Решение по гражданскому делу № 2-2066/2011 о возложении обязанности обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

01 декабря 2011 года Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:         Гниденко С.П.

при секретаре судебного заседания:     ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Салехарда к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Ямало-Ненецкому автономному округу, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в здание,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Салехарда обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в здание, Пенсионного фонда, расположенное по адресу: г. Салехард, ул. Республики, д. 47 путем устранения несоответствия технических характеристик пандуса требованиям СНиП 35-01-2001.

В обоснование требований иска указал, что проведенной проверкой было установлено не соответствие пандуса в указанном здании требованиям строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года № 73. А именно: у пандуса обеспечивающего инвалидам вход в здание Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа, отсутствуют бортики по продольным сторонам пандусов, глубина площадки пандуса составляет 1,4 м., что менее нормативной (1,5 м.), завершающие части поручней не выступают за наклонную часть пандуса, уклон пандуса превышает нормативный. В связи с чем, полагал о нарушении ответчиком требований законодательства о социальной защите инвалидов в РФ, что приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно маломобильных групп населения, а также нарушает права инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата на достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.

Определением Салехардского городского суда от 15 ноября 2011 года, внесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Ямало-Ненецкому автономному округу, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе.

В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард ФИО3, на требованиях иска настаивала, привела доводы, изложенные в нем.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО4, действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований не возражала, наличие выявленных прокурором нарушений в части несоответствия пандуса требованиям строительных норм не оспаривала. Просила предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком на один год.

Представитель соответчика - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Ямало-Ненецкому автономному округу, ФИО5, действующая на основании доверенности, против иска не возражала, наличие выявленных прокурором нарушений в части несоответствия пандуса требованиям строительных норм не оспаривала. Просила об отсрочке исполнения решения суда сроком на один год, пояснив суду об отсутствии денежных средств на цели необходимые для приведения пандуса требованиям СНиП, и необходимости размещения государственного заказа в целях отбора организации способной выполнить необходимые работы.

Представитель соответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе ФИО6, действующая на основании доверенности, против требований прокурора не возражала. Суду пояснила, что поскольку здание Управления Пенсионного фонда закреплено на праве оперативного за Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Ямало-Ненецкому автономному округу то данное учреждение и должно нести обязанности по ремонту пандуса. При этом со стороны Территориального управления не имеется возражений относительно необходимости проведения ремонтных работ по приведению пандуса в соответствие с требованиями СНиП.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Из материалов дела следует, что объект недвижимого имущества – Административное здание Пенсионного фонда РФ, расположенное по адресу: г. Салехард, ул. Республики, дом № 47 является собственностью Российской Федерации, и закреплено на праве оперативного управления за Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ямало-Ненецкому автономному округу, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между Управлением Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа (ссудополучатель) и Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Ямало-Ненецкому автономному округу (ссудодатель), часть указанного здания, общей площадью 789,4 кв.м., в том числе кабинетная – 256,1 кв.м., передана в безвозмездное пользование Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа для размещения последнего.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокурором города Салехарда с привлечением ведущего инженера ОТН МУ «Салехардская дирекция единого заказчика» ФИО7 произведен осмотр входной группы здания на предмет наличия пандусов и их соответствия нормативным документам.

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ в резульате осмотра выявлено, что в здании Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенном по адресу: г. Салехард, ул. Республики, д. 47, отсутствуют бортики по продольным сторонам пандусов согласно требованиям п. 3.31 СНиП 35-01-2001, глубина площадки (1,4 м.) менее нормативной (1,5 м.) (п. 3.29 СНиП 35-01-2001), завершающие части поручней не выступают за наклонную часть пандуса, согласно требованиям п. 3.32 СНиП 35-01-2001, уклон пандуса превышает нормативный согласно требованиям п. 3.29 СНиП 35-01-2001.

В судебном заседании представители ответчиков не оспаривали наличие несоответствий пандуса требованиям СНиП и необходимости устранения указанных в акте нарушений.

В соответствии со ст. 68 Гражданского процессуального кодекса РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.

При указанных обстоятельствах, суд находит установленным факт несоответствия пандуса требованиям СНиП 35-01-2001 и необходимости устранения указанных в акте нарушений, поскольку их наличие приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно маломобильных групп населения, на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.

В соответствии со ст. 298 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Таким образом, распоряжение имуществом закрепленным за учреждением на праве оперативного управления допускается только с согласия собственника указанного учреждения.

Как следует из материалов дела, спорный объект недвижимого имущества является собственностью Российской Федерации и закреплен на праве оперативного управления за Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Ямало-Ненецкому автономному округу.

В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе, как представитель собственника недвижимого имущества, не возражал против необходимости осуществления ремонтных работ по приведению технических характеристик пандуса требованиям СНиП, лицом за которым объект недвижимого имущества закреплен на праве оперативного управления.

В этой связи, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему спору будет являться Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Ямало-Ненецкому автономному округу, поскольку объект недвижимого имущества – Административное здание, расположенное по адресу: г. Салехард, ул. Республики, д. 47 закреплен за ним на законном основании - на праве оперативного управления. А потому, учитывая отсутствие возражений со стороны представителя собственника недвижимого имущества на проведение ремонтных работ с пандусом, данная обязанность подлежит возложению на указанное учреждение.

То обстоятельство, что часть здания, согласно договору, передано в безвозмездное пользование Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа, не имеет существенного значения по настоящему спору, поскольку согласно условиям указанного договора, ссудополучатель наделен правом осуществления текущего ремонта, вызванного в результате эксплуатации здания. При этом право на проведение ссудополучателем работ по изменению технических характеристик составных частей здания, в том числе и пандуса, договором не предусмотрено.

В соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить исполнение решения суда.

В судебном заседании представителями ответчиков Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Ямало-Ненецкому автономному округу заявлено ходатайство об отсрочке исполнения решения суда сроком на один год.

В обоснование требований об отсрочке исполнения решения суда представители ответчиков сослались на отсутствие денежных средств на 2012 год необходимых на цели проведения ремонтных работ пандуса, а также необходимость проведения процедуры размещения заказа на выполнение указанных видов работ в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В судебном заседании помощник прокурора г. Салехарда не возражала против предоставления отсрочки исполнения решения суда. Вместе с тем, полагала возможным предоставить отсрочку исполнения решения суда до 01 июля 2012 года.

Суд, с учетом обстоятельств приведенных в обоснование требований об отсрочке исполнения решения суда, находит требования ответчиков в указанной части обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Отсрочка исполнения решения суда сроком до 01 июля 2012 года будет соответствовать требованиям разумности и справедливости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 203 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Ямало-Ненецкому автономному округу обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в Административное здание, расположенное по адресу: г. Салехард, ул. Республики, дом № 47, путем устранения несоответствия технических характеристик пандуса требованиям СНиП 35-01-2001.

В удовлетворении иска к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе, отказать.

Предоставить Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Ямало-Ненецкому автономному округу отсрочку исполнения решения суда сроком до 01 июля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий          С.П. Гниденко