Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.
Салехардский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи: Богомягковой О.В.
при секретаре судебного заседания: П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т. об оспаривании решения призывной комиссии муниципального образования город ________________________ и возложении обязанности предоставить отсрочку,
УСТАНОВИЛ:
Т. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии муниципального образования _______________________ от ____________ 2011 года, которым он призван на военную службу.
В обоснование заявленных требований указал, что _______ 2004 года поступил в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» с присвоением ему специального звания рядовой внутренней службы и с последующим зачислением на службу в ГПС МЧС России. ______2007 года он окончил образовательное учреждение, после чего ДД.ММ.ГГГГ в звании лейтенант внутренней службы был принят на должность эксперта сектора судебных дисциплин ГУ _____________________, согласно приказа ______________от ___________ 2007 года № ________. В связи с организационно-штатными изменениями с ____________ 2010 года был назначен на должность главного специалиста организационно-аналитического отдела ГУ___________________, согласно приказа ГУ МЧС России по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ № ______________. С ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность заместителя начальника отдела организационно-аналитического ГУ ______________________, согласно приказа ГУ МЧС России по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ № ____________, где и по настоящее время проходит службу. Решением призывной комиссии военного комиссариата ____________________ от ______________ 2011 года он призван на военную службу, в предоставлении отсрочки от призыва ему было отказано. С указанным решением он не согласен, полагал его принятым в нарушение положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Просил суд отменить указанное решение, обязать призывную комиссию устранить допущенные нарушения и предоставить надлежащим образом отсрочку от призыва на военную службу.
В судебном заседании заявитель Т. и его представитель Р., действующая на основании доверенности, уточнили заявленные требования, просили суд признать незаконным решение призывной комиссии военного комиссариата ___________________ от ДД.ММ.ГГГГ и отменить его, обязать предоставить отсрочку от призыва на военную службу на основании п.п. «з» п.1 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», поддержали доводы, изложенные в заявлении. Также пояснили, что в настоящее время Т. продолжает проходить службу в структурном подразделении МЧС и имеет специальное звание старшего лейтенанта внутренней службы.
Представитель заинтересованного лица Б., действующий на основании доверенности, полагал требования жалобы не обоснованными. Указал, что в соответствии с действующим федеральным законодательством отсрочка от призыва на военную службу предоставляется лицам, поступившим на службу в Государственную противопожарную службу непосредственно по окончанию образовательных учреждений высшего профессионального образования, при наличии у них высшего профессионального образования и специального звания. Однако, у Т. высшее образование отсутствует, в связи с чем, оснований для предоставления отсрочки не имеется.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Т., __________года рождения, в период с ___________ 2004 года по __ июня 2007 года обучался в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» по специальности пожарная безопасность.
________ 2007 года заявителю выдан диплом о среднем профессиональном образовании, с присвоением квалификации «Техник».
По окончанию обучения, приказом Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – ГУ МЧС России по ЯНАО) от ДД.ММ.ГГГГ №-ОК, ФИО3 назначен на должность эксперта сектора судебных дисциплин ГУ «Судебно-экспертное учреждение ФПС ИПЛ по ЯНАО» с присвоением специального звания лейтенанта внутренней службы с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ГУ МЧС России по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ № __№-НС заявитель в звании ______________ назначен на должность главного специалиста организационно-аналитического отдела ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по ЯНАО». Указанная должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы.
___ августа 2010 года, согласно приказу ГУ МЧС России по ЯНАО № ____, заявитель назначен заместителем начальника организационно-аналитического отдела ГУ ___________________________. Указанная должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы.
Как следует из справки ГУ МЧС России по ЯНАО от ______2011 года № _____ Т. проходит службу в указанном управлении с _______2004 года по настоящее время.
Согласно протоколу призывной комиссии муниципального образования ___________№ ___ от ДД.ММ.ГГГГ Т. призван на военную службу.
С указанным решением призывной комиссии не согласен заявитель, полагает его принятым в нарушение Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», поскольку он имеет право на отсрочку от призыва на военную службу.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в п. 5 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, могут быть также оспорены и действия призывных комиссий, поскольку последние наделены властными, распорядительными полномочиями и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.
В соответствии с п.п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 104-ФЗ) отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 312-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» внесены уточнения в основания предоставления отсрочки от призыва на военную службу по п.п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии с внесенными изменениями, которые вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ, отсрочка от призыва предоставляется лицам при наличии у них высшего профессионального образования.
Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 312-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу не было обусловлено наличием обязательного получения высшего профессионального образования.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 312-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до ДД.ММ.ГГГГ, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.
Как установлено в судебном заседании, заявитель Т. в соответствии с п.п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 104-ФЗ) имел право на отсрочку от призыва на военную службу как в период своего обучения в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», так и после его окончания в 2007 году, поскольку после завершения обучения был зачислен на службу в Главное управление МЧС России по ЯНАО в звании лейтенанта, в то время, когда изданные изменения в законе не вступили в свое действие.
Следовательно, в силу вышеуказанных норм у заявителя имеется отсрочка от призыва на период его службы в органах МЧС.
При таких обстоятельствах, требования заявителя суд находит обоснованными, а потому решение призывной комиссии муниципального образования ___________________ № _____от _____ 2011 года, в части призыва на военную службу Т., является незаконным и подлежит отмене.
Довод представителя заинтересованного лица о том, что ранее отсрочка заявителю решением призывной комиссии не представлялась, в связи с чем, он не имеет права на нее, не заслуживает внимания суда, поскольку право на отсрочку у заявителя до ДД.ММ.ГГГГ имелось в силу закона, и не может быть поставлено в зависимость от наличия, либо отсутствия решения призывной комиссии о ее предоставлении.
Не обоснованными являются и доводы представителя заинтересованного лица о том, что заявитель не имеет высшего образования, а потому и права на отсрочку, поскольку право на отсрочку возникло у заявителя до ДД.ММ.ГГГГ и продолжает действовать в силу положений ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 312-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на период службы в органах МЧС.
Таким образом, отсутствие у Т. высшего профессионального образования, предусмотренного действующей редакцией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», как обязательное условие при предоставлении отсрочки, не может служить причиной отказа в удовлетворении требований заявителя.
Иные доводы представителя заинтересованного лица об отсутствии основании предоставления заявителю отсрочки от призыва на военную службу, в том числе со ссылкой на то, что должность на которой истец проходит службу в ГУ МЧС России по ЯНАО не отнесена к должностям государственной противопожарной службы, также не заслуживают внимания суда, поскольку противоречат материалам дела, и основаны на ошибочном толковании материального закона.
В соответствии со ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии муниципального образования ____________ от ДД.ММ.ГГГГ в части призыва Т. на военную службу.
Обязать призывную комиссию муниципального образования_____________________устранить допущенное нарушение и предоставить Т. отсрочку от призыва на военную службу на основании подпункта «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: О.В.Богомягкова