматривает, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

С учётом перечисленных обстоятельств и времени предоставления жилого помещения, а также времени регистрации истицы и членов её семьи по месту жительства по адресу: <адрес>, суд приходит к выводу о необходимости применения к возникшим правоотношениям также положений ранее действовавшего жилищного законодательства.

В судебном заседании установлено, что решением Салехардского городского суда от 03 февраля 2004 года на ОАО «Салехардский рыбоконсервный завод» возложена обязанность восстановить на балансе предприятия жилой <адрес>, для последующей передачи в муниципальную собственность.

Как следует из справки, выданной ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации», собственником жилого дома <адрес> является ОАО «Салехардский рыбоконсервный завод», которое в настоящее время ликвидировано.

Вместе с тем, распоряжением Администрации муниципального образования город Салехард от 12 июля 2004 года № 743-р «О приёме жилищного фонда в муниципальную собственность», в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 марта 1998 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунального назначения, находящихся на балансе предприятий, в муниципальную собственность», на основании решений Салехардского городского суда от 31 марта 2003 года и от 03 февраля 2004 года, указано ОАО «Салехардский РКЗ» оформить актами приёма-передачи объекты жилищного фонда, в том числе жилой дом по <адрес>, передать муниципальному учреждению «Служба заказчика ЖКХ», а муниципальному учреждению «Служба заказчика ЖКХ» осуществить приём жилого дома по акту приема-передачи.

Во исполнение указанного распоряжения, на основании акта приёма-передачи ОАО «Салехардский рыбоконсервный завод» в лице конкурсного управляющего Дубачевой Г.Н., действующего на основании решения арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, передал в муниципальную собственность муниципального образования город Салехард жилой одноэтажный дом по <адрес>. Акт утвержден и.о. председателя Комитета по управлению государственным имуществом Администрации ЯНАО 23 августа 2004 года.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что <адрес> в г. Салехард принят на обслуживание муниципальным учреждением, и следовательно, находится в ведении органов местного самоуправления.

Однако, представителем ответчика не приведено доказательств обратного.

Кроме того, суд учитывает, что издание Администрацией муниципального образования г. Салехард распоряжения от 12 июля 2004 г. № 743-р «О приеме жилищного фонда в муниципальную собственность» Муниципальным учреждением «Служба заказчика ЖКХ» было обусловлено исполнением постановления Правительства РФ от 07 марта 1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся на балансе предприятий, в муниципальную собственность».

Следовательно, после передачи жилого помещения в муниципальную собственность к спорным правоотношениям подлежат применению нормы о договоре социального найма, поскольку истица была вселена в дом на <адрес> в установленном порядке в качестве члена семьи нанимателя на основании ордера на жилое помещение № 87 от 27 марта 1973 года - согласно ст. 50 Жилищного кодекса РСФСР, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилого фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения, и как указано в ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР, единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение является ордер, - что породило права и обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения.

Несмотря на то, что истица и члены её семьи пользуются жилым помещением по <адрес> фактически на основании договора социального найма, и, следовательно, у них возник комплекс прав и обязанностей нанимателя жилого помещения, однако ответчиком неоднократно Майер М.Л. было отказано в заключении договора социального найма указанного жилого помещения со ссылкой на то, что дом <адрес> в реестре муниципального жилого фонда отсутствует.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 Постановления Администрации муниципального образования г. Салехард от 19 ноября 2003 года «Об установлении порядка заключения договоров социального найма жилых помещений с гражданами, имеющими регистрацию по постоянному месту жительства до 17 июля 1995 года» за гражданами, зарегистрированными в занимаемых жилых помещениях до 17 июля 1995 года, признано право на вселение на условиях социального найма.

При таких обстоятельствах, довод представителя ответчика о том, что истицей Майер М.Л. не подтверждена законность пользования указанным жилым помещением, а именно, на условиях договора социального найма, суд находит несостоятельным.

В частях 1 и 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ определено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, и как указано в ч. 1 и ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам, органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения, по договорам социального найма.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Статьёй 1 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Органы местного самоуправления на основании ст. 2 и 14 Жилищного кодекса РФ в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, посредствам предоставления в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма.

Статьёй 15 Жилищного кодекса РФ определено, что жилые помещения являются объектами жилищных прав. При этом жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ 28 января 2006 года принято постановление № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с пунктами 7, 49 и 51 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание жилого помещения непригодным для проживания граждан, аварийным и подлежащим сносу является межведомственная комиссия, решение межведомственной комиссии направляется в орган местного самоуправления. На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из анализа приведенных норм следует, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Статьёй 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п. 1 ч. 2 названной статьи, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод, что законодатель связывает обеспечение граждан жилым помещением по договору социального найма с наличием двух обязательных условий: признание занимаемого жилого помещения непригодным для проживания и признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях.

В судебном заседании установлено, что 07 октября 2005 года Государственной жилищной инспекцией Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа дано заключение о техническом состоянии жилого строения по адресу: <адрес>, 1934 года постройки, а именно, оценка технического состояния здания в целом неудовлетворительная и рекомендовано на межведомственной комиссии рассмотреть вопрос о признании строения ветхим или аварийным. В заключении имеется запись, выполненная начальником отдела эксплуатации МУ «Салехардская дирекция единого заказчика» МО г. Салехард о том, что дом принят 14 августа 2004 года в данном состоянии.

Из аналогичного акта Территориального управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу 28 сентября 2005 года и акта обследования помещения по <адрес>, составленного 27 апреля 206 года межведомственной комиссией, следует, что дом находится в муниципальной собственности, здание 1934 года, одноэтажное, фундамент - деревянные перегородки, наружные и внутренние капитальные стены бревенчатые, перегородки деревянные, крыша тесовая, отопление от групповой котельной, водоснабжение - привозная вода, надворный туалет, имеется искривление горизонтальных линий цоколя, неравномерная осадка, поражение древесной гнилью, искривление горизонтальных, вертикальных линий стен, цокольное поражение балок гнилью, прогибы чердачных балок, продуваемость и промерзание, искривление кровли, рассыхание оконных блоков, прогибы и уклоны полов, в связи с чем, комиссия пришла к выводу о том, что жилой дом по адресу: <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом.

13 февраля 2009 года межведомственная комиссия, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 приняла заключение о признании не соответствующим требования, предъявляемым к жилым помещениям, - <адрес>, непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Боле того, 25 апреля 2007 года Администрацией муниципального образования город Салехард сообщалось Майер М.Л. о том, что муниципальным учреждением «Салехардская дирекция единого заказчика» подготовлена заявка в конкурсную комиссию на проведение поддерживающих мероприятий ветхого жилищного фонда, и указано, что после определения победителя открытого конкурса в её доме будут произведены работы, обеспечивающие безопасные условия проживания; 10 октября 2008 года и 21 октября 2008 года заместитель главы Администрации города начальник Управления жилищной политики Пилюк Н.В. сообщал Майер М.Л. о том, что Администрацией города заказана в органах БТИ техническая документация на указанный дом, и после её изготовления в регистрационную службу будут сданы соответствующие документы для государственной регистрации права собственности, что данное жилое помещение принадлежало ОАО «Салехардский РКЗ» и в собственность муниципального образования город Салехард надлежащим образом не передано, что идёт процесс оформления права муниципальной собственности на данное жилое помещение.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилой дом <адрес> в установленном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 порядке и уполномоченным органом - межведомственной комиссией признан не пригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, и в данном случае, отсутствие распоряжения органа местного самоуправления с указанием о дальнейшем использовании этого жилого помещения, не может явиться препятствием к обеспечению условий для осуществления права истицы на благоустроенное жилище.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которых основывает свои требования или возражения относительно доводов другой стороны.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела установлено, что Майер М.Л. и члены её семьи - дочери Е. и В. с 04 июля 1997 года состоят на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, числятся в списке № 1 граждан, вставших на учёт до 1 марта 2005 года на получение жилья под номером «193», что видно из справки, выданной Управлением жилищной политики Администрации муниципального образования город Салехард, и подтверждается данными, содержащимися в учётном деле Майер М.Л.

Майер В.В., с которым истица состояла в браке с ДД.ММ.ГГГГ, членом семьи истицы не является, что подтверждается свидетельством о расторжении брака, из которого следует, что брак прекращён ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.

Из объяснений сторон следует, что бывший супруг истицы Майер В.В. также состоит на учёте граждан, нуждающихся в жилом помещении, отдельно от истицы, и в её состав семьи не включён и данный факт представителем ответчика не оспорен.

Ранее Майер М.Л. входила в состав семьи её бабушки А., которая 07 мая 2009 года была обеспечена социальной выплатой за счёт средств федерального бюджета для приобретения жилья, в связи с чем, очередь была переписана на её внучку Майер М.Л.

Судом также установлено, что матерью истицы является Николина Г.И., отчество которой было изменено в 1952 году на «Борисовна», в связи с установлением удочерения.

Николина Г.Б. является собственником квартиры по <адрес>, площадью 109,30 квадратных метров, на основании договора приватизации, которую она получила в 1993 году по месту работы в Салехардском рыбоконсервном заводе, на состав семьи из 6 человек: Н., муж К., дочери Л. и Н., мать А. и свекровь М.

Доказательств того, что указанное жилое помещение было предоставлено Николиной Г.Б. с учётом Майер М.Л. - ответчиком суду не представлено, приватизационное дело в отношении этого жилого помещения в муниципальном архиве Администрации города Салехард и в Государственном архиве Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют.

Довод представителя ответчика Пропащева Е.В. о том, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено только малоимущим гражданам, и что сведений о признании истицы и членов её семьи малоимущими суду не представлено, суд находит не заслуживающим внимания, так как статьёй 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» определено, что граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Тогда как, при рассмотрении настоящего гражданского дела установлено и не оспаривалось ответчиком, что истица Майер М.Л. и её несовершеннолетние дети Е. и В. собственниками жилых помещений или нанимателями других жилых помещений, помимо дома <адрес>, не являются, что также следует из справки от 26 октября 2011 года, выданной самим ответчиком Администрацией муниципального образования город Салехард.

Согласно требований ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Так, на основании п. 3 Решения Городской Думы муниципального образования г. Салехарда № 34 от 15 ноября 2005 г. «Об установлении учётной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16 квадратных метров, и не более 20 квадратных метров, общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - для семей, состоящих из двух и более человек.

Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истица и несовершеннолетние члены её семьи имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с тем, что жилое помещение, в котором они проживают, является непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, представляет особую опасность для жизни и здоровья проживающих в нём лиц.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ответчиком в судебное заседание не представлено.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, а также положения вышеприведённых конституционных норм, суд находит исковые требования о предоставлении жилого помещения в связи с непригодностью для проживания занимаемого жилого помещения по <адрес> - законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, и о необходимости обеспечения истицы благоустроенным жилым помещением, отвечающим установленным требованиям, соответствующим норме предоставления площади жилого помещения, установленной решением Городской Думы муниципального образования г. Салехард от 15 ноября 2005 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Майер М.Л. к Администрации муниципального образования город Салехард о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого дома аварийным, - удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования город Салехард предоставить Майер М.Л. благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, отвечающее установленным требованиям, на состав семьи из трёх человек: Майер М.Л., Е., В., исходя из нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путём подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение суда изготовлено 25 ноября 2011 года.

Председательствующий                        Т.Ю. Щепкина