Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
06 декабря 2011 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Долматов М.В.,
при секретаре судебного заседания Хакимовой З.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тазовского района в интересах С. к департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тазовского района, действуя в интересах С., обратился в суд с иском к департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения, мотивировав требования тем, что С. ___ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители умерли. Истица принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включена в список нуждающихся в жилых помещениях, собственного и закрепленного жилья не имеет, приобрела в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом формам, потребность в обеспечении жильем возникла 03 мая 2011 года - в связи с достижением совершеннолетия и прекращением установленного над ней попечительства, однако до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.
В иске прокурор просил возложить на департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа обязанность предоставить С. вне очереди изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров на территории муниципального образования п. Тазовский.
Определением Салехардского городского суда от 21 ноября 2011 года, в качестве соответчика к участию в деле привлечено Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, в качестве третьего лица – администрация муниципального образования Тазовский район.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард Мосиявич О.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении, против предоставления ответчику срока исполнения решения суда до 2 месяцев, возражала.
Истица С. в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа и департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Чепурнов В.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявил о несогласии с исковыми требованиями прокурора, представил письменный отзыв, в котором указал, что С. принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, и включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей на 2011 год. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности истица не имеет, и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. Каких-либо нарушений жилищных прав истицы со стороны Правительства ЯНАО не допущено. В случае принятия судом решения об удовлетворении иска прокурора и возложении на Правительство ЯНАО обязанности предоставить С. жилого помещения по договору социального найма, просил суд на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, установить срок 2 месяца, необходимый для совершения Правительством ЯНАО и уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа действий по исполнению решения суда, так как на сегодняшний день в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Тазовский район в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что С., ____ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать С. умерла ____ года, а отец С. умер ___.
Распоряжением Главы муниципального образования Тазовского района от 03 июня 2003 года № 242 над несовершеннолетней С. была установлена опека, опекуном назначен С.
Согласно письму администрации муниципального образования Тазовский район, С. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, под номером «67».
Как следует из материалов дела, С. также включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений в 2011 году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, где значится под номером «67».
В заявлении от 07 апреля 2011 года, адресованном первому заместителю директора департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Холодовской Н.М., истица просила предоставить ей жилое помещение в п. Тазовский.
Как следует из материалов дела, 07 ноября 2011 года С. обратилась к прокурору Тазовского района с заявлением, в котором она сообщила, что является лицом из числа детей-сирот, право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке возникло, жильем до сих пор не обеспечена, изъявила желание о предоставлении жилья на территории п. Тазовский, а также в указанном заявлении истица отказывалась от предоставления ей субсидии на приобретение жилого помещения.
Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ позволяет прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан с заявлением об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
При этом в абзаце 2 ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ содержится указание на то, что в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.
Прокурором представлено суду заявление С. от 07 ноября 2011 года, адресованное прокурору Тазовского района, в котором она сообщила, что является лицом из числа детей-сирот, право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке возникло, жильем до сих пор не обеспечена, изъявила желание о предоставлении жилья на территории п. Тазовский, а также отказывалась от предоставления ей субсидии на приобретение жилого помещения.
Таким образом, прокурором подтверждены его полномочия на подачу искового заявления в суд в интересах С.
Прокурором заявлено требование о предоставлении С. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что С. состоит в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2011 год на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потребность в обеспечении жильем у неё возникла 03 мая 2011 года, а именно по достижении ею совершеннолетия и прекращения попечительства над ней.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. 2 ч. 2 и ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства.
Согласно справок, выданных Тазовским филиалом ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации» от 13 мая 2010 года № 1067, Ново-Уренгойским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО, С. жилья на праве собственности на территории Тазовского района не имеет.
Из справки Управления по работе с населением межселенных территорий и традиционными отраслями хозяйствования администрации Тазовского района от 20 мая 2010 года № 499 следует, что С. проживает на межселенной территории фактория 5-6 Пески и ведет кочевой образ жизни совместно с опекуном С.
Следовательно, по смыслу приведённых положений законодательства С. приобрела право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
Из материалов дела следует, что С. в установленном порядке была включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потребность в обеспечении жилым помещением у истицы возникала 03 мая 2011 года, а именно по достижении ею совершеннолетия и прекращения попечительства над ней.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы. При этом обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения соблюдены: С. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, собственного и закреплённого жилья не имеет, впоследствии включена в список нуждающихся в жилых помещениях, однако до настоящего времени жильём не обеспечена, следовательно, жилищные права истицы были нарушены.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на внеочередное обеспечение жильём не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, наличия либо отсутствия свободных жилых помещений необходимой площадью, поскольку потребность в обеспечении жильем у нее возникла в 03 мая 2011 года.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истице жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Таким образом, заявленные прокурором требования к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении истице жилого помещения подлежат удовлетворению судом.
При этом, учитывая, что обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации, суд находит департамент строительства и жилищной политики ЯНАО не надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Разрешая ходатайство представителя ответчика об установления срока для исполнения решения суда сроком на 2 месяца суд приходит к следующему.
Свои доводы представитель ответчика Правительства ЯНАО мотивирует тем, что в настоящее время в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади, и в случае удовлетворения иска необходимо будет подготовить и направить на утверждение в Правительство ЯНАО проект постановления о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для приобретения жилого помещения в соответствии с решением суда; затем принять указанное постановление и довести выделенные бюджетные ассигнования до главного распорядителя средств окружного бюджета - департамента строительства и жилищной политики ЯНАО; далее, разместить государственный заказ на приобретение в собственность автономного округа жилого помещения, зарегистрировать и оформить право собственности автономного округа на приобретенное жилое помещение в собственность государственного жилищного фонда, а затем заключить договор социального найма с С.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные в решении суда действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Вместе с тем, суд находит, что заявленный ответчиком срок исполнения решения суда 2 месяца считает разумным и отвечающим интересам истца срок исполнения решения суда - 2 месяца.
Также вопросы об отсрочке исполнения решения суда могут быть рассмотрены по инициативе лиц, участвующих в деле, либо судебного пристава-исполнителя, по правилам статей 203 и 434 ГПК РФ, в порядке исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Тазовского района в интересах истицы С. к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилого помещения, - удовлетворить.
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить С., ____ года рождения, по договору социального найма благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся на территории муниципального образования п. Тазовский, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Предоставить Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа отсрочку исполнения решения суда сроком на 2 месяца
В удовлетворении требований прокурора Тазовского района в интересах истца С. к департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы, представления через Салехардский городской суд.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья М.В. Долматов